Фрагменты уроков с применением ТРИЗ и РКМ технологий
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

 

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. "Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.[1]" Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер.

Работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Первая публикация — в 1956 году[2] — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». [2] Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  1. решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
  2. прогнозирование развития технических систем;
  3. пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);
  4. совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

В нашей работе мы представляем ряд фрагментов уроков русского языка и литературы с использованием ТРИЗ и РКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Илющенко Н.М.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Новокузнецк

Привлекательная цель

(фрагмент урока русского языка «Определенно-личные предложения», 8 класс)

Формула данного приема выглядит так: перед учениками ставится простая, но понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей производит учебные действия, планируемые педагогом.

Цель урока: научится создавать текст поздравительных открыток, используя односоставные о/л предложения. При этом формируется умение различать односоставные и двусоставные предложения, находить о/л предложения по их значению и структурным особенностям, использовать о/л предложения в разных стилях речи.

Изучение материала идет путем составления таблицы.

Односоставные предложения


Виды

Что обозначает главный член

Чем выражен главный член (основные случаи)


Примеры


С главным членом – сказуемым

определенно-личные

Люблю грозу в начале мая!

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.

Выйду, сяду под рябину…

Звени, звени златая Русь!

неопределенно-личные

Объявили тревогу, и отряд отправился в путь.

И на обломках самовластья напишут наши имена.

Мне не поверят, но я говорю правду.


безличные

Нигде не дышится вольней…

Вам не видать таких сражений. Человеку холодно без песен. У этой страны нет имени.

С главным членом - подлежащим


назывные

Переправа, переправа…

Темень, холод…

Илющенко Н.М.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Новокузнецк

Прием «Письмо с дырками»

(фрагмент урока литературы «Пословицы и поговорки», 7 класс)

Этот прием позволяет развивать не только критическое мышление, но и способствует развитию памяти, воображения.

Слово учителя:

Ребята, до нас дошли рукописи наших предков, содержащие малые формы фольклора: пословицы и поговорки. Но эти записи, сделанные много веков назад, истерлись, поэтому многие слова не разобрать.

Задание: восстановить содержание пословиц.

Не гонись за красотой, гонись за…

Дружбой дорожи - … не спеши.

Худо тому, кто не делает … никому.

Всяк … любит, да не всяк ее скажет.

Дело с … не мешай.

Прием «Круги по воде»

(фрагмент урока литературы «Мифы народов мира», 6 класс)

Работа с текстом может быть организована через поиск ключевых понятий и раскрытие их существенных признаков. Ключевое слово или понятие записывается по вертикали, а затем подбираются на каждую букву слова характеристики. Данный прием развивает способности видеть в общем частное, а в частном общее.

Прочитав вступление к разделу «Мифы народов мира», ответьте на вопрос: о чем рассказывалось в мифах? Используйте прием «Круги по воде».

Модель сотворения мира

Исторические предания

Фактическое отображение мира

Илющенко Н.М.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Новокузнецк

Концептуальная таблица

(фрагмент урока литературы «Черты классицизма, романтизма, реализма в комедии Грибоедова «Горе от ума», 9 класс)

Применяется для систематизации информации, характеристики существенных признаков изучаемых явлений и событий, при сравнении нескольких аспектов или вопросов (трех и более) предполагает сравнительный анализ изученного материала. Работа с концептуальной таблицей важна для формирования навыков анализа и классификации изучаемой информации.

Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Линии сравнения

Классицизм

Романтизм

Реализм

Время существования

XVII - начало XIX в.

конец XVIII – первая половина XIX

30-е годы XIX в.–XXв.

Основные свойства

Обращенность к образам и формам античного искусства как классическим образцам. Нормативная поэтика.

Доминанта субъективного над объективным. Тяга к выдвижению на первый план исключительного.

Посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Основа эстетики

Принцип рационализма и «подражания природе».

Отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности и права на приобретение реальности.

Верность действительности, стремление к непосредственной достоверности изображения.

Основные черты

Соблюдение «принципа трех единств»: места, времени и действия. Сохранение традиции «системы амплуа», любовный треугольник. Жанровые особенности («высокий» или «низкий» жанр).

Романтический характер конфликта. Мотив одиночества, изгнание романтического героя. Наличие трагического пафоса. Мотив путешествия.

Социальная и психологическая типичность характеров и обстоятельств. Система образов, индивидуальность героев. Детализация. Художественные средства раскрытия образов.

Илющенко Н.М.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Новокузнецк

Кластеры

(фрагмент обобщающего урока литературы «Устное народное творчество», 5 класс)

Данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке. В центре располагается тема занятия, вокруг нее крупные смысловые единицы, которые разбиваются на отдельные элементы. Так происходит дробление ключевого слова или темы на слова-веточки. Выстраивая гроздья, дети развивают умение делать прогнозы и обосновывать их, учатся проводить аналогии, устанавливать связи.

Устное народное творчество (фольклор)

Лирика                                               Эпос                                      Драма

песни        малые фольклорные                Сказочный        несказочный            игры     обряды

                          формы                                                                                                  народные

                                                                        сказка                 предание                        пьесы

частушки   потешки  заклички                                                             легенда

                                                              волшебная    о животных               бывальщина приговорки             считалки                                                                              

                                                                             бытовая

     загадки   скороговорки

Илющенко Н.М.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Новокузнецк

Пресс-конференция

(фрагмент урока литературы «Споры о характере главного героя по пьесе А.Островского «Гроза»)

Ребята составляют списки вопросов критикам Писареву и Добролюбову, основываясь на материалы их статей «Луч света в темном царстве», «Мотивы русской драмы». В роли критиков выступают сильные учащиеся, способные ориентироваться в данной статье уметь отстоять свою (критиков) точку зрения.

Вопросы Добролюбову:

1. Почему настала неотлагательная потребность в более деятельных и энергичных людях?

2. Чем поражает русский характер?

3. Как формируется идеальный характер?

4. Как Катерина старается жить?

5. Смерть – это протест?

6. Почему смерть Катерины кажется отрадным?

Вопросы Писареву:

В каких характерах нуждается общественная и народная жизнь?

Что обновляет жизнь, уничтожает глупые пороки?

Что заметно в поступках Катерины?

Почему Катерина видит вещи в «розовом» цвете?

Самоубийство – глупо?

Почему «луч» Вам кажется только синими пятнами?

Илющенко Н.М.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Новокузнецк

Прием «Лови ошибку»

(Фрагмент урока литературы «Художественные «открытия» серебряного века», 11 класс)

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

На стадии рефлексии группы получают серию поэтических отрывков, принадлежавших перу поэтов «серебряного» века. Но авторы указаны неверно. Задание: определить какому модернистскому течению принадлежит данный отрывок и кто его подлинный автор.

                     ***

Слоны бились бивнями так,

Что казались белым камнем

Под рукой художника.

Олени заплетались рогами так,

Что казалось, их соединял старинный брак

С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.

Реки вливались в море так,

Что казалось: рука одного душит шею другого.

                                                                                             

                                                                                 О.Мандельштам

              Валькирии

Летают Валькирии, поют смычки.

Громоздкая опера к концу идет.

С тяжелыми шубами гайдуки

На мраморных лестницах ждут господ.

Уж занавес наглухо упасть готов;

Еще рукоплещет в райке глупец;

Извозчики пляшут вокруг костров…

«Карету такого-то!» - Разъезд. Конец.

                                                                     З.Гиппиус

                 

                   Бессилие

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный, на берегу…

Стою над пропастью – над небесами, -

И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить…

Мне близок Бог – но не могу молиться,

Хочу любви – и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю,

Я вижу полог бледных облаков…

Мне кажется, что истину я знаю –

И только для нее не знаю слов.

                                                                      В.Хлебников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное ( урок с использованием ТРИЗ и РКМ технологии )

Имя прилагательное »( урок русского языка с использованием ТРИЗ и РМК технологии, 6 класс ) Цель: систематизация и обобщение знаний о имени прилагательном; повторение орфограмм, связанных с...

Фрагмент урока с применением игровой технологии.

методическая разработка в помощь к любому уроку...

Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Тема: Масштаб.Название задачиМир  великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...

Методический конструктор фрагментов урока с применением интерактивных технологий

Проведение урока по ФГОС  предполагает творческий подход учителя и гибкость в построении  методики его  проведения. Главным критерием эффективности урока становится достижение не только...

Фрагмент урока с применением кейс-метода. Тема урока: «Современна ли совесть?»

Урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.С.Петрушевской «За стеной»...