Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Канафьева Татьяна Михайловна

Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon upotreblenie_prichastiy_i_deeprichastiy_v_rechi.zip13.35 КБ

Предварительный просмотр:

   

Урок по русскому языку

       Тема: « Употребление причастий

и деепричастий в речи».

                                                     

                                                     Автор :учитель русского языка

                                                   и литературы Канафьева Т.М.

                                      МБОУ «Гимназия №4»,

                                                            г.Дзержинский Московской области

Тема: « Употребление причастий и деепричастий в речи».

Цели: обобщить знания по темам «Причастие» и «Деепричастие»;

           изучить роль причастий и деепричастий в речи.

Ход  урока.

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Задача сегодняшнего урока – обобщить знания о глагольных формах, которые так не похожи на глагол, что их даже выделяют в особые части речи. Мы вспомним о грамматических особенностях причастий и деепричастий, а также выясним, какова их роль в художественных текстах.

Начнем мы с формы, о которой М.В. Ломоносов сказал: «Она служит сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу».

-Что это за форма?  

        -Причастие.

-Как вы понимаете выражение М.В. Ломоносова?

Причастие соединяет в себе качества имени прилагательного и глагола. От прилагательного оно унаследовало способность определять, обозначать свойства предмета, от глагола – представлять эти свойства в развитии, меняющимися во времени.

-Попробуем доказать это на конкретных примерах.

РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ.

Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака,  написанного в 1956 году.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одеже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

                          ВОПРОСЫ  ДЛЯ  АНАЛИЗА:

Что вас поразило в стихотворении Б. Пастернака? О чем оно? Какую картину вы представляете себе?

Как бы вы озаглавили стихотворение?

  ( «Июль», «Июль – проказник». Да, авторское название стихотворения – «Июль»).

Каким предстает перед нами июль?

(Июль – степной нечесаный растрепа, бесцеремонно входящий в дом через окна, громко говорящий, пропахший ароматом деревьев и трав).

Какие средства художественной выразительности использует автор?

(Олицетворение, т.е. оживление неодушевленного предмета, явления, наделение его человеческими качествами: июль снял комнаты, говорящий вслух и т.д..

Сравнение – летнее время – дом, месяц – степной нечесаный растрепа).

Какие слова и обороты помогают создать образ шумного гуляки-июля?

(Яркие, интересные причастия и причастные обороты: таскающий в одеже, все громко говорящий вслух, пропахший липой и травой).

6. Чем различаются прилагательные и причастия? Проанализируйте особенности употребления каждого из них.

Прилагательное обозначает постоянный, неизменяемый признак, причастие – свойство предмета, имеющее временную характеристику).  

    7. Каковы изобразительные свойства причастия?

   (Причастие совмещает в себе изобразительные свойства глагола и прилагательного, что позволяет передать красоту  этого летнего, теплого дня образно, необычно, в движении, в динамике; причастия позволяют представить июльские дни в движении , в звуках , в красках и запахах).

   8. Объясните употребление знаков препинания.

   9. Объясните употребление слов «роздых», одежа, внаем.

 10. Разберите морфологически слова:  говорящий (1в.), пропахший (2 в.).

                                                                                                                                                 

3. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

-Откройте учебник на странице 178, упражнение 398. Прочитайте выразительно стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».

Используя текст этого стихотворения, покажем способность причастий являться выразительными средствами в художественном тексте.

 Назовите слова, которые помогают нарисовать пейзаж, создать настроение.

 Это прилагательные и причастия.

Прилагательные:                                                                Причастия:

весенней  (сыростью)                                                          разбуженный (лес)

круглые   (бубенчики)                                                         объят  (лес)

плотны     (бубенчики)                                                         закрыты (бубенчики)

зеленый    (лист)                                                                   спеленутый (цветок)

прохладен (цветок)                                                               завернутый (цветок)

хрупок     (цветок)                                                                 нетронутой (глуши).

душист    (цветок)                                                                              

раннею    (весною)

счастливую (тоску)

горькому (цветку).

-Какова роль прилагательных?

    ( Называют постоянные, не изменяющиеся во времени признаки предметов.

     Придают речи выразительность. Помогают полнее раскрыть отличительные признаки предмета).

-Какова роль причастий?

   (Причастия придают речи образность, помогают передать настроение автора. Причастия разбуженный, спеленутый, завернутый употреблены в переносном значении.  Разбуженный - это о лесе, как о человеке, спеленутый, завернутый – это о цветке, как о ребенке. Это олицетворение).

-Объясните употребление причастия «спеленутый».

(Рифмуется со словом «нетронутой»).

   - Объясните написание причастия РАЗБУЖЕННЫЙ  - (это страдательное причастие прошедшего времени с приставкой РА З -, совершенного вида) и НЕТРОНУТОЙ (НЕ- приставка, т. к. нет пояснительных слов.

 

- Можно сделать вывод о том, что в художественных текстах часто используются прилагательные и причастия для создания большей выразительности и образности речи.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

-Теперь давайте проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте заменить причастия  прилагательными в отрывке из стихотворения  М.Лермонтова «Родина».

Сначала запишем строки М. Лермонтова (1 ученик работает у доски).

До замены:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Заменим причастия прилагательными.

После замены:

Люблю дымок паленой жнивы,

В степи ночной обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белых берез.

-Сравните авторский текст с тем, который получился после замены. Что ушло из стихотворения (не считая ритма) ?

Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется неподвижной.

-Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Почему?

        -Авторский текст  обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, меняется во времени. Особую выразительность художественной речи придают причастия, которые называют признаки, изменяющиеся во времени.

5.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА.

Часто в художественных текстах причастие употребляется  с зависимыми словами. Поэтому нам важно выявить роль причастного оборота в художественной речи.

Запишем (прочитаем) отрывок из произведения И.Бунина, поясняя (графически и устно) постановку знаков препинания.

      Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил , смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.

 

-Теперь проведем эксперимент : причастные обороты заменим придаточными предложениями со словом «который».

Измененный текст:

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали по-осеннему опустевший сад и прибили к земле траву, которая  вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва

Различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.

-Какой вариант более выразителен и емок? В чем причина?

(Измененный вариант получился громоздкий, тяжелый для чтения. Причастный оборот является более лаконичной формой выражения мысли по сравнению с придаточными определительными со словом  «который». Причастные обороты обладают выразительной краткостью. Пушкин ценил это их качество, а придаточное определительное называл «вялыми» оборотами, используемыми в повседневной устной речи).

            6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДЕЕПРИЧАСТИЙ.

В тексте Бунина мы встретили также деепричастия. Назовите их.

(-Не прекращаясь - одиночное деепричастие,

смешиваясь с холодным воздухом – деепричастный оборот).

Расскажите о правописании НЕ с деепричастием.

Что такое деепричастный оборот?

Как вы думаете, можно ли говорить об изобразительных свойствах деепричастий и деепричастных оборотов?

-Проведем снова эксперимент: прочитаем отрывок И. Бунина без деепричастия и деепричастного оборота.

Измененный текст.

Вскоре полили дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.

Скажите, изменилось ли что-то в тексте? Картина осени, рисуемая Буниным прежняя?

( Без деепричастий все меняется.

Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его.

При помощи деепричастий картина осени, созданная поэтом оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами).

Особенно часто деепричастия употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия в текстах повествовательного характера.

Возьмем в качестве примера отрывок из «Детства» М. Горького.

   

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблетя нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.

                   7.    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.    

Прочитаем по вашему учебнику  (с.180, упр. 404) воспоминания писателя Д. В. Григоровича о Ф. М. Достоевском.

                               8. ВЫВОД.

Завершая урок, подведем итог: глагольные формы часто использовались и используются писателями и поэтами при написании художественных произведений как средства выразительности.

Причастия обладают «выразительной краткостью», помогают передать свойства предмета во временном развитии. Деепричастия помогают создать живую, полную деталей картину, они обозначают добавочное к основному действие.

Д.З. п.№34, упр.397(у.), 399(у.), 401(п.).

Приложение

     

Б.Пастернак.1956г.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты внаем.

Июль, таскающий в одеже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

М.Горький. «Детство».

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

Употребление причастий и деепричастий в речи

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи" и презентация к нему...

Открытый урок «Употребление причастий и деепричастий в речи»

Место в программе: первый урок по теме: «Употребление причастий и деепричастий в речи», один из заключительных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Тип урока: урок развития речи.Используемые ме...

Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"

Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....

Урок русского языка по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Презентация урока по теме "Роль причастий и деепричастий в художественном произведении"...

Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи

В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказыва...

Урок русского языка "Причастия и деепричастия: повторение"

Урок четко реализует принцип научности,прочности, соблюдаются принципы проблемности,осознанности,посильности.Осуществляется принцип связи теории с практикой, связи с жизнью. На уроке имеет место эстет...