Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Гольцева Альмира Анасовна

 

 Cтатья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы.

Альмира Анасовна Гольцева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа» села Бехтерево Елабужского муниципального  района Республики Татарстан, Россия

Краткая аннотация: статья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений

Ключевые слова: эмоциональный отклик, «прием драматизации», экологическое образование, сопереживание, природные объекты 

Среди сельского населения бытует мнение, что проблема экологии наиболее актуальна для больших городов, а влияние сельчан на природу и окружающую среду незначительное и оно несравнимо с влиянием горожанина. Поэтому у сельского учителя возникает проблема формирования у  детей научных представлений о характере воздействия их деятельности на окружающую среду, таким образом, необходимо на всех предметах школьной программы продолжать экологическое образование учащихся.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требует скорейшей перестройки мышления человека. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью», становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. (Из Концепции общего среднего экологического образования.)

Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все звенья школьного образования.  В.А.Сухомлинский говорил: «Воспитание- это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка, обличающее формирование нравственной позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром». Очевидно, что нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни- учебной игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями  со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе, в обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью. Важная роль, по моему мнению, в этом процессе принадлежит  урокам русского языка и литературы. Педагог- филолог научит детей через  произведения художественной литературы взаимоотношениям с окружающей природной средой.

Я считаю, что уровень экологического образования и  воспитания человека определяется не тем, что он говорит, а тем, как он выполняет определенные правила поведения в природе. Таким образом, учитывая особенности детского возраста, замечу, что более актуальным для ребенка (особенно среднего звена 5-8 классы) являются эмоциональные переживания; следовательно, в своей работе очень часто использую ролевые игры .В основном во время изучения и анализа произведений Л.Андреева («Кусака»), М.Пришвина(«Кладовая солнца»), В. Астафьева («Царь – рыба»), А.П.Платонова («Юшка»), Ф.А.Абрамова («О чем плачут лошади») и др. Ребята инсценируют фрагменты рассказов, разыгрывают возможные ситуации поведения героев произведений. Затем в процессе анализа эпизодов дети выясняют, как мог поступить герой в той или иной ситуации, а как бы поступили сами ученики. Таким образом, учащиеся замечают не только неблагополучие объекта природы (героя, его поступков), но и могут найти способ устранения причины такого нравственного  поведения. Такая работа  вызывает эмоциональный отклик ребенка и,  безусловно, определяет его конкретный поступок.

У В Астафьева есть рассказ «Ода русскому огороду», при изучении которого помогает «прием драматизации». Дети учатся вчувствоваться в проблемы другого, входить в его положение. Размышления ребят от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Ученики чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к природе; в ребенке воспитывается деятельное сопереживание и сострадание.

При изучении лирики ( произведений Ф.Тютчева, А.Фета, Рыленкова, Е.Евтушенко, Р.Рождественского и др.) ребята обращают внимание, прежде всего,  на средства выразительности речи, используемые поэтом для изображения  природы. И снова дети анализируют, сравнивают произведение с реальными картинами природы. Замечают красоту, своеобразие природных зарисовок, учатся прекрасному. Таким образом, вместе с эмоциональным откликом  на прочитанное появляется чувство гордости за свою Родину.

Часто на уроках  русского языка учащиеся пишут сочинения, рассказы, сказки, стихи о ягодах, грибах, птицах, животных нашего края. Материал для своих творческих работ они черпают из своих жизненных наблюдений, находят в книгах, журналах, газетах, справочниках, Интернете.  В 5 классе по русскому языку есть тема «Описание дерева».  Я прошу детей выбрать любимое дерево, дать ему имя, в течение нескольких дней наблюдать за ним и наблюдения записывать в тетрадь. Все исследования учащиеся проводят самостоятельно в качестве домашнего задания. Ребята создают целые шедевры, в которых они  общаются с деревьями,  как с живыми существами, так как дерево – друг, для которого ребенок сам выбрал имя, у которого свой характер и манера поведения.

Работа по экологическому образованию продолжается и в старших классах при подготовке учеников к ЕГЭ. В части задания С очень часто встречаются тексты, в которых заявлена проблема сохранности окружающей среды. Выпускника необходимо научить приводить веские аргументы в своем сочинении. И тогда на выручку приходят уроки литературы, на которых изучаются произведения В.Распутина «Прощание с Матерой», В. Астафьева «Царь – рыба», А.Солженицына «Крохотки» и т.д. Когда ребенок хорошо знает текст прочитанного произведения, то ему легко определить проблему, поставленную автором, искать в нем аргументы, приводить свои доказательства и писать заключение в сочинении.

При работе над пунктуацией и орфографией в старших классах так же использую отрывки из произведений В.Булычева, В.Овечкина, К Паустовского, В. Астафьева, В.Распутина; в младших классах: В.Гаршина, Л. Андреева, Носова и многих других. В моей работе большую помощь оказывает газета «Русский язык» ИД «Первое сентября», из  которой черпаю материал для своих уроков.

Например: приложение к газете под редакцией Е.Н.Зиновьевой на материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки» (стр. 9- 19 )

  1. Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
  2. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянии забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени.3) Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4) Теперь муравьи многие спаслись – бежали на песок, на сосновые иглы. 5) Но страшно: они не убегали от костра.6) Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая- то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, которые опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.Солженицын)

Задания к тексту

  1. Определите основную мысль текста.
  2. Определите тип речи и стиль текста.
  3. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне.
  4. Укажите способ образования слова изнутри (предл. 1)
  5. Из текста выпишите разносклоняемое существительное.
  6. Выпишите из текста все возвратные глаголы.
  7. Из предложений 1- 4 выпишите разноспрягаемый глагол.
  8. Из текста выпишите все прилагательные и определите их разряд.
  9. Из предложений 2- 5 выпишите наречие времени.
  10. Из предложения 6 выпишите все местоимения, определите их разряд.

Подобную работу можно проводить на примере любого текста.

Работу по орфографии  и пунктуации тоже можно проводить на основе текстов о природе.

Например:

Тут мал..чик (не)мог уд..ржат(?)ся от радост.. и чуть было (не)закр..чал и (не)захлопал руками в..волнова(н,нн)ый увиде(н,нн)ым но б..ясь спугнуть колюче..о звер..ка затаил дыхание и широко  ра..крыв счас..ливые глаза в восторг.. с зам..ранием сер..ца см..трел как тот фыркая тщ..тельно обнюх..вал св..им сви(н,нн)ым рыльцем корни розового куста ища между ними червей и смешно ш..велил толст..нькими лапами похож..ми на медвеж..и.      (По В.Гаршину)

Такая форма работы очень интересна детям. Ребенок на материале художественных произведений закрепляет правила орфографии, пунктуации, повторяет все разделы языкознания, таким образом, в то же время делает выводы о том, как следует относиться к окружающему миру, конкретному растению или животному, и, наконец, к самому себе .Научить ребенка любить природу – задача нелегкая. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать все вокруг, уметь любоваться красотой восхода и захода солнца, небом, облаками, цветами, пением птиц и т.д. А чтобы урок был интересным, эмоциональным, живым, постоянно опираться на знания детей, так как им всегда интересно говорить о том, что им понятно, о чем они могут порассуждать. А почерпнуть знания они могут не только из книг и Интернета, но и из непосредственного общения с природой.

Литература

  1. Зиновьева Е.Н. Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Части В и С. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки» (Примеры ). Библиотечка «Первого сентября» серия «Русский язык», выпуск 35, М.: « Чистые пруды», 2010. -30 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в выработке основных компетенций школьников на уроках русского языка и литературы

В этой работе я постаралась обобщить свой опыт по применению компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; рассмотреть, какие компетенции при этом вырабатываются у учащихся....

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Экологическое образование обучающихся на уроках русского языка

В  работе  описываются  формы  и  методы  формирования  у  обучающихся  экологического сознания  на  уроках  русского  языка...

Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"

Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....

Проблемы экологического воспитания школьников на уроках английского языка

Экологическое воспитание является составной частью современного воспитания подрастающего поколения. Его можно осуществлять на основе межпредметного подхода, т. е. усилиями всего коллектива педагогов ш...

Доклад "Проблемы сохранения здоровья обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете  "Проблемы сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ (ЗПР)  на уроках русского языка и литературы"...

Проблемы формирования речевой культуры на уроках русского языка и литературы в средней школе

Постоянно изучая речевую среду, в которой находятся ученики, фиксируются ее особенности, учитывается весь «положительный» и «отрицательный» материал для того, чтобы более эффективно строить рабо...