Публицистические жанры: композиция, назначение, жанрообразующие признаки
статья по русскому языку (10 класс) по теме

В работе рассмотрена специфика жанров публицистики (репортажа, заметки, статьи, рецензии, эссе, очерка), дан их сопоставительный анализ; описаны назначение, композиция, роль автора, жанроообразующие признаки каждого жанра.  Изучение своеобразия публицистических жанров  дается как  подготовительный этап для написания учащимися собственных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publicisticheskie_zhanry.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

г. Перми

Публицистические жанры:

композиция, назначение,

жанрообразующие признаки,

Косовских Яна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 27»

Пермь 2012

Введение

          Подготовка учащихся к успешной коммуникации, социализации представляется очень важной в наши дни. Для достижения этой цели должны быть выработаны новые принципы преподавания, подходы к содержанию и структуре уроков литературы и русского языка.

На формирование самостоятельно мыслящей, способной адаптироваться в меняющихся жизненных условиях личности влияют многие факторы. Среди них важным является условие для развития связной речи учащихся. Не секрет, что сегодня  «самопрезентация» человека во многом зависит от умения пользоваться богатствами родного языка.  В связи с этим традиционная практика занятий по развитию письменной речи учащихся представляется нам недостаточной.

Совсем недавно в рамках нормативного обучения учитель выстраивал уроки развития речи так, чтобы в результате подготовительной работы получился некий усредненный вариант творческой работы, сориентированный на определенный образец. Сейчас же дается  установка на поощрение речевой импровизации,  побуждение учеников к созданию текстов в собственном стиле, при условиях свободного выбора жанра. На наш взгляд, благодатным материалом для формирования самостоятельности мышления, неповторимого, индивидуального стиля говорящего и пищущего являются публицистические жанры. В этой работе мы бы хотели остановиться на рассмотрении отдельных жанров журналистики – в этом заключается цель работы, которая конкретизируется  задачах: определить жанрообразующие признаки публицистических жанров, их композицию, рассмотреть роль автора в каждом из нихДанная тема рассмотрена во многих исследовательских трудах, среди авторов  можно назвать  З.С. Смелкову, Л.В. Ассуирову,  М.Р. Саввову, О.А. Сальникову, А.А. Тертычный и др., однако для более глубоко понимания своеобразия жанра необходимо сопоставление данных жанров, что осуществлено в этой работе.

Жанры публицистики

О жанре как журналистской категории пишет Л.Е Кройчек в работе «Жанр или текст».

Жанр – типологическая категория, то есть обладающая определенной системой элементов формы.

  1. Жанр – гносеологическая категория (познавательная), то есть ставящая конкретные задачи познания действительности.
  2. Жанр – морфологическая категория, поскольку характеризуется

а) Особенностями структуры повествования.

б) Определенным образным строем.

в) Спецификой разработки проблемы. (определенной установкой на эту разработку).

  1. Жанр – аксиологическая категория, то есть обладающая оценочностью.
  2. Жанр – творчески созидательная категория, то есть создающая определенную модель мира (1, 125).

Среди практиков-журналистов существует мнение, что главное - создать интересный материал вне зависимости от жанра. Такой подход недопустим при обучении написанию школьной творческой работы в публицистическом жанре. Следует понимать, что раскрыть ту или иную тему можно только с помощью адекватных ей формальных средств. Это обусловлено тем, что каждое произведение имеет свои отличительными особенности. Они возникают  либо произвольно (когда автор не задумывается, каким должен быть текст), либо в результате специальных творческих усилий (когда заранее определяется, что должно быть отображено, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

Такое объединение может быть произведено на разных основаниях (отсюда – столь разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным станет объединение по сходству сущностных признаков текстов, включаемых в устойчивую группу. При этом объединяющий признак называется «жанровым», а группа - «жанром».

При рассмотрении жанровой картины необходимо обратить внимание, прежде всего, на своеобразие предмета и способа отображения автором действительности. Как пишет А.А. Тертычный, «В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека» (6; 121).

Известны три главных способа отображения: фактографический, аналитический и наглядно-образный. Первые два отличаются друг от друга степенью глубины проникновения в суть предмета. Фактографический нацелен на фиксацию внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае автор прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Аналитический характеризуется проникновением в суть явлений, выяснением их скрытых взаимосвязей. Способ наглядно-образного отображения действительности ориентирован преимущественно на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко такое обобщение становится публицистической типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

Формирование представлений о жанровых особенностях журналистики имеет весомую практическую значимость, так как оно дает возможность школьнику осознанно ориентировать себя в той или иной познавательной ситуации на создание вполне конкретного типа текста, в наибольшей мере «приспособленного» для адекватного освещения темы.

Жанры публицистики:

- информационные (заметка, репортаж и др.),

- аналитические (рецензия, статья и др.),

- художественно-публицистические (эссе, очерк и др.).

Тексты, написанные в различных информационных жанрах, составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати они выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий. Следует отметить, что событие в данном случае может быть понято широко: оно может быть рассмотрено как в социально-бытовом, так и литературном плане (например, «Интервью с главным героем»).

Всесторонности, полноте мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений. Различаются информационные жанры в зависимости от речевой воли автора -  дать краткую или подробную информацию (хроника -  отчет  -  заметка), ввести в нее образность или нет (penopmaж -  информационная заметка), показать свое отношение к предмету речи или ограничиться констатацией фактов (репортаж, заметка, хроника). На основании этого информационные жанры можно разделить на официально-информативные (заметка, хроника, отчет) и информативно-экспрессивные (репортаж). Следует отметить, что кроме уже приведенных, к информационным жанрам принято относить также  комментарий, обозрение,  зарисовку,  очерк, эссе, фельетон, рецензию, письмо, интервью и др. Главной особенностью информационных жанров считается фактографичность.

Если цель информационных жанров - оперативно сообщить о том или ином факте, событии, явлении, то цель аналитических жанров - не только сообщить читателю о факте, заинтересовать его происшедшим событием, но и вскрыть «корни», показать помимо явления и его сущность. В этих жанрах основу составляет осмысление проблемы (анализ, рассуждение, цепь аргументов), причём автор привлекает читателя в единомышленники, т.е. в активные соратники по самому процессу мышления.

Таким образом, в аналитических жанрах на первый план выдвигается функция воздействия на читателя, убеждения в правильности авторской позиции.

К аналитическим жанрам газетно-журнальной публицистики традиционно относят статью, отчет, обозрение и рецензию. Все эти жанры объединяет органическое соединение анализа и оценки описываемых фактов, явлений. Общий признак этих жанров - информация о новых общественных явлениях, значительных явлениях, произведениях искусства, движение от факта к обобщениям, особое внимание к новизне и рассмотрение явления, художественного произведения. Но направленность оценок, охват материала и композиционная структура в каждом из этих жанров различны.

Художественно-публицистические жанры принято относить к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым их особый характер, который проявляется, в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. В них тесно переплетаются черты обоих типов текста, что определяет специфику стиля произведения.

Если для публицистического стиля главное - оказать информационное воздействие на адресата, то для художественно-публицистического - произвести эмоционально-образное впечатление. Этим художественно-публицистические тексты отличаются и от собственно художественных, где автор создает собственную реальность,  используя всю палитру изобразительно-выразительных средств.

Основным содержанием художественно-публицистических произведений становятся не только факты, события, что характерно для информационных жанров, но и их оценка, интерпретация, осмысление. Поэтому спектр проявления основных функций речи существенно расширяется, включая в себя информационную, эстетическую, экспрессивную, познавательно-просветительскую, гедонистическую функции.

Особенностью художественно-публицистического текста является сочетание высокого гражданского пафоса, характерного для публицистики в целом, и индивидуально-личностного отношения к предмету речи, свойственного художественному стилю. Следствием такого сочетания становится «всеядность» художественной публицистики в выборе средств языка и речи. Все используемые средства в совокупности и создают индивидуальный авторский стиль журналиста, пишущего в художественно-публицистическом ключе. Не случайно, что именно в жанрах очерка, эссе, слова, пародии, фельетона чаще всего работают писатели.

Репортаж, заметка

Репортаж –  «жанр газетно-публицистического стиля, конструктивный признак которого - сочетание стандарта и экспрессии, и этот признак распространяется на все текстовые категории, в том числе и на композиционные блоки» (5; 162).

Само понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX века. Оно происходит от «reportare» (лат.), что значит «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода тексты стали называть «отчетами». А «репортажами» - именовать материалы, которые по своему содержанию и форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Таким образом, западные очерки являются генетическими предшественниками нынешнего российского репортажа.

Репортаж – один из излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего, имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX - начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры  стали известными писателями.

По способу отображения действительности выделяются несколько видов репортажа:

  1. информационный репортаж, где автор лишь сообщает о каком-либо факте, возможно, дает сжатую оценку тому, что описывает, но не стремится обобщить то, что рассказывает;
  2. репортаж-«раздумье», в котором автор подробно передает личное отношение к сообщаемому факту в лирико-публицистический отступлениях;
  3. аналитический репортаж вовлекает читателя  в процесс анализа, заставляет его сопоставлять факты, обобщать их, так как автор всесторонне исследует событие.

Репортаж необходимо отличать от других информационных жанров. Репортаж стоит отличать от заметки. Учащиеся должны осознавать границы между этими жанрами для успешного написания своих творческих работ.

Назначение жанра

Факт как основа любого информационного жанра не может существовать сам по себе, «вне отношения к читателю». Автор публицистического текста четко знает, зачем он обращается к факту. Так, цель заметки – сообщение факта, его констатация.

Автор репортажа не просто говорит о событии, он  привлекает внимание читателя  к тому или иному событию, стремится пробудить интерес  или сочувствие  у адресата. Автор представляет факт в качестве «динамичной картины, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющим взволнованность очевидца, в которой ярко выступает личность автора» (6; 39). Это не протокольное изображение действительности, не просто констатация, как в заметке. Репортаж – наглядное изображение действительности, описательная, иногда живописная, развернутая передача жизненного факта.

Предмет изображения

Тематика заметки и репортажа мало чем ограничивается Главное в обоих жанрах – это передача актуальных новостей, в этих текстах сообщают ЧТО, ГДЕ и КОГДА произошло событие.  Данная информация должна выступать как «новость». В заметке представлено краткое изложение результата изучения какого-либо явления.

В репортаже излагается ход изучения, сам процесс развития действия, «динамическая картина» жизни.

Автор

У автора заметки нет стремления  дать оценку тому явлению, о котором он говорит, нет желания всесторонне раскрыть свой внутренний мир. На событие он смотрит словно со стороны. Роль автора ограничивается передачей информации, чаще  обозначается его подписью.

В репортаже, в отличие от  заметки,  оценка автора может присутствовать. Ведь автор становится не только наблюдателем, свидетелем (автор заметки может и не присутствовать на месте событий), но и участником события, даже иногда инициатором.

Жанрообразующие признаки

Для обоих жанров свойственны фактографичность (опора на факты, то, что было в  реальной действительности),  документальность (подтверждение достоверности события с помощью различных источников информации), объективность (социально обусловленное изображение действительности), актуальность (злободневность тематики), стандартизированность (соблюдение жестких правил написания текста).   Заметку отличают точность, лаконичность.  Это текст  небольшого размера, в основе которого краткое изложение важной, актуальной информации.

В репортаже допустимы экспрессивность, оценочность. Автор  расширяет материал, старается ярче представить то, о  чем рассказывает. Задача репортера – дать читателям возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, то есть создать «эффект присутствия». Описать так, чтобы вызвать сопереживание аудитории.

Тип речи, к которому обращается автор в заметке – констатация, в репортаже используются не только констатация, но и описание, повествование.

Композиция

В основе заметки – сообщение об одном событии (одном моменте), в ней не излагается ход события. В тексте присутствует жесткое структурирование материала.

В репортаже изложение хода событий  чаще всего происходит в форме настоящего времени, этим автор вызывает  у читателя живые эмоции. Основная цель (вызвать сопереживание у аудитории) достигается двумя способами:

- изложением динамики события,

- изложением динамики авторских переживаний.

Репортажу свойственна структурная строгость в изображении разнородных фактов,  итогов наблюдения. Основным является хронологический принцип.  Применяя метод наблюдения, автор может следовать за событием, отражая все этапы его развития.

Статья, рецензия 

Аналитические жанры представлены в публицистике прежде всего жанром статьи. Зародившись как информационные издания, газеты и журналы с течением времени стали обращаться к анализу рассматриваемых проблем. Это и обусловило появление данного жанра.

В. Даль объясняет происхождение слова «статья» словами «сталось», «состоялось»  нечто особенное. В «Толковом словаре» под редакцией Д.Н. Ушакова статья характеризуется как «сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике».

Более развернутое определение жанра содержится в пособиях для журналистов: «Статья отличается наибольшей по сравнению с другими газетными жанрами широтой обобщений, глубиной анализа фактов» (5; 148).

Практически все современные исследователи публицистических жанров дают определение статьи через наличие в ее содержательном плане анализа, обобщений. Определение жанра с уточнением его признаков может быть представлено в следующем виде: «статья - один из основных жанров публицистики, характеризующийся постановкой и разработкой проблемы на основе анализа явлений, сопоставления фактов и теоретических обобщений» (5; 193).

Статья как жанр иметь достаточно большой спектр разновидностей, что в значительной мере связано с разнообразием решаемых ею задач и используемого фактического материала.  Учащиеся должны уметь различать следующие разновидности статьи:

  1. Передовая статья. Ее предмет – актуальные вопросы на злобу дня.
  1. Теоретическая статья. В ее основе – научный анализ ситуаций в политической, экономической, культурной сферах жизни общества.
  2. Полемическая статья. В ней автор оспаривает чье-либо мнение и доказывает свою правоту.
  3. Проблемная статья. В ней автор привлекает внимание читателей к какой-либо актуальной проблеме своего времени.
  4. Критическая статья. Автор показывает недостатки работы человека, какого-либо коллектива.
  5. Информационная статья. Содержит констатацию широкого круга фактов, рассматриваемых во всевозможных взаимосвязях с действительностью.

В процессе изучения данного публицистического жанра возможно сопоставле6ние статьи с другим  аналитическим жанром – рецензией.

Назначение жанра

Цель автора статьи – представить анализ общественно значимых явлений. Статья - публикация, анализирующая актуальные ситуации, явления, процессы. Анализ - это метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Цель автора рецензии - представить предмет многосторонне,  не только назвать его характерные черты, но и дать оценку целому явлению. Рецензия – развернутая логическая оценка, в ней анализируются достоинства и недостатки какого-либо произведения.

Предмет изображения

Автор статьи выбирает  факты действительности (актуальные проблемы) в качестве материала для анализа.

Рецензия является реакцией на вновь созданные произведения (литературное произведение, научный труд, произведение живописи, театральную постановку, кинофильм и др.).

Автор

Авторы  статьи и рецензии, безусловно,  индивидуальны, но  их цель не самовыражение, а анализ исследуемого предмета, явления ... Автор статьи - аналитик, привлекающий читателя к размышлению над проблемами.

Автор рецензии – рецензент, рассказывающий о том, что заслуживает внимания читателя, и о том, что внимания аудитории не заслуживает.    Для написания рецензии на достаточно высоком уровне автор должен обладать специальными знаниями, которые не может заменить жизненная мудрость.

Жанрообразующие признаки

Для статьи и рецензии  характерны фактографичность, актуальность, документальность, объективность. От информационных жанров их отличает аргументированность, что предопределено типом речи, который используется в обоих жанрах – рассуждением.

Главной особенностью рецензии становится оценочность, которая в статье допустима, но не является обязательной. Статью от рецензии отличает проблемность, что предопределено предметом изображения и назначением данного жанра.

Композиция

Ведущим типом речи аналитических жанров становится рассуждение («Рассуждение — функционально-смысловой тип речи с обобщённым причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение» (2; 179). Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственные рассуждению, определяют его композиционные и языковые особенности.

В зависимости от логического способа мышления, положенного в основу рассуждения, они делятся на индуктивные и дедуктивные. Индукция, или анализ  -  это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

Набор компонентов рассуждения определяется замыслом говорящего (пишущего). Основными являются три части:

Тезис -  часть, в которой содержится основная мысль, положение, которое будет объясняться или доказываться. Существуют определенные правила выдвижения тезиса: он должен быть четким и ясным и должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

Обоснование - доказательная часть, состоящая из аргументов или примеров, где аргумент — «истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения» (4; 123).

По источнику происхождения аргументы делятся на такие виды:

1. Пример — исторический факт или интересное событие.

2. Индукция — общий вывод, проистекающий из различных частных примеров.

3. «Личный аргумент» — вывод, проистекающий из посылок, действий или слов оппонента, противопоставленных оратором своим собственным посылкам, действиям или словам (6, 25).

В качестве аргументов могут быть использованы:  факты, взятые из жизни самого автора или близких или знакомых ему людей или литературных источников; ссылки на литературу (цитирование), ссылки на авторитеты (мнения известных людей, народная мудрость, тексты Священного Писания); «заведомо истинные суждения» (законы, теории, аксиомы);  логические умозаключения.

Вывод -  заключение.

Итак, с позиций использования типов речи основным для аналитических жанров будет рассуждение, что, впрочем, не исключает введения мини-текстов описания и даже повествования - в зависимости от авторского замысла.

Статья может иметь прямую и инверсионную композиции. Прямая – ввод главной мысли, а затем ее обоснование. Инверсионная – к главной мысли пишущий подводит адресата в конце рассуждения. Предмет исследования в статье – важная общественная проблема, для ее рассмотрения привлекается большой фактический материал, а главная мысль представляет собой формулировку закономерности, позволяющей решить проблему.

Композиция рецензии на произведение искусства иная. В ней есть обязательные структурно-образующие элементы:

  1. Информация о произведении (времени, месте создания)
  2. Сообщение об авторе.
  3. Анализ содержания произведения (тема, идея).
  4. Анализ художественной формы (композиция, сюжет, система образов).
  5. Анализ жанра и стиля произведения.
  6. Рассмотрение произведения в контексте творчества автора, в историко-литературном контексте.

Отсутствие любого из элементов разрушает структуру рецензии, хотя в сегодняшней прессе встречаются рецензии, авторы которых для анализа и оценки избирают только какую-то одну сторону произведения (мастерство автора, мастерство исполнителей, работу режиссера).

Эссе, очерк

Эссе – «жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной, социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса» (БСЭ, т. 43, стр. 186). В качестве самостоятельного жанра эссе утвердился в 16 веке. Эссе Монтеня положили основу этому жанру. Вслед за ним в этом жанре творили Д. Дидро, Г. Гейне и др. Среди русских писателей – А.С. Пушкин, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, позже – В. Иванов, А. Белый, Д.С. Мережковский…

Эссе – эмоционально выразительный этюд, вызывающий человека на «соразмышление», сопереживание.

Для эссе характерно преимущественное использование двух основных типов речи: описания и рассуждения в различных жанрово-стилистических формах. З.С. Смелкова выделяет следующие разновидности эссе:

  1. эссе-рецензия,
  2. эссе - художественная зарисовка (лирическая миниатюра),
  3. эссе-заметки,
  4. эссе – дневниковая запись,
  5. эссе-письмо.

Конечно, это не все жанрово-стилистические формы. В них наблюдается разное соотношение элементов двух стиле – художественного и публицистического. Но для всех форм  свойственны субъективность и непринужденность изложения, свободная трактовка избранной темы.

Эссе необходимо отличать от других художественно-публицистических жанров. Например, от очерка. Для этого есть основания. Ведь одна из разновидностей композиции очерка – «эссеистская» (свободная форма).Учащиеся должны осознавать границы между этими жанрами для успешного написания своих творческих работ. Сопоставим эти жанры.

Назначение жанра

Назначение очерка  -  дать образное представление о событии, явлении, человеке, назначение эссе – эмоционально-образное воздействие на читателя. Если автор очерка стремится создать целостное представление о факте, человеке, явлении, схватить в нем существенное, объективно-значимое, то автор эссе запечатлевает момент субъективного видения. От того, насколько необычен его угол зрения, насколько выразительны детали авторского эскиза, зависит интерес читателя к этому жанру. Автор эссе не стремится к всестороннему рассмотрению явления, не дает его исчерпывающий анализ. Главное – его раздумья о предмете, эмоции пишущего: огорчение, удивление, восхищение… именно поэтому для эссе характерно «этюдность» решения темы.

 Предмет изображения

Предметом очерка и эссе становятся не только сами факты, но их оценка, интерпретация. Очерк знакомит нас  с фактами действительности, какими-либо личностями, этот жанр затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях), проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Замечено, что расцвет очеркового творчества в литературе и публицистике возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом общественных отношений или с возникновением нового уклада жизни, резко усиливаются «нравоописательные» интересы. Соответственно в отечественной литературе и публицистике очерк - весьма распространённый жанр; его стимулируют постоянно назревающие перемены, обновление в социальной, экономической, правовой, бытовой сферах нашей жизни.

Тематику эссе определить трудно, так как она ничем не ограничена. Это может быть эмоциональный отклик на произведение искусства, высказывания выдающихся людей, жизненный факт, личность…

В критико-публицистических жанрах эссе сближается с субъективным отзывом, не претендующим на полноту и доказательность информации и выражающим непосредственный отклик-оценку. Среди жанров собственно художественной литературы эссе - эмоционально выразительный этюд, вызывающий соразмышление, сопереживание читателя. Непосредственно в газетной публицистике эссе можно рассматривать как разновидность зарисовки, если оценивать родовое определение жанра с позиций, предложенных В.Д. Пельтом: «Зарисовка – это картина с натуры, яркий образный этюд. Но далеко не всегда она преследует информационную цель… Это и эскиз с натуры. Это – и жанр раздумий. Таким образом, зарисовка приближается к эссе, к очерку. Это наиболее простой, первоначальный вид очеркового произведения».

Автор

Каждая стилевая группа формирует в сознании реципиента свой образ автора.  Для художественно-публицистических произведений это образ информированного, духовно богатого человека, стремящегося разделить с читателями свою точку зрения, убедить в справедливости собственной оценки.

Различие авторской позиции в художественном, публицистическом и художественно-публицистическом стилях определяет преобладание различных типов оценочности в произведениях этих стилей: в художественном стиле это, прежде всего, авторская, субъективная оценочность, в публицистическом - объективная, социально обусловленная, а в художественно-публицистическом - сочетание субъективно авторской и социально обусловленной (объективизированной) оценочности.

При этом адресат художественно-публицистического текста ближе к адресату собственно публицистического: это, как правило, слушатели или читатели - современники, владеющие обсуждаемой актуальной информацией, тогда как аудитория собственно художественного произведения не ограничена определенными временными рамками.

Автор очерка - рассказчик, высказывающий свое отношение к предмету речи. Публицистический элемент создается прямыми размышлениями автора, непосредственным вторжением его в повествование. Авторское «я» максимально приближается к читателю, родственно ему по духу, умонастроению, взглядам.

Автор эссе - яркая индивидуальность, стремится к максимальному самовыражению. В эссе главное впечатление, ассоциации автора, поэтому он не просто индивидуален, автор стремится к полному раскрытию своего внутреннего состояния. Именно поэтому данному жанру  свойственно непринужденность в изложении мыслей и чувств пишущего.

Жанрообразующие признаки

Обоим жанрам свойственны следующие жанрообразующие признаки: фактографичность, актуальность (в эссе она может носить субъективный характер), отсутствие стандартизированности, в них допустима оценочность. Однако каждый жанр име6ет свои специфические черты.

Очерку свойственна документальная насыщенность. Создавая произведение, близкое по характеру к художественному, автор тем не менее опирается на реальные факты, позволяющие полноценно раскрыть тему, поэтому субъективность изложения сочетается с объективностью. Несмотря на то что во многих случаях художественность в очерках доминирует, специфика жанра тесно связана с наличием в нем «репортажного» начала. Не случайно, например, в немецкой журналистике, как уже говорилось выше, очерковые материалы называются «репортажами» («reportage»). К стилевым чертам очерка относятся интимизация (контакт со своим читателем, делающий  его(читателя) участником своего сообщения), эскизность («вольность» изложения, нарочитая шероховатость формы).  

В самой природе очерка заложена тенденция к выделению самого типичного, главного, яркого, дать характерные черты события, «набросать» портрет героя, поэтому один из специфических жанрообразующих – типизация (отбор наиболее существенного в жизни, общего, характерного для многих). Факты, на которые опирается автор, интересуют его не сами по себе, а как проявление общего, типического, социально обусловленного.

Факты в очерке осмысляются через образы, близкие художественным, отсюда одна из черт очерк образность (образ – это представление о предмете в его конкретной чувственной форме). Автор очерка имеет право на домысел. Однако право это ограничено фактической основой очерка. При этом можно подчеркнуть одни черты героя за счет других, сдвигать события во времени, переносить их из одного места в другое, включает в текст вставные новеллы. Автор «догадывается» о мыслях и переживаниях своих героев или вводит в среду реальных людей вымышленный персонаж, чаще всего отождествляемый с авторским, либо ролевым «я».

Таким образом, очерк можно определить как художественно-публицистический жанр, в котором организующим материал стержнем является авторское «я», тематическим центром - человек и все, что связано с ним и его деятельностью. Авторы работы «Риторические основы журналистики предлагают следующее определение: «Очерк - короткое повествовательное произведение, основной целью которого является образная иллюстрация или образная информация» (5; 142).

В эссе доминирует эмоционально-оценочное начало, это субъективный отклик, представляющий собой непринужденный поток речи. Основу эссе составляют ассоциации автора, которые возникают под впечатлением от предмета речи, явления, факта. Это дает пишущему возможность выйти в общекультурный контекст фоновых знаний читателя. Одна из специфических черт эссе – ассоциативность (сопоставление событий, явлений, происшедших в разных местах и в разное время, но имеющих для автора внутреннюю связь). Описывая какое-либо явление, автор часто сопоставляет его с другим, происшедшем совсем в иное время и в ином месте. Поэтому часто используется прием монтажа (это свойственно и для некоторых очерков).

Для эссе характерно преимущественное использование двух основных типов речи: описание (зарисовка) и размышления в различных жанрово-стилистических формах. Для очерка же характерно использование повествования и описания.

Композиция

Очерк имеет разные композиции:

1) Хроникальное построение (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности). Наличие событийного ядра. Выделяются периоды, эпизоды, действия. Период – продолжительный отрезок деятельности героя, в котором находят отражение типичные для этой деятельности действия. Эпизод – неразвернутый во времени отрезок, вырванный из процесса или события и взятый крупным планом. Единичное действие – момент, наиболее ярко проявляющий суть деятельности. Сюжет должен быть динамичным. Например, в портретном очерке. Есть опасность увлечься занимательным сюжетом и не выразить главную мысль, кредо героя. Путевой очерк предполагает описание собственных впечатлений (записи «изо дня в день», дневник наблюдений). В очерках со смещенной хронологией может присутствовать метасобытие. Это «деятельность журналиста по изучению явления действительности». Эпизоды метасобытия, по мнению Майдановой, могут «насыщаться элементами метатекста, т.е. пояснениями, почему об этом говорится теперь, а не после или раньше, о чем будет сказано в следующих строках и т.д. При обилии метатекстовых замечаний у читающего возникает впечатление, что говорящий существует в двух временных планах: как собеседник в настоящем и как действующее лицо прошлых эпизодов». Если в очерке отсутствует метасобытие, то разные события объединяются общей темой.

2) Построение, основанное на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование). На первом плане логика развития собственной мысли за счет выдвижения системы положений и доказательств. Майданова выделяет три типа логической схемы. Описательная логическая схема: портретные очерки и зарисовки. Предметом анализа оказывается какой-либо ведущий признак, отличающий человека от всех остальных. Логическая событийная схема. Предмет анализа – событие, в котором проявляется важный признак. «имело место событие А с признаком В, признак В проявляется так.., объясняется… И имеет такие следствия». Третий тип – соединяющий. Событие как иллюстрация основного тезиса.

3) эссеистская, свободная форма, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. В основе такого типа очерка лежит личностное восприятие, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной, социальной проблемы. Более чем в других жанрах актуализируется стремление автора к самовыражению.

Эссе – свободное по стилю и композиции размышление автора, строящееся на внутренней логике изложения мыслей. Автор использует принцип монтажа. Эссе свойственен открытый финал (вопрос, многоточие).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение репортажа, статьи,  эссе, относящихся к разным жанровым группам журналистики,  позволяет сформировать целостное представление о ее жанровой картине. Это способствует развитию умения видеть различия между жанрами как вне, так и внутри публицистических групп.

Сопоставительный анализ (репортаж – заметка, статья – рецензия, эссе – очерк) позволил наиболее глубоко проникнуть в специфику каждого жанра.

 Изучение своеобразия жанров журналистики является подготовительным этапом для написания учащимися собственных текстов. Той основой и тем образцом, на которых школьники позже будут создавать собственные сочинения.

Список используемой литературы

1. Кройчек Л.Е. Жанр или текст. – М., 1991.

2. Ладыженская Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение // Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе. - М., 1985.

3. Ладыженская Т.А. Пособие по методике преподавания русского языка. – М., 1998.

4. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова 8-9 кл. – М., 1990.

5. Смелкова З.С., Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова. Риторические основы журналистики. – М., 2002.

6. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича»....

История создания, жанр, композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Материал к первому уроку по изучению романа " Мастер и Маргарита"...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С.Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

"А.С.Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

Жанрообразующие признаки сатирических комедий А. Н. Островского

Формирование жанровой разновидности сатирической комедии «На всякого мудреца, довольно простоты».Проблематика и композиционные особенности пьесы «Лес».Героиня комического эпоса Лиса и «Волки и овцы» А...