Роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса учащихся.
статья по русскому языку по теме

В данной работе идет речь о фразеологических оборотах и их роли в обогащении словарного запаса учащихся. Роль фразеологизмов велика. Фразеологизм имеет ряд существенных признаков: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения, расчлененность своего состава (раздельнооформленное строение). Устойчивость и воспроизводимость понятия соприкасающиеся, но не тожественные. Все языковые единицы, обладающие устойчивостью, воспроизводимы, но не все воспроизводимые образования наделены устойчивостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_frazeologizmam.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса учащихся.

Проблема, с которой нам приходится сталкиваться ежедневно, состоит в том, что словарный запас учащихся довольно беден, речь груба, а порой звучит и табуированная лексика. Дети очень слабо отвечают устно, не могут объяснить ход своих мыслей, затрудняются дать логически развернутый ответ. Многие учащиеся стесняются отвечать у доски, так как порой неправильно произносят слова, не понимают значения слов, у них скудный словарный запас.

На наш взгляд одним из способов обогащения словарного запаса школьников является активное внедрение в их речь фразеологических оборотов. О фразеологии написано множество статей, книг, а интерес к этой области языка не иссякает. Ведь с детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан человеку во владение. И внимательное отношение к своей и чужой речи, хорошее понимание всех оттенков слова, владение языковой культурой – эта задача современного общества. Русский язык – это национальный язык русского народа, обладающего высочайшей культурой. Русский язык в наше время – связующее звено великого многонационального Российского государства с людьми всей планеты. Русское слово – это голос мира, страстный призыв к равенству, братству и дружбе всех народов, во имя мира.

Важно донести до учащихся, что красивая, грамотная русская речь – это один из показателей уважения к своему народу и своей стране. Дети должны понять, чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык, на котором говоришь; лучше и говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурой речи.

Мы считаем, что одним из мощных факторов обогащения словарного запаса школьников являлось и является, по сей день работа по изучению фразеологических оборотов. Ведь фразеологическое богатства русского языка огромно. И только тот, кто любит родную речь, кто знает ее хорошо, тот ощутит радость свободного владения ею. Наша задача состоит в том, чтобы зародить в сердцах обучающихся желание к познанию нового, интересного и актуального на сегодняшний день материала.

Что же такое фразеологизмы?        

Слова, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них свободные, они образуются нами в речи по мере надобности. Каждое слово в них сохраняет самостоятельное значение и выполняет функцию отдельного члена предложения. Например, читать интересную книгу, идти по улице пешком. Но есть словосочетания, которые называются несвободными, связанными, или фразеологическими. В них слова, соединяясь вместе, теряют свое индивидуальное лексическое значение и образуют новое смысловое целое, которое по семантике приравнивается к отдельному слову, например: пустить красного петуха - поджечь, бить баклуши - бездельничать, с минуты на минуту - скоро, с булавочную головкумаленький.
Как правило, такие сочетания закрепляются в языке в результате частой и длительной, иногда многовековой практики употребления. Одно и то же сочетание может выступать то как свободное, то как связанное в зависимости от контекста и значения.

Например: Он закрыл глаза и быстро уснул - Деканат закрыл глаза на недостойное поведение студента.
Фразеология (от греческого
phrasis "выражение" и logos "учение, наука") - совокупность лексически неделимых, целостных по значению, воспроизводимых в виде готовых речевых единиц сочетаний слов.
Фразеологизмы можно разделить на группы с точки зрения происхождения и традиции использования:

  1. выражения из разговорно-бытовой речи: заговаривать зубы, потерять голову, чудеса в решете, на безрыбье и рак рыба, в сорочке родился;
  2. выражения из профессиональных сфер употребления: ставить в тупик, зеленая улица - из словоупотребления железнодорожников; топорная работа, без сучка, без задоринки - из речи столяров;
  3. выражения из книжно-литературной речи:
    а) термины и обороты из научного обихода:
    центр тяжести, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, довести до белого каления;
    б) выражения из произведений художественной литературы:
    "А ларчик просто открывался" (И. Крылов); "с чувством, с толком, с расстановкой", «карету мне, карету», «злые языки страшнее пистолета», «счастливые часов не наблюдают» (А. Грибоедов); "живой труп" (Л. Толстой); "Дело пахнет керосином" (М. Кольцов).

Для развития у учащихся интереса к фразеологизмов в своей речи можно применять следующие упражнения.

  1. «Встать в стихотворение фреологические обороты».

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово
«вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много
воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе:
воды в рот набрал. 
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли
воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
– Довольно
лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
– Такой
сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
И утки и гуси – сухие всегда.
Заметили люди:
как с гуся вода! 
Лентяй отдыхает, а время идет, –
Под камень лежачий вода не течет.
Лгунишка наврет, не поймешь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол,
воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали:
«В стихах-то вода!»

  1. «Замени фразеологизм одним словом».

Реветь в три ручья  (плакать)

Водить за нос – (обманывать)

Намылить шею - (побить)

Зарубить на носу - (запомнить)

Нос к носу – (близко, рядом)

  1. «О чем идет речь».

1. Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело – (нос)

 2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные – (уши)

 3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит – (ветер)

 4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело, ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться, ее просит рваная обувь, она в голове у путаников – (каша)

 5. Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом, ее набирают в рот, ею нельзя разлить неразлучных друзей, в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими- (вода)

 6. Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего – (язык)

  1. «Подбери синонимы»

Синонимы:                                                                Антонимы:

Ни слуху ни духу                                                     Жить душа в душу

Пальчики оближешь                                             Хоть пруд пруди

Тьма кромешная                                                    Рукой подать

Закрывать глаза на что-то                                 Чуть свет

Куры не клюют                                                      Давать волю языку

  1. «Найди в стихотворных строчках фразеологизмы».

1. Живите, ближнего любя!

Ведь это просто и понятно:

Не трудно выйти из себя,

А как войти потом обратно

2. В жизни есть тропики, есть пути...

Выбирай их очень осторожно!

Тяжело в доверие войти –

Выйти из него мгновенно можно!

3. Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

4. Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек

 И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги.

5. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь

О них обычно говорят:

«Водой не разольешь».

6. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь медвежью услугу.

7. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова

Ребята слушать их не станут,

От этой песни уши вянут.

8. За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя  рукава,

Другой – засучив рукава.

9. Ну и мастер!.. Не трудится – мается.

За работу возьмется едва –

Даже в маечке  умудряется

Делать дело спустя рукава.

10. Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Фразеологизмы (фразеологические средства) отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение фразеологии составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость и образность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...

Исследовательский проект по теме самообразования "Обогащение словарного запаса учащихся 5 класса"

Здесь собран опыт работы по теме "Обогащение словарного запаса учащихся"...

Особенности применения игровых технологий в целях обогащения словарного запаса учащихся в современной школе

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...