Особенности применения игровых технологий в целях обогащения словарного запаса учащихся в современной школе
статья по русскому языку по теме

Николаева Татьяна Владимировна

      Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Очевидно, это происходит потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

        Серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной, доступной для детей форме.

На таких уроках ненавязчиво обогащался словарный запас, развивалась речь, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор, прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия, воспитывались нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку. А звонок, который сообщает об окончании урока, больше раздражает, чем радует.

Систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению и обогащению их словарного запаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_igry.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности применения игровых технологий в целях обогащения словарного запаса учащихся в современной школе

Известно, что примерно 70—80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества в целом как средства передачи знаний и опыта, накопленного человечеством, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга. Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросам развития речи детей неизменно во всех известных системах дошкольного и школьного образования уделялось большое внимание. Так, М. В. Ломоносов писал: «Блаженство рода человеческого коль много от слова зависит, всяк довольно усмотреть может. Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг Другу»

В настоящее время по программе русского языка для 5-11 классов,   раздел «Культура речи» предусматривает несколько направлений: обучение основным нормам русского языка, расширение словарного запаса и развитие навыков связной речи.

         Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме расширения словарного запаса школьников. Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме).

      Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.

     Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся: 1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

            Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса. Нередки случаи неправильного понимания смысла текста, так как дети при его пересказе игнорируют непонятные слова или неправильно их понимают.

         Нетрадиционные уроки в современной школе стали занимать значительное место. Это связано с игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.  Проведение уроков данной формы является всегда выигрышной, т.к. в них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

      Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Очевидно, это происходит потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде – с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в три ряда.

Игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (сканворды, чайнворды), шарады, загадки и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается по количеству команд или по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная и письменная фронтальная проверка, двое-трое трудятся над индивидуальными заданиями, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель не спросил. Для преодоления унылой традиции на этом этапе можно ввести элемент игры. Однако необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно. В противном случае «разыгравшиеся» дети потом так и не войдут в нужное русло урока. Поэтому игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.

        Эффективными на данном этапе будут  игры на расширение словарного запаса учащихся. Приведем примеры подобных игр.

Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравнить их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод; немецкие калоша (галоша), что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского – рубаха) и т. д.

Побеждают те, кто нашел больше слов и правильно их написал.

2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры.  При введении сложного и неинтересного для школьников материала используется элемент занимательности.

3 - 4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес.

На уроке русского языка могут быть проведены:

Сюжетные (или ролевые) игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых – прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения участников.

Например, ученикам могут быть даны ситуации, на которые они должны дать развернутые ответы. При этом учитель оценивает словарный запас школьника, как он умеет пользоваться словами, какие слова выбирает для выражения своих мыслей, умеет ли подбирать синонимы. 
             
Ты являешься капитаном футбольной команды класса и должен принимать решения:
        1. Твой друг плохо играет в футбол. Он просит тебя включить его в команду, чтобы принять участие в состязании классов. Он говорит, что в случае отказа ты окажешься плохим товарищем. Что ты скажешь ему?
        2. Назначенная тренировка перед состязанием совпадает с экскурсией класса. Что ты предложишь?
        3. Мальчик, который постоянно над тобой насмехается, просит тебя включить его в команду вместо заболевшего. Что ты ему скажешь? 4. На стадионе проходят интересные состязания. Тебе дали три билета. Все ребята в классе просят у тебя билет. Что ты сделаешь с билетами?
 

К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель достигается подспудно.

Например, урок-игра "В мире слов", на котором предлагались следующие задания:

  1. Станция «В компании со словарем» (на станции команда получает орфографический словарь, за определенное время надо правильно вставить пропущенные буквы).

К…рандаш, кил…метр, д…г…вор, алф…вит, б…бл…отека, л…пата,, предл…жжение, гор…да, з…п…ведник, б…льшой, вел…чина, к…рова, заг…ловок, скворе……ик, тр…мвай, м…г…зин.

  1. Станция «Крылатые слова» (на станции команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок).

1. Делу время

3) лучше ста слов

2. Волков бояться

5) что дерево без корней

3. Добрый пример

1) потехе час

4.Добрые дела

7) а лень только берет

5. Человек без друзей

4) человека красят

6. Человеку по работе

6) воздается честь

7. Труд всегда дает

2) в лес не ходить

  1. Станция «Чей хвост длиннее» (на станции команда получает слово из трех букв, заменяя одну букву в каждом последующем слове, выстраивает цепочку; например, бок-ком-мак и т.д.)
  2. Станция «Ступеньки» (на станции команда делится на три группы, каждая группа вписывает в кружки слова на заданную букву, состоящие из трех, четырех и т.д. букв)

Интеллектуальные игры являются основной составляющей при работе над расширением словарного запаса. Приведу несколько примеров таких игр.

    1. Работа с деформированным текстом ″Домашнее задание″

     Учащимся необходимо сделать верный выбор слов, подходящих по смыслу для каждого предложения, так чтобы в целом получился связный текст. Для этой работы уже детям не предлагались слова для справок.

Уроки я дома __________ добросовестно. Сначала __________ письменные задания. На черновике ___________ задачи по математике и упражнения по русскому языку. Затем внимательно ____________ сделанное и только после этого ____________ в тетрадь. Потом я ___________ к выполнению устных заданий. _____________ рассказ в учебнике ″Живое слово″ или _____________ наизусть стихотворение, ____________ на вопросы и, если это нужно, _____________ прочитанное.

2.МАТАГРАММА

Матаграмма (от греч. – через, сквозь и – письменный звук) – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине, конце слова: он- тон- стон, заменяться другой: зайка, байка, гайке лайка, майка, сайка, чайка, шайка. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова: рок-прок-урок- курок – жирок – порок – сурок.

Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего: о-он-сон-слон-заслон...

С помощью мегаграммы можно составить цепочки слов. Например, превратим кота во льва. Ответ: кот-лот-лов-лев.

  • Как превратить маму в папу?
  • Как из мышки сделать кошку*?
  • Как из ночи сделать день?
  • Как из муки испечь торт?
  • Как превратить сушу в море?
  • Как мячом забить гол?
  • Как миг превратить в год?

3.ШАРАДЫ

Шарады (от французского – беседа, болтовня) – это особые загадки. Слово, которое надо отгадать, разделяется на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифразов), а затем – значение целого.

Например: Первый слог – лоб, второй – сто лет, целое – разумное существо (человек).

Приведу примеры шарад, которые можно использовать на уроках.

- Если вы соедините две ноты, можете сварить суп (фасоль).

- Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова (удочка).

4. ПАЛИНДРОМЫ

Палиндромы (от греческого – назад, бегу) – это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, наган, комок, мадам.

Возможны предложения – палиндромы:

Дорог тот город.

Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели.

«Я иду с мечом судия» (Г.Р. Державин)

«А роза упала на лапу Азора» (А.А. Фет)

«Аргентина манит негра» (Н.Булгаков)

Разновидность палиндромов – слова, которые при чтении справа налево имеет другое значение: топор-ропот, нос-сон, ворон-норов, огород-дорого.

Пусть школьники посоревнуются: кто приведет больше таких слов, е если удастся – сочинят предложения-палиндромы.

5.ОМОНИМЫ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Каждый участник должен заранее заготовить несколько таких существительных, чтобы использовать их во время игры. Один из игроков выходит из класса, остальные задумывают слово. Задача водящего – угадать слово. Он задает вопросы по очереди каждому игроку, например: где находится этот предмет? что с ним делают? это одушевленное существительное?...А игроки отвечают, имея в виду то один предмет, то другой. К примеру, задумано слово банка, которое имеет значения: цилиндрический сосуд; медицинский прибор для лечения кашля, подводная отмель. Один скажет: на столе, другой – в море, третий – в поликлинике, четвертый – в шкафу, пятый – в магазине... Что с ним делают? Наполняют, лечат, ставят, изучают, открывают, достают из неё содержимое...

Вот лишь несколько омонимов: баба, бабка, балка, банка, блок, бокс, бор, бум, бык, бычок, бюро.

Другой вариант игры: надо отгадать омоним по определению значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом.

Например, слову глава можно дать определения: «Старинное название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно видеть в городе или селе. Есть в романе и в учебник?

Существует немало «хитрых вопросов», шуток, основанных на омонимии или сходстве звучания слов.

Например: «Когда лошадь покупают, какая она бывает?» (Мокрая) «Почему собака ходит на четырех ногах, а человек – на двух? (По земле) «Что получится: три, три да три?» (Дырка)

Школьники сами с удовольствием придумывают такие загадки.

6. ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ (архаизмы, славянизмы, заимствованные слова)

Предлагаются группы синонимических слов словосочетаний: два архаизма, одно современное, два общеупотребительных, одно- неологизм и так далее.

Задаче игроков – найти «лишнее» слово и объяснить свое решение.

Например:

  • алкать- желать- жаждать (2 – современное слово)
  • брань- война- битва (1- архаизм)
  • оптимальный- наилучший- благоприятный (1- заимствованное слово)
  • пейзаж- описание природы – картина (2-исконно русское слово)
  • рекомендовать- предлагать- советовать (1-заимствованное слово)
  • вражда- неприязнь- ненависть (2- исконно русское слово)
  • удалить- выгнать- изгнать (3 – славянизм)
  • свергнуть- низвергнуть- развенчать (2 – славянизм)

7.ПОСЛОВИЦЫ НА НОВЫЙ ЛАД

       Двум командам дается задание – переделать фразеологизмы, афоризмы или пословицы, соединить половинки разные: пословиц, чтобы получилась веселая чепуха, переосмыслить известные выражения.

За каждую смешную и остроумную фразу команде начисляется очко. Вот примеры: «Старость – не новость». «Всяк кулик свое болото хулит», «За одним зайцем погонишься – двух уже не поймаешь», «Яйца от курицы недалеко падают». «Тише буреешь – дальше едешь», «Любо, но дорого».

8.НА УРОКЕ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

 Учитель диктует для записи слова: фанера, справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчетливый, тяжелый, бинокль, оазис, недоумевать, ледоход. Задание: cоедините первые буквы имён существительных, и вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово футбол)

           Очень часто инициатива преподавателя в проведении игр с учениками на уроках русского языка не приносит желаемого результата: на уроке поднимается невообразимый шум, гам, никто не слушает ведущего, каждый выкрикивает свой ответ и оспаривает поставленную ему оценку.

Решить эти проблемы нелегко. Но стоит помнить, что, прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровую деятельность нужно вводить в каждый урок.

Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры. Предлагается алгоритм построения уроков по игровой технологии (Семяшкина Н.И., 1997 г.,№2).

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры.

Количество больших игр, которые можно будет провести в учебном году, зависит от того, совмещаете ли вы учебную и внеклассную деятельность (то есть ли у вас время большее, чем 40 минут для проведения игры), можно проводить 3 - 4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалу у вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры подходит любой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.

         Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Положительное отношение к русскому языку – это положительное отношение к нему, прежде всего в школе. Это значит, что детям должны нравиться и уроки русского языка и формы их проведения.

        Серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной, доступной для детей форме.

На таких уроках ненавязчиво обогащался словарный запас, развивалась речь, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор, прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия, воспитывались нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку. А звонок, который сообщает об окончании урока, больше раздражает, чем радует.

Систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению и обогащению их словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

Роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса учащихся.

В данной работе идет речь о фразеологических оборотах и их роли в обогащении словарного запаса учащихся. Роль фразеологизмов велика. Фразеологизм имеет ряд существенных признаков: устойчивость, воспро...

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

Словарная работа в национальной школе в связи с практической ее направленностью имеет свою специфику. Главная цель преподавателей русского языка в национальных школах – научить учащихся практическому ...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...