Дополнительный материал к учебнику по русскому языку 5 класса с узбекским языком обучения
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Рахмонов Сиддикджан Раимкулович

Материал предназначен самостоятельной работе учащихся. Он  содержит лексико-дидактические материалы, позволяющие углубить учебный материал, способствовать автоматизацию полученных навыков. Материал также содержит задания, с помощью которого можно будет проверить уровень усвоения учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I – Четверть. I -Тема: Название лица, одушевлённого существа.

1. Таблицы:

№1. Одушевлённые имена существительные

Таблица №1

Лица

Животные

Птицы, рыбы, насекомые

Человек,   мужчина, женщина, мальчик, девочка, папа, мама, дедушка, бабушка, дядя, тётя, . Анвар, Зухра, учитель (ница), врач, продавец, лётчик.

Корова, бык, коза, козёл, овца, баран, лошадь, конь, собака, пёс, кот, кошка, волк,  медведь, тигр, лиса, олень,

Курица, петух, утка, гус,  попугай, сазан, кит, акула, стрекоза, муха, кит, акула, стрекоза, муха, орёл, воробей, горлинка, ласточка, голубь.

Определение рода одушевлённых существительных.

Таблица №2

Мужской род

Женский род

Мой

отец

Моя

мать

Твой

дедушка

Твоя

бабушка

Наш

учитель

Наша

учительница

Ваш

друг

Ваша

подруга

2. Картинка  «Наша семья»

        

3. Монолог

Наша семья

Это наша семья. Это мой дедушка. А это моя бабушка. Дедушка и бабушка пенсионеры. Это мой папа. Он врач. Папа работает в больнице. А это моя мама. Она учительница. Мама работает в школе. Это моя сестра Лола. Она студентка, учится в институте. Вот мой брат Анвар. Он учится в шестом классе.

3.   Диалог. Составь диалоги по данному образцу.

Образец:

- Анвар, это твой друг?

- Да, это мой друг.

- Как зовут друга?

- Его зовут Салим.

- Салим твой одноклассник?

- Нет, он учится в четвёртом классе.

4. Словарь

1

Слово

So’z

18

Каждый

Har bir

2

Который

Qaysiki

19

Месяц

Oy

3

День знаний

Bilimlar kuni

20

Ставит

Qo’yadi

4

Звонки

Qo’g’iroqlar

21

Множество

Ko’plab

5

Звените

Jaranglanglar

22

Вопрос

Savol

6

Начинайся

Boshlan

23

Пожелаем

Tilaymiz

7

Год учебный

O’quv yili

24

Выйти

Chiqmoq

8

Год мечтаний

Orzular yili

25

С честью

Sharaf bilan

9

Год открытий

Kashfiyotlar yili

26

Нелёгкий

Qiyin

10

Год грустный

G’am-tashvish

27

Испытание

Sinov

11

Год волшебный

Sehrgar yil

28

Много

Ko’p

12

Как

Qanday qilib

29

Радостный

Quvnoq

13

Сияет

Charaqlaydi

30

Известие

Xabar

14

Знакомый

Tanish

31

Пусть будет

Bo’lsin

15

Вроде привычно

Odatdagiday

32

Удача

Omad

16

Просто

Oddiy

33

С вами

Siz bilan

17

Только

Faqat

34

Обозначает

Bildiradi

1

Предмет

Narsa,buyum

11

Птицы

Qushlar

2

Отвечает

Javob beradi

12

Насекомые

Hasharotlar

3

Кто?

Kim?

13

Мужской род

Erkaklar jinsi

4

Что?

Nima?

14

Женский род

Ayollar jinsi

5

Называется

Ataladi

15

Средний род

Oraliq jins

6

Существительное

Ot (So’z turkumi)

16

Пол

Jins

7

Одушевлённый

Jonli

17

Окончание

Qo’ahimcha

8

Неодушевлённый

Jonsiz

18

Сено

Pichan

9

Люди

Odamlar

19

Косит

O’radi

10

Животные

Hayvonlar

20

Сени

Dahliz

6. Текущий контроль знаний.

Задание №1.  Пользуясь текстом «Наша семья» заполните таблицу.

Мужской род

Женский род        

Чей?

Кто?

Чья?

Кто?

Задание №2. Составляй предложения по образцу с данными ниже словами.

Образец: Это мой папа. Он - инженер. Папа работает на заводе (на стройке).

Папа, мама, учитель, учительница, сестра, брат, тётя, дядя, друг, подруга.

Задание №3. Назови домашние животные и отвечай на вопрос: Кто что делает? В ответах используй слова:

 возит, даёт, охраняет, ловит, груз, молоко, мясо, шерсть, дом, мышей

        

Задание №4. Пользуясь словарём, составляй кроссворд с ключевым словом - ОДУШЕВЛЁННЫЙ.

II - Тема: Указание на предмет, явление.

1. Таблицы:

Определение рода имён существительных по окончаниям

Таблица №3

Мужской род

Женский род

Средний род

-□

Окончания – а, - я.

Окончания – о, - е, - е

Стол, стул, класс, карандаш, ранец, шкаф, портфель.

Парта, школа, ручка, сумка,

армия, земля, страна, резина.

Окно, дерево, поле, море,

ружьё, упражнение.

Определение рода имён существительных на - ь

Таблица №4

Существительные мужского рода

Существительные женского рода

Наш портфель, мой автомобиль, твой конь,

(молодой аптекарь, бурый медведь.)

Моя тетрадь, центральная площадь, (современная молодёжь, чугунная печь.)

Определение рода имён существительных на – ь после ж, ч, ш, щ

Таблица№5

Существительные мужского рода

Существительные женского рода

Наш врач, мой нож, твой ключ,

(молодой врач, стальной нож).

Моя печь, твоя речь, наша молодёжь, (чугунная печь, скорая помощь)

Согласование местоимений мой, твой, наш, ваш с именами существительными

Таблица №6

Мужской род

Женский род

Средний род

Наш портфель

Ваш автомобиль

Мой конь

Наша сумка

Ваша машина

Моя лошадь

Наше поле

Ваше здание

Моё животное

2. Картинка  «Школьные принадлежности»

3. Монолог  на тему: «Учебные принадлежности»

  В воскресенье я с отцом был  в магазине «Канцтовары». Там мы увидели тетради, ручки, фломастеры, карандаши, альбомы, линейки, бумаги, клеи, резинки, циркули и многое другое. Отец мне купил тетрадь, альбом, ручку, фломастер, резинку и клей. В следующее воскресенье отец мне купит циркуль, цветные карандаши и пенал.

  Я папе сказал «Спасибо». Он меня очень любит. Я  тоже люблю папу.

4. Диалог. Составь диалоги по данному образцу.

Образец: - Здравствуй Карим!

                  - Здравствуй Умида!

                  - Где ты был?

                  - В магазине «Канцтовары»

                  - Что ты там покупал?

                  - Альбом, ручку, фломастер, резинку и клей.

                  - Я хочу купить цветные карандаши, есть там они?

                  - Да, есть

5. Словарь

1

Предмет

Narsa buyum

18

 Лягушка

Qurbaqa

2

Явление

Hodisa

19

Ускакала

Sakradi

3

Зависимость

Bog’liklik

20

От меня

Mendan

4

Кружок

To’garak

21

Блокнот

Yozuv daftari

5

Ребята

Bolalar

22

Составьте

Tuzing

6

Платье

Ko’ylak

23

Определите

Aniqlang

7

Морковь

Sabzi

24

Укажите

Ko’rsating

8

Медведь

Ayiq

25

Прочитайте

O’qing

9

Земля

Yer

26

Погнался

Quvdi

10

Страна

Mamlakat

27

Быстро

Tez

11

Чашка

Payola

28

Утомился

Charchadi

12

Зеркало

Oyna

29

Сел

O’tirdi

13

Мыло

Sovun

30

Задумался

O’ylanib qoldi

14

Расписание

Jadval

31

За ним

Ortidan

15

Кресло

O’rindiq

32

За мной

Ortimdan

16

Лицо

Shaxs

33

Висят

Osilib turibdilar

17

Лицо

Yuz

34

Летучие мыши

Ko’rshapalaklar

1

Бедный

Bechora

11

Перекладина

To’sin

2

Не спится

Uxlay olmaydi

12

Вниз головой

Boshi pastda

3

Когда

Qachon

13

Переворачивается

Ag’naydi

4

Лисица

Tulki

14

Встаёт

Tursdi

5

Снится

Tushiga kiradi

15

Головой вверх

Boshi yuqorida

6

Одеяло

Yopinchiq

16

Смотрит

Qaraydi

7

Убежало

Qochib ketdi

17

Другая

Boshqasi

8

Летела

Uchdi

18

Удивление

Hayron

9

Простыня

Ko’rpa jildi

19

Спрашивает

So’raydi

10

Подушка

Yistiq

20

У третьего

Uchunchisidan

1

Слушай

Eshit

11

Посредник

Vositachi

2

Что с ней

Unga nima bo’ldi

12

Знакомьтесь

Tarnishing

3

Не обращай

Qaratma

13

Познакомься

Tanish

4

Внимание

E’tibor

14

Разрешите

Ijozat eting

5

Опять

Yana

15

Представить

Tanishtirishga

6

Потерял

Yo’qotdi

16

Разыграйте

O’ynang

7

Сознание

Hush

17

Настроение

Kayfiyat

8

Формула

Shakl

18

Речь

Nutq

9

Знакомство

Tanishuv

19

Приятно

Maqul

10

С помощью

Yordamida

20

Случай

Payt

1

Мягкость

Yumshoqlik

11

Не могли

Qila olmadi

2

Согласного

Undoshning

12

Предложил

Taklif qildi

3

Разделительный

Ayiruv

13

Разрешить

Hal qilmoq

4

Знак

Belgi

14

Уступите

Bering

5

Определение

Aniqlovchi

15

Окончился

Tugadi

6

Поможет

Yordam beradi

16

Мирно

Tinch

7

 На конце

Oxirida

17

После

Keyin

8

Однажды

Bir kuni

18

Шипящих

Shippilovchi

9

Спор

Tortishuv

19

Отсутствует

Yo’q

10

Поделить

Bo’lishmoq

20

Острый

O’tkir

6. Текущий контроль знаний.

Задание №1.  Пользуясь текстом «В магазине канцтовары» заполните таблицу.

Учебные принадлежности мужского рода

Учебные принадлежности женского рода

Задание №2. С данными ниже словами составьте словосочетания с местоимениями: мой, твой, наш, ваш по образцу.

Образец: мой портфель, моя сумка, моё бельё. Наш  портфель, наша сумка, наше бельё. Твой   портфель, твоя сумка, твоё бельё. Ваш  портфель, ваша сумка, ваше бельё.

Класс, шкаф, окно, звено, парта, доска..

 Задание №3. Назови предметы, изображённые на картине. Составь с ними предложения.

Задание №4. Пользуясь словарём, составляй кроссворд с ключевым словом КАРАНДАШ.

III - Тема: Указание на множество лиц, предметов.

1.Таблицы

Образование множественного числа имён существительных с помощью окончаний –ы, -и

Таблица №7

Мужской род

Женский род

Единственное число (он)

Множественное число (они)

Единственное

Число (она)

Множественное

Число (они)

Завод

Стол

Шкаф

Автомобиль

Словарь

Карандаш  

Заводы

Столы

Шкафы

Автомобили

Словари

Карандаши

Парта

Школа

Улица

Книга

Ручка

Мелочь

Парты

Школы

Улицы

Книги

Ручки

Мелочи

Образование множественного числа имён существительных с помощью окончаний –а, -я

Таблица №8

Мужской род

Средний род

Единственное число (он)

Множественное число (они)

Единственное

Число (оно)

Множественное

Число (они)

Дом

Город

Глаз

Учитель

Лист

Друг

Брат

Дома

Города

Глаза

Учителя

Листья

Друзья

Братья

Окно

Дерево

Море

Поле

Ружьё

Окна

Деревья

Моря

Поля

Ружья

Особые формы образования множественного числа имён существительных

        Таблица №9

Единственное число

Множественное число

Ежонок, цыплёнок, жеребёнок, телёнок, волчонок, ребёнок, утёнок, козлёнок.

Ежата, цыплята, жеребята, телята, волчата, ребята, утята, козлята, ягнята, медвежата,  парасята.

Чередование согласных при образовании множественного числа имён существительных

     Таблица№10                                                                

Единственное число

                          Множественное число

Чередование согласных букв

Добавление согласных букв

Коза

Галка

Кошка

Ухо

Галчата

Котёнок

Уши

  Козлёнок

3. Текст  по развитию монологической речи.

  Мы дома держим  птиц.  У нас во дворе дружно живут курицы, утки и гуси. Мама в этом году завела и индюшек. Индюшки – гордые птицы. Но, несмотря на свою гордость, они быстро подружились  нашими птицами.  Все птицы дружно кричат, когда увидят меня.  Конечно, каждый кричит по своему: петух – кукарекает, утка и гусь – гаг акает. Спрашиваете, почему? – Да, я их каждый день кормлю зёрнами, свежими травами, наливаю свежую воду на их чашки. Вот и они считают меня своим кормильцем.

 В этом году у нашей белой курицы появились десять цыплят, а у белошейной утки – шесть утят. Они со своими цыплятами и утятами живут отдельно, в сарае. Их сторожит мой пёс Барбос. Чужие кошки и собаки, увидев Барбоса, обходят сарай стороной. Когда у нас появятся индюшатки, не могу сказать точно, но знаю, что под большой, чёрной индюшкой лежать двадцать  яиц.

 Вот так живут у нас домашние птицы и животные.

4. Диалог.  

- Здравствуй Умида, я иду в зоопарк. Тебя тоже приглашаю.

- Совсем недавно мы были же в зоопарке.

- Тогда там не было детёнышей зверей, а сейчас, там, в  клетках бегают волчата, лисята, медвежата и тигрята.

- Тогда можно мне идти с тобой?

- Можно, поехали.

5. Словарь

1

Множественность

Ko’plik

11

Пасёт

Boqadi

2

Единственность

Birlik

12

Здоровье

Sog’liq

3

Число

Son

13

Барабань

Nog’ra chal

4

Одинаковый

Bir xil

14

Зря

Bekorga

5

Запишите

Yozing

15

Выводи

Chiqar

6

Деревни

Qishloqlar

16

Особый

Alohida

7

Муравей

Chumoli

17

Мышата

Sichqonchalar

8

Воробей

Chumchuq

18

Грелись

Isinardilar

9

Стадо

Poda

19

Грызли

Kemirardilar

10

Сто голов

Yuz bosh

20

Спали

Uxlardilar

6. Материалы  текущего контроля знаний, умений и навыков.

Задание №1. Заполняй таблицу.

А) Существительные мужского и среднего рода, множественное число которых образуются с помощью окончаний –а, -я.

Мужской род

Средний род

Единственное число (он)

Множественное число (они)

Единственное

Число (оно)

Множественное

Число (оно)

Б) Существительные мужского и женского рода, множественное число которых образуются с помощью окончаний – ы, - и.

Мужской род

Женский род

Единственное число (он)

Множественное число (они)

Единственное

Число (оно)

Множественное

Число (она)

Задание №2. С данными ниже словами составь словосочетания с местоимениями мой, твой, наш, ваш по образцу.

Образец: мои портфели, мои сумки, мои белья. Наши  портфели, наши сумки, наши белья.

Твои  портфели, твои сумки, твои белья. Ваши  портфели, ваши сумки, ваши белья.

Деревья, цыплята, книги, поля, платья.

        Задание №3. Назови птицы, изображённые на картине. Составь с ними предложения.

Задание 4. Пользуясь словарём, составь  кроссворд.

IV - Тема: Описание предмета по качеству, цвету, величине, форме.

1.Таблицы:

Качественные  прилагательные

Таблица№10

Качество

Вкус

Цвет

Величина

Вес

Хороший

Вкусный

Белый

Большой

Лёгкий

Плохой

Горький

Чёрный

Огромный

Тяжёлый

Дорогой

Сладкий

Красный

Маленький

Дешёвый

Солёный

Зелёный

Крупный

Свежий

Кислый

Жёлтый

Мелкий

Сочетания прилагательных с именами существительными

Таблица №11

Число

Род

Вопрос

Прилагательные с твердой основой

Прилагательные с мягкой основой

Сочетания прилагательных с существительными

Единственное число

М. р.

Какой?

красный

синий

Красный шарф,  синий галстук

Ж. р.

Какая?

красная

синяя

Красная ручка, синяя  юбка

С. Р.

Какое?

красное

синее

Красное яблоко, синее небо

Множественное   число

_

Какие?

красные

синие

Красные ручки, синие кофты

М.р – мужской род, Ж.р. – женский род, С.р. – средний род

Действия, которые могут совершаться с описываемыми предметами, явлениями

Таблица №12

Описываемый предмет или явление

Действия

Примеры

Красный шарф

Лежит, висит, продаётся, есть, нравится.

В магазине продаётся красный шарф. Красный шарф висит в шкафу, мой красный шарф лежит на столе.

Синяя юбка

У меня есть синяя юбка. Моя синяя юбка нравится маме.

Синее небо

Покрывается,  темнеет, светлеет

Синее небо то темнеет, то светлеет, то покрывается тучами

Красные яблоки

Созревают, продаются, нравятся

Красные яблоки соревают осенью и продаются на базарах. Красные яблоки нравятся всем

Сильный дождь

Начинается, проливается, будет.

Сильный дождь будет завтра. Сильный дождь начнётся с утра и проливается до вечера.

                3. Текст для развития монологической речи

Богатый урожай хлеба.

Наступила ранняя осень. На горных полях нашей страны созрел богатый урожай пшеницы. Хлебоуборочные комбайны уже скосили урожай степных долин и отправились в горные районы. Там пшеница созревает позднее чем в степях. Пшеничное поле, согнутые от тяжести спелые колоса зовут всех на помощь. На небе плывут  пёстрые облака. Они говорят, что совсем скоро наступят дождливые дни. Поэтому надо быстрее скосить выращенный урожай.

 Горячая, вкусная, ароматная лепёшка получится из этих зерен пшеничного поля.

4.Диалог

- Карим, что  ты  видишь на картине?

- Я на картине вижу высокие горы, пшеничное поле, новый комбайн и грузовую машину.

- Что ещё можно увидеть на этой картине?

- Там ещё растёт большое дерево.

- Что делает новый комбайн?

- Новый комбайн собирает урожай пшеницы.

- А что делает грузовая машина?

- Грузовая машина возит зерно.

  5. Поурочный  словарь

1

Описание

Tasvirlash

11

Прилагательное

Sifat (so’z turkumi)

2

Качество

Sifat

12

Мягкий

Yumshoq

3

Цвет

Rang

13

Твёрдый

Qattiq

4

Величина

Hajm

14

Основа

Negz

5

Форма

Shakl

15

Сильный

Kuchli

6

Какой?

Qanday

16

Умный

Aqilli

7

Вкусный

Mazali

17

Сладкий

Shirin

8

Гриб

Qo’ziqorin

18

Горячий

Issiq

9

Тюльпан

Lola

19

Холодный

Sovuq

10

Розовый

Qirmizi

20

Дорогой

Qimmat

21

Красный

Qizil

22

Белый

Oq

23

Чёрный

Qora

24

Жёлтый

Sariq

25

Синий

Ko’k

26

Зелёный

Yashil

27

Голубой

Havo rang

28

Коричневый

Jigar rang

6. Материалы  текущего контроля знаний, умений и навыков.

Задание №1. Из текста «Богатый урожай хлеба» перепишите все прилагательные в сочетании с существительными, определите их родовую форму и заполните данную таблицу .

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число.

Задание №2. Пользуясь материалами учебника, заполните данную таблицу

качество

вкус

цвет

величина

вес

Здание №3. Вместо точек вставьте нужные окончания.

На столе лежит свеж…, ароматн…, горяч… хлеб.

По двору ходит больш…, бел… собака.

Свеж… молоко подаётся на завтрак по понедельникам, а по четвергам – свеж… сметана.

В саду поспели вкус…, сочн… фрукты.

Задание №4. Вместо точек вставьте  подходящее по значению слово, которое даётся в конце предложений.

 У Умиды красивое, смуглое …, карие, большие …, маленький, прямой …, прямые, чёрные  …. (волосы, глаза, нос, лицо)

У Анвара высокий …, длинные …, загорелое, круглое …, кудрявые, светлые ….

(руки, волосы, рост, лицо)

Задание №5. Ответьте на вопросы.

Какого цвета бывает роза? Как можно описать  грушу? Как можно описать класс?

Как можно описать дерево? Как можно описать лепёшку?

V - Тема: Характеристика предмета по материалу, времени и месту.

1. Таблицы:

Относительные  прилагательные

Таблица№13

Отношение к материалу

Отношение к месту

Отношение ко времени

Деревянный, шерстяной, резиновый, ситцевый, кожаный, атласный

Ташкентский, степной,  горный

Утренний, вечерний, ночной, зимний, летний, древний

Образование относительных прилагательных

Таблица№14

Существительные

суффиксы

Относительные прилагательные

Серебро

-ян-

Серебряный (-ая, -ое, -ые)

Дерево

-янн-

Деревянный (-ая, -ое, -ые)

Капрон

-ов-

Капроновый (-ая, -ое, -ые)

Алюминий

-ев-

Алюминовый (-ая, -ое, -ые)

Утро

-енн-

Утренний (-яя, -ее, -ие)

Кожа

-ан-

Кожаный (-ая, -ое, -ые)

Школа

-н-

Школьный (-ая, -ое, -ые)

Керамика

-ческ-

Керамический (-ая, -ое, -ые)

Сочетания прилагательных с именами существительными

Таблица №15

Число

Род

Вопрос

Прилагательные с твердой основой

Прилагательные с мягкой основой

Сочетания прилагательных с существительными

Единственное число

М. р.

Какой?

Меховый, шерстяной

Зимний, красный

меховый шарф,  зимний шарф

Ж. р.

Какая?

Пластмассовая

Утренняя

пластмассовая ручка, утренняя  зарядка

С. Р.

Какое?

Атласное

Весеннее

Атласное платье, весеннее небо

Множественное   число

_

Какие?

Деревянные

Летние

Деревянные куклы, летние дни

Синонимы относительных прилагательных

Таблица №16

Относительные прилагательные

Существительные в форме родительного падежа

Кожаный (мяч)

(мяч) из кожи

Деревянная (ложка)

(ложка) из дерева

Пластмассовая (ручка)

(ручка) из пластмассы

Золотое (кольцо)

(кольцо) из золота

Фарфоровый (чайник)

(чайник) из фарфора

Пластмассовые (игрушки)

(игрушки) из пластмассы

Кирпичные (здания)

(здания) здания из кирпича

Шерстяной (костюм)

(костюм) из шерсти

Действия, которые совершают описываемые предметы, явления

Таблица №17

Предмет

Действия

Примеры

Кожаный мяч

Лежит, висит, продаётся, есть, нравится.

В магазине продаётся кожаный мяч. Кожаный мяч лежит в шкафу, Мой кожаный мяч лежит на столе.

Кожаная куртка

У меня есть кожаная куртка. Моя новая кожаная куртка нравится маме.

Утреннее небо

Покрывается,  темнеет, светлеет

Утреннее  небо покрывается тучами

2.Диалог

- Карим, что  ты  видишь на картине?

- Я на картине вижу высокие горы, пшеничное поле, новый комбайн и грузовую машину.

- что ещё можно увидеть на этой картине?

- Там ещё растёт большое дерево.

- Что делает новый комбайн?

- Новый комбайн собирает урожай пшеницы.

- А что делает грузовая машина?   - Грузовая машина возит зерно

3.Текст по развитию монологической речи (Смотри страницу 7)

4. Поурочный  словарь

1

Относительное

Nisbiy

11

Ситец

Adras

2

Материал

Xomashyo

12

Абрикос

O’rik

3

Место

O’rin-joy

13

Виноград

Uzum

4

Время

Vaqt

14

Томат

Tomat

5

Отношение

Munosabat

15

Золото

Oltin

6

Суффикс

So’z yasovchi qosh-a

16

Медь

Mis

7

Шерсть

Jun

17

Олово

Qalay

8

Кожа

Teri

18

Утро

Tong

9

Молоко

Sut

19

Вечер

Kechqurun

10

Капрон

Kapron

20

Дневной

Kunduzgi

21

Железо

Temir

22

Ночь

Oqshom

23

Серебро

Kumush

24

Сок

Sharbat

25

Дерево

Yog’och

26

Платок

Ro’mol

27

Кольцо

Uzuk

28

Сок

Sharbat

29

Здание

bino

30

Задание

Topshiriq

5. Материалы для текущего контроля знаний, умений и навыков.

Задание №1.  Из текста «Богатый урожай хлеба» перепиши предложения с относительными прилагательными и заполни данную таблицу.

Предложение

Значение  прилагательного

. Задание №2. Вместо точек вставь подходящие по значению относительные или качественные прилагательные.

1.Умида сшила себе … халат. 2. Отец подарил маме … кольцо. 3. На столе лежат ложки … …. 4.Утром я пью … сок. 5.У меня есть … мяч. 6. Дыня …, а перец ….  7. В магазине продаётся … яблоко.  8. У моего друга есть … шапка. 9. У сестрёнки есть … куклы. 10. Мама летом носит … платок, а зимой носит … платок

Задание №3. Напиши, как по-другому можно описать данные предметы.

Стальная вилка, атласное платье, деревянный стол,  капроновые носки, фарфоровая чашка, керамический чайник, кирпичное здание, серебряные серьги.

Задание №4. Опишите свою парту по цвету, по форме, по материалу, по месту и по назначению.

Задание №5. Составь  кроссворд с ключевым словом  МАТЕРИАЛ

VI. Тема: Возможность, необходимость совершения действия

  1. Таблицы  

Неопределённая форма глагола

Таблица №18

Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы: Что (с)делать?

С суффиксом -ть

С суффиксом -ти

С суффиксом -чь

Читать - прочитать

Идти - пойти

 Помогать - помочь

Писать - написать

Нести - понести

Жечь - зажечь

Говорить - сказать

Вести - повести

Беречь - уберечь

Выражение  возможности  и запретности (невозможности) действий и состояний

Таблица № 19

Возможность действий и состояний

Запретность (невозможность) действий и состояний

Что можно делать?

Что нельзя (невозможно) делать?

Вспомогательное слово

Неопределённая форма глагола

Вспомогательное слово

Неопределённая форма глагола

(мне, тебе, ученику, ученице) Можно

играть

помочь

идти

(мне, тебе, ученику, ученице) Нельзя (невозможно)

играть

помочь

идти

Выражение  желательности, необходимости действий и состояний

Таблица № 20

Желательность действий и состояний

Необходимость действий и состояний

Хочу (желаю?)что? Мечтаю о чём?

Что надо (необходимо) делать?

Вспомогательное слово

Неопределённая форма глагола

Вспомогательное слово

Неопределённая форма глагола

Хочу (мечтаю, желаю)

играть

помочь

идти

Надо (нужно, необходимо)

играть

  помочь

идти

Сравнение форм имён существительных именительного и дательного падежей

Таблица № 21

Именительный падеж

Дательный падеж

Мужской род

Женский род

Множественное число

Мужской род

Женский род

Множественное число

Брат

Сестра

Братья

Сёстры

Брату

Сестре

Братьям

Сёстрам

Учитель

Учительница

Учителя учительницы

Учителю

Учительнице

Учителям учительницам

Дедушка

Бабушка

Дедушки

Бабушки

Дедушке

Бабушке

Дедушкам Бабушкам    

Формы дательного падежа личных местоимений

Таблица № 22

Именительный падеж

Дательный падеж

Мужской род

Женский род

Множественное число

Мужской род

Женский род

Множественное число

Я

Я

Мы

Мне

Мне

Нам

Ты

Ты

Вы

Тебе

Тебе

Вам

Он

Она

Они

Ему

Ей

Им

Речевые  формулы выражения желательности, необходимости действий и состояний

Таблица № 23

Желательность действий и состояний

Необходимость действий и состояний

Что можно делать?

Что нельзя (невозможно) делать?

Кому?

Вспомогательное слово

Неопределённая форма глагола

Кому?

Вспомогательное слово

Неопределённая форма глагола

Брату

Тебе

Сестре

хочется

играть

помочь

идти

Брату

Тебе

Сестре

надо (нужно)

играть

  помочь

идти

  1. Текст по развитию монологической речи.

На уроке

Сейчас идёт урок математики. Урок ведёт наша учительница Улугой Исаковна Шодмонова. На уроке математики мы пишем, читаем, решаем задачи. Математика – трудный предмет. Поэтому на уроке  мы соблюдаем порядок и дисциплину. На уроке нельзя ходить, нельзя шуметь. На уроке надо внимательно слушать учительницу, надо внимательно слушать ответы своих одноклассников. Если что непонятно, можно спрашивать у друга или у учительницы. Ученикам на уроке необходимо строго соблюдать правила школьного устава.

  1. Поурочный словарь

1

Действие

Harakat

11

Убирать

Yig’ishtirmoq

2

Неопределённая

Noaniq

12

Смотреть

Qaramoq

3

Форма глагола

Fel shakli

13

Танцевать

Raqs tushmoq

4

Что (с)делать?

Nima qilmoq?

14

Войти

Ichkariga kirmoq

5

Возможность

Imkoniyat

15

Сидеть

O’tirmoq

6

Желательность

Istak

16

Слушать

Eshitmoq

7

Необходимость

Zaruriyat

17

Заниматься

Shug’ullanmoq

8

Вспомогательный

Yordamchi

18

Идти

Bormoq

9

Кому?

Kimga?

19

Принять

Qabul qilmoq

10

Совершение

Sodir bo’lish

20

Писать

Yozmoq

21

Можно

Mumkin

22

Читать

O’qimoq

23

Нужно (надо)

Kerak

24

Рисовать

Rasm chizmoq

25

Необходимо

Shart

26

Играть

O’ynamoq

27

Чистить

Tozalamoq

28

Выучить

Yodlamoq

29

Петь

Ashula aytmoq

30

Участвовать

Ishtirok etmoq

31

Кормить

Boqmoq

56

Должен

Kerak, qarz

32

Поливать

Sug’ormoq

57

Упорно

Tirishib

33

Готовить

Gapirmoq

58

Тренироваться

Mashq qilmoq

34

Отдыхать

Dam olmoq

59

Каждый день

Har kuni

35

Чтобы

Uchun

60

Спортсмен

Sporchi

36

Матч

O’yin

61

Закаляться

Chiniqmoq

37

Соперник

Raqib

62

Обратиться

Qaramoq

38

Во-первых

Birinchidan

63

Отправить

Jo’natmoq

39

Команда

Jamoa

64

Купить

Sotib olmoq

40

Давно

Allaqachon

Блок

Qisimlar majmuasi

41

Мечтать

Orzu qilmoq

66

Легко

Engil

42

Подарить

Sovg’a qilmoq

67

Соединять

Bog’lamoq

43

День рождение

Tug’ulgan kun

68

Между собой

O’zoro

44

Разноцветный

Har xil rangli

69

Набор

Yig’ma qismlar

45

Деталь

Narsaning qismi

70

Строительный

Qurulish

46

Из него

Undan

71

Замок

Qasr

47

Собрать

Yig’moq

723

Замóк

Qulf

48

Высокий

Baland

73

Если

Agar

49

Средний

O’rtacha

74

Расположить

Joylashtirmoq

50

Правильно

To’g’ri

75

Жилой дом

Turar joy

51

Получится

Hosil bo’ladi

76

Ещё

Yana

52

Мне

Menga

77

Дополнять

To’dirmoq

53

Нравится

Yoqadi

78

Платформа

Tag joy

54

Колёсики

G’ildirakchalar

79

Сразу

Darrov

55

Различные

Har xil

80

Недоедает

Jonga tegmaydi

  1. Диалоги по развитию речи.

- Здравствуйте Улугой Исаковна!

- Здравствуй, Карим!

-Можно мне войти в класс?

- Можно, где ты ходишь, почему опаздываешь на урок?

- Я был  в библиотеке, там много читателей, подождал своей очереди.

- Библиотеку надо посещать после уроков, об этом ты знал?

- Да, Улугой Исаковна, об этом я знаю и больше опоздать не буду.

  1. Текущий контроль знаний, умений и навыков.

Задание №1. Вместо точек вставь подходящие по значению слова.

Каждый ученик … соблюдать правилам поведения в школе. Он … добросовестно учиться, … уважать старших, … не обижать младших, … беспрекословно выполнять задание учителей. Ему …  опаздывать на занятия, … шуметь на уроках, … рвать тетради книги, … сломать карандаши и ручки. Ему … упорно заниматься чтением, … заниматься закалыванием тела и характера.

Задание №2. Составь предложения по данным образцам  

Образец:  1. Я  люблю смотреть мультики, мой брат любит читать сказки.

2. Карим  хочет заниматься  на занятиях кружка «Русская речь, а Умида хочет    заниматься спортом и посещает занятия  кружка «Шахматы и шашки»

Задание №3. Прочитай текст «На уроке» и составь к нему вопросы.

Задание №4. Рассмотри, данное наверху картину, дай ей название, выражай свое  мнение изученными ранее речевыми конструкциями.

Задание №5. Заполни  кроссворд, используя поурочный словарь. Составь по нему свой кроссворд.

д.

 

 

 

 

 

с

л

 

 

 

 

 

с

м

 

 

 

 

 

 

Можно

о

т

д.

 

 

 

 

 

с

о

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

VII - тема: Действие и состояние предмета до момента речи.

  1. Таблицы

Образование глаголов прошедшего времени.

Таблица №24

Неопределённая форма глагола

Суффикс

Прошедшее время глагола

Читать - прочитать

-л-

Читал (- а,- и) – прочитал (- а, - и)

Писать - написать

Писал (- а, - и) – написал (- а, - и)

Одеваться - одеться

Одевался, одевалась, одевались – оделся, оделась, оделись.  

Отдыхать - отдохнуть

Отдыхал (- а, - и) – отдохнул (- а, - и)

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и по числам.

Таблица №25

Число

Род

Примеры

Единственное

Мужской

Я

     

       читал

Ты

Он

Женский

Я

     

       читала

Ты

Она

Средний

Оно

читалось

Множественное

ххххххх

Мы

     

       читали

Вы

Они

Речевые конструкции с глаголами прошедшего времени. (Простые)

Таблица №26

Кто?

Что делали?

Какой (- ую? – ое)?

Что?

Я

     

       читал

интересную

книгу

Ты

Он

Я

     

       читала

интересный

рассказ

Ты

Она

Оно

читалось

(как?) интересно

Мы

     

       читали

интересные

сказки

Вы

Они

  1. Текст по развитию речи. (Смотри стр.14)
  2. Картинка по развитию речи «Я тоже хочу учиться» (смотри стр. 12)
  3. Поурочный словарь

1

Состояние

Holat

11

Лисёнок

Tulki bolasi

2

До момента речи

Nutq paytigacha

12

Подошёл

Yaqinlashdi

3

Звери

Hayvonlar

13

К дереву

Daraxtga

4

Изображены

Tasvirlangan

14

Выражают

Ifodalaydilar

5

Куда?

Qayerga?

15

Для обозначения

Bidirish  uchun

6

Прыгнула

Sakradi

16

Употребляются

Ishlatiladi

7

Белочка

Olmaxoncha

17

Прошедшее

O’tgan

8

Спрятался

Yashirindi

18

Время

Vaqt,  zamon

9

Зайка

Quyoncha

19

Что делал?

Nima qildi?

10

Спал

Uxladi

20

Смотреть

Qaramoq

21

Помогать (помочь)

Yordam bermoq

46

Вела

Olib bordi

22

Чистить

Tozalamoq

47

Шла

Borardi

23

Танцевать

Raqs tushmoq

48

Соблюдали

Rioya qildik

24

Играть

O’ynamoq

49

Дисциплина

Intizom

25

Позвонить

Qo’ng’iroq qilmoq

50

Добросовестно

Vijdonan

26

Отдыхать

Dam olmoq

51

Беспрекословно

So’zsiz

27

Купаться

Cho’milmoq

52

Выполнять

Bajarmoq

28

Рисовать

Rasm chizmoq

53

Проверила

Tekshirardi

29

Шуметь

Shoqin qilmoq

54

Вчера

Kecha

30

Ходить

Yurmoq

55

Сегодня

Bugun

31

Одеться

Kiyinmoq

56

Тополя

Teraklar

32

Умываться

Yuvinmoq

57

Статья

Maqola

33

Везти

Tashimoq

58

О (предлог)

Haqida

34

Нести

Olib bormoq

59

Узнал

Bilib oldi

3,5

Расти

O’smoq

60

Из веточки

Navdadan

36

лечь

Yotmoq

61

Вырастит

O’sadi

37

Собирали

Yig’dilar

62

Весной

Bahorda

38

Высадили

O’tqazdilar

63

Сосед

Qo’shi

39

Вдоль

Bo’ylab

64

Улица

Ko’cha

40

Дорога

Yo’l

65

Отрезали

Kesdilar

41

Друзья

Do’stlar

66

Ухаживать

Parvarishladilar

42

Не забывали

Unutmadilar

67

Молодой

Yosh

43

Через

Orasida

68

Тополиная аллея

Teraklar qatori

44

Несколько лет

Bir necha yil

69

Радовала

Xursand qildi

45

Жители

Aholi

70

О чём?

Nima haqida?

  1. Диалог для развития речи

Составь диалоги по данному образцу. Образец:

Карим: - Умида, какой урок тебе нравится?

Умида: - Мне нравится урок математики.

Карим:  - Что вы делали вчера на уроке математики?

Умида: - Вчера на уроке математики мы решали задачи по умножению.

Карим: - Как вели себя на уроке твои одноклассники?

Умида: - Они знали, что на уроке нельзя шуметь, поэтому внимательно слушали.

Карим: - Наш учитель показал нам картину «Я тоже хочу учиться»

Умида: - Нам тоже показали, и  после просмотра мы решили дорожить учёбой в школе.

  1. Текущий контроль знаний, умений и навыков.

Задание №1. Прочитай текст «На уроке».  Из  текста  найди глаголы, и помести их в данную таблицу.

Возможность, желательность, невозможность действия

Действия, которое совершилось в прошлом. (Глаголы прошедшего времени)

Задание №2. Допиши предложение

1.Вчера у нас … урок …, …, …, …, …. 2. Вечером я … и … передачу «Сказки учат добру». 3. Детям ….  … познавательные передачи, им …  … поздние развлекательные телепередачи.

Задание №3. Прочитай текст «На уроке». составляй вопросы по содержанию текста.

Задание №4.  Образуй форму прошедшего времени от данных глаголов:         

Одеваться, купаться, собирать, везти, нести, беречь, помочь, радоваться, слушаться, соблюдать.

Задание №5. Пользуясь поурочным словарём, составь кроссворд с ключевым словом ДЕЙСТВИЕ.

                        

Sirdaryo viloyati Xovos tumani 24-umumiy o'rta ta'lim maktabi

24-общеобразовательная школа Хавасского района Сирдарьинской области

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

лексико-дидактические материалы  к учебнику по русскому языку для 5-класса с узбекским языком обучения  

Село «Чаманзар» 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе с узбекским языком обучения "Любите ли вы музыку?"

Урок русского языка в 7 классе с узбекским языком обучения "Любите ли вы музыку?"...

Дополнительный материал к урокам по русскому языку по теме "Алфавит" 5 класс

Материал предназначен для подготовки к открытому уроку в 5-х классах в лицейских и профильных классах по теме "Алфавит". Во время предварительной подготовки ученикам предлагается подготовить короткие ...

Как указать на время действия, его начало и конец. Урок русского языка в 8 классе с узбекским языком обучения.

Разработка урока русского языка в 8 классе  для узбекской школы по новому учебнику....

Как указать на время действия, его начало и конец. Урок русского языка в 8 классе с узбекским языком обучения.

Разработка урока русского языка в 8 классе  для узбекской школы по новому учебнику....

Как сказать о том, кто перед вами? Презентация к уроку №1 по русскому языку в 5 классе с узбекским языком обучения

Презентация к уроку русского языка в 5 классе с узбекским языком обучения "Как сказать о том, кто перед вами?" по новому учебнику....

Конспекты уроков для 10-го класса с узбекским языком обучения

Конспекты уроков для 10-го класса с узбекским языком обучения написаны по требованиям госстандарьтов РУз и соответствуют ключевым компетенциям...

Учебник русского языка для 10-го класса с узбекским языком обучения

Учебник русского языка для 10-го класса с узбекским языком обучения...