Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Костюнина Людмила Вячеславовна

Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над  рассуждением, поэтапная работа над типом текста-рассуждения.  Кроме языковых задач урок предусматривает решение актуальных воспитательных задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению- рассуждению

 на тему

«Курить или не курить?»

учитель русского языка и литературы

Костюнина Л.В.

2012 год

Русский язык. Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

на тему "Курить или не курить?"

(7-й класс)

Цели:

1) подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения, дальнейшее формирование знаний о структуре сочинения-рассуждения;

2) развитие устной и письменной речи, мышления обучающихся;

3) формирование навыков здорового образа жизни среди учащихся.

Оборудование:

 мультимедийный  проектор, экран, компьютер

1. Слайды о вреде курения.

2. Слайд о структуре текста-рассуждения.

3 . Для работы в парах текст по теме, а также текст  для редактирования( резерв)

4. Таблицы о  типах и стилях  речи ( таблица1, 2)

5. У каждого ученика памятка о структуре рассуждения, о способах формулировки аргументации и выводов.(таблица 3)

6. Высказывания великих людей о вреде курения.

ХОД УРОКА

І. Орг. момент. Нацеливание.

- Здравствуйте, уважаемые ребята . Проверьте все необходимое к уроку: дневники, тетради, ручки, карандаши, стерки.

К сегодняшнему уроку я просила вас найти пословицы и поговорки о вредных привычках, об их  влиянии на человека, а также  о пользе здорового образа жизни. (Высказывания учеников)

- Вы, наверное, поняли, что на сегодняшнем уроке пойдет речь о вредных привычках, а точнее  о такой привычке, как курение.

Тема нашего сегодняшнего урока “Курить или не курить?”

Сегодня мы поговорим о вреде сигареты и ее мнимой привлекательности.

- Как вы считаете, актуальна ли выбранная тема? (Ответы учащихся)

- Что мы можем узнать в ходе обсуждения и нужно ли работать над этой темой? (Постановка целей урока)

- Курить или не курить? (Слайд 1, 2. Презентация)

 Конечно, каждый из вас ответит, что курить вредно. Но запретный плод все время тянет к себе, и возрастная планка курильщиков опустилась уже до начальной школы!

- Мы подготовимся к написанию сочинения – рассуждения, а напишите вы его дома (запись в тетради даты и темы).

ІІ. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1. Словарная работа.

- Прежде чем мы будем работать над структурой текста-рассуждения, давайте вспомним орфографию: разберите по составу слово “рассуждение” и обозначьте в нем все орфограммы (один ученик у доски, остальные в тетради.)

Итак, вы верно обозначили корень в слове и нашли вариант этой морфемы – корень “суд”, значит, сегодня мы будем судить, рассуждать, выяснять, чья точка зрения верна. А чья может быть подвержена сомнению.

2. Работа с текстом «Письмо курящей девушке» Федора Григорьевича Углова.

   Несколько слов об авторе ( слайд  3-4  презентация).

   Фёдор Григорьевич  Углов  (1904-2008 гг.)

   советский и российский хирург, действительный член Российской академии    медицинских наук, член Союза писателей России. Пропагандист трезвого образа жизни. Прожил  104 года.

- Ребята, говорит ли нам о чем-нибудь  продолжительность жизни хирурга? (ответы учеников)

( прослушивание аудиозаписи Письма или чтение  Письма учителем..)

3. Обсуждение ( тема, идея, стиль, тип речи)        

   Таблицы 1, 2

  тема- проблема  вреда курения для людей,  губительного особенно  для женщин

  идея-  показать, насколько опасно курения для людей

  стиль- публицистический

  тип речи( текста)- рассуждение

4. Структура текста-рассуждения.

- Вспомним, как строится текст-рассуждение? (Ответы: тезис, аргументы, вывод). Слайд 5.  презентация,  

- Что такое тезис?

- Что представляет собой 2-я часть рассуждения (должно быть не менее 2-х аргументов).

- Что нужно отразить в выводе?

 Найдите все элементы рассуждения в «Письме курящей женщине» ( тезис, доказательства, вывод) ( слайд  6, презентация)

5. Создание шаблона текста.

Мы вспомним структуру текста – рассуждения и речевые конструкции, которые вы сможете использовать при создании текста. С чего начнем создание текста? (Нужно сформулировать тезис)

- Вопрос “Курить или не курить?” может иметь 2 варианта ответа. (Прикрепляются таблички “курить”, “не курить” каждый из ответов может быть тезисом)

Прежде, чем попробуем сформулировать оба варианта, поговорим об этом

6. Беседа о вреде табака.

А теперь давайте посмотрим презентацию о вреде курения (слайды и слово учителя)

О том, что курение является вредным для здоровья, знают почти все, даже дети. Однако, в силу того, что неприятности и опасности, связанные с курением, как бы отсрочены во времени, каждый курильщик думает, что они его не коснутся, и он живет сегодняшним днем, не думая о болезнях, которые неизбежно поразят его через 10-20 лет (а начавших курить в детском возрасте - еще раньше).

Вы уже сами сказали, что сигареты отнимают часть расходов ( презентация) вроде бы незначительных, но сумма потраченных в течение 15 лет денег на сигареты равна цене хорошего автомобиля.

Посмотрим, что внутри сигареты… (презентация )

Кроме названных химических веществ в состав сигареты входят аммиак, синильная кислота, формальдегид.

Сигарета наносит первый удар на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, что приводит к закупорке сосудов (презентация ). А это ротовая полость курильщика со стажем ( презентация ). Это легкие никогда не курившего человека ( презентация ), это то, что с ними происходит после 20 лет “сигаретного рабства” (презентация).

По подсчетам ученых курильщик из-за своей пагубной привычки теряет 8 лет жизни (слайд 11).

Стоит ли продолжать? (презентация)

- Что вы знаете об отношении человечества к курению в прошлые времена?

- Какова политика нашего государства по отношению к курению (ответы: запрет рекламы табака; запрет продажи товара поштучно; запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним; пропаганда ЗОЖ; принят закон о том, что с 2010 года 50% площади сигаретной упаковки должна сообщать о вреде курения; ВОЗ объявила 18 ноября Днем Некурения).

А теперь вернемся к нашему тексту-рассуждению

Посмотрим, какую речевую конструкцию мы можем использовать (На слайде « Структура рассуждения» : Я считаю…знаю…, уверен …, не сомневаюсь … , что …)

- Как сформулировать тезис тем, кто считает, что лучше “не курить” (ответы) – запись в тетради.

Приблизительные ответы о вреде курения:

  1. Я считаю, что курить вредно и губительно для нашего здоровья
  2. Я не сомневаюсь в том, что курение вредит нашему здоровью.

-  Как сформулировать тезис тем, кто, зная о вреде курения, все же стал рабом пагубной привычки (ответы) – запись в тетради.

Приблизительные ответы тех, кто стал рабом этой пагубной привычки:

  1. Я уверен, что курение вредно для здоровья…
  2. Я знаю о вреде курения, но считаю,что иногда сигарета…)

7. Работа по таблиц е “Речевые обороты”.

- У вас уже есть тезис, теперь ваше утверждение нужно аргументировать (начертить таблицу в тетради “курить/не курить”), (2 учащихся у доски будут записывать) (“перекрестный огонь”).

8. Умная физкульт. минутка “Гимнастика для легких: дыши правильно”.

  А теперь мы отдохнем.

Во-первых, ручки уберем.

Глазки вверх и глазки вбок.

Во-вторых, один хлопок.

В-третьих, голову направо,

а  затем её налево.

Вдох и выдох. Тишина.

Итак, работать нам пора.

Продолжение работы  по таблице «Речевые обороты»        

- Скажите, ребята, какие слова  из разминки помогут нам  в нашей работе? ( во-первых, во-вторых, в-третьих, итак). Почему? ( ответы учеников). Какой частью речи являются эти слова, как пишутся, почему? Как они выделяются в предложении?(запятыми).  Какие еще наречия вы услышали? Каково их правописание?

-Итак, мы переходим к аргументации нашего утверждения( тезиса) 

Таблица 2
(данная таблица у каждого ученика)

- Давайте посмотрим, какие речевые конструкции можно использовать при составлении аргументации?

НЕ КУРИТЬ

КУРИТЬ

+ выгляжу молодо и привлекательно

+ выгляжу взрослее

+ сохраню здоровье своего организма

+ легко завожу знакомства

+ имею здоровый цвет кожи

+ считаю себя “крутым”

+ не наношу вред близким

+ чувствую себя свободно, раскрепощенно

+ могу родить здоровое поколение

 

+ не сокращаю жизнь

 

+ на сэкономленные деньги могут купить …

 

+ не загрязняю воздух

 

Таблица нам ярко продемонстрировала, что лучше не курить. А теперь давайте подумаем, на какие “минусы” мы можем указать тем, кто стал “рабом сигареты”. (Ответы: нужно скрывать запах от одежды; прятать пачки; имеет тусклый цвет кожи, запах изо рта, постоянный налет на зубах, не говоря о вреде своему организму)

Таблица 3.

- Посмотрим, какие речевые конструкции мы можем использовать при оформлении вывода.

- Что могут сказать о курении люди, считающие, что курение – вредно.

- Что могут сказать те, которых сигарета привлекает. (Составление таблицы, её учащиеся записывают в тетрадь).

-Ребята, чтобы у вас не осталось никаких сомнений, послушайте притчу.

 -Что такое притча? (ответы учеников).

При́тча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

8. Притча.

Мне хочется рассказать вам одну притчу. (Учащиеся слушают притчу)

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее средство и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: “Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!”

Подошел мудрый старей, сказал:

- Этот “божественный лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.

Купцы с радостью посмотрели на него.

- Ты прав, о мудрый старец!- сказали они. - Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах “божественного листа”?

И мудрец пояснил:

- Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять. А вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…

Отошли люди от купцов, задумавшись…

Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья зависит во многом от вас самих.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?(ответы учеников). Что удалось , а что не удалось выполнить? (ответы учеников). Какие сведения , полученные на уроке,  вам пригодятся  в жизни?

-ваши ответы могут начинаться так( таблица на парте)

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…  (ответы нескольких учеников)

III. Домашняя работа. Итоги. Оценивание.

Напомню, что вам дома нужно написать сочинение – рассуждение на предложенную тему.

   

-Сегодня на уроке мы много сравнивали, сопоставляли, делали выбор. Дело в том, что человек очень отличается от всего, созданного на Земле именно тем, что он постоянно должен выбирать, и от его выбора зависит судьба, причем не только одного человека. Нужно очень обдуманно принимать решения и не отказываться от советов взрослых, не рекомендующих, например, долго сидеть за компьютером, смотреть некоторые фильмы, тем более что они могут негативно воздействовать на психику; ну и, конечно же, не торопиться стать заложником вредных привычек. А для этого нужно знать, что всегда можно найти альтернативу.

-

Когда вы будете писать сочинение, помните то, что сказал когда-то М. Горький: “Прежде, чем писать, подумай, о чем писать, как писать и для чего” (презентация).

   -Мне хочется, чтобы вы запомнили, о чем мы сегодня говорили, как важно в жизни сделать правильный выбор, и для чего вам дана жизнь, уж точно не для того, чтобы сделать ее короче.

Приложение 1

Таблица .
Аргументация

Вводные конструкции

Союзы, союзные слова

Речевые обороты

Во-первых,

во-вторых,

по-моему,

например,

видимо,

скорее всего,

как мне кажется,

на мой взгляд,

по моему убеждению.

Так как,

в результате чего,

потому что,

поскольку,

благодаря тому что,

если,

хотя,

несмотря на…

Причина состоит в следующем…

Укажем на причины…

Это объясняется тем, что…

Это зависит от…

Это связано с тем, что…

Допустим, что…

Попытаемся разобраться…

Таблица . Выводы

Вводные конструкции

Союзы

Речевые обороты

Таким образом,

Следовательно,

Итак,

… , т ак как…

… , поскольку…

Из этого следует, что…

Я уверен (а) в том, что…

Получается, что…

Мне хочется сделать вывод о том, что…

Я могу с уверенностью сказать, что…

                                               Используемая литература

  1. Ф.Г.Углов «Письмо курящей девушке»
  2. http://nova.rambler.ru/search?btnG=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8!&query=%D0%A4.%D0%93.%D0%A3%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%E3%EB%EE%E2,_%D4%B8%E4%EE%F0_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%FC%E5%E2%E8%F7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

«Подготовка к сочинению – рассуждению части С в ОГЭ в 9 классе»

Урок подготовка к части С в ОГЭ в 9 классе. Помимо подготовки к сочинению - рассуждению урок содержит значимый региональный компонент т.к. постороен на тексте из книги Евгении Фрейзер "Дом над Двиной"...

Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"

Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе". 9 класс.

Это второй урок из уроков развития речи по теме "Эссе: понятие о жанре". Учащиеся на уроке распознают тексты такого жанра, выделяют отличительные признаки эссе, учатся их хаорактеризовать....

Урок русского языка в 9 классе. Развитие речи. "Подготовка к сочинению-рассуждению 15.2, 15.3 на ОГЭ"

Готовимся к ОГЭ. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (вариант №35). Представление технологий проблемного обучения, РКМЧП, сотрудничества. Приемы: аналитическое...

Урок развития речи (подготовка к сочинению-рассуждению «Человек- всегда ли это звучит гордо»? на материале повести А.М.Горького «Детство») в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС

ГИА по русскому языку в 9 классе предполагает разнообразные виды деятельности ученика: умение воспринимать текст на слух и давать сжатый письменный пересказ, выполнять задания с выбором ответа из неск...