Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
методическая разработка по русскому языку по теме

Жукова Марина Юрьевна

 

Целью своей педагогической деятельности считаю создание такой среды, при которой возможно формирование ключевых компетентностей. Реализую данную цель через организацию деятельности учащихся на уроке так, чтобы активизировать учебно – познавательный процесс.

- Создание проблемных ситуаций;

-организация самостоятельной, творческой деятельности учащихся на уроке; 

- работа с различными источниками информации: учебниками, книгами, справочниками, энциклопедиями, словарями;      

- побуждение учеников к оценке деятельности других учащихся, самооценке и самокоррекции, поощрение выражения их собственной точки зрения;

-связь изучаемого материала с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;               

-оценивание достижений учащихся не только отметкой-баллом, но и характеристикой результата.       

-создание ситуации успеха на уроке, поддержание школьников, столкнувшихся с учебными проблемами -      

позволяют сформировать у обучающихся ключевые компетентности.

 Cущность ИПО состоит в применении следующих методов работы        

  1)совместное с обучающимися целеполагание, неразрывно связанное с рефлексией                                                               

   2)решение проблемных ситуаций                                           

   3)групповая самостоятельная работа                          

   4)связные монологические высказывания на лингвистическую тему как средство формирования коммуникативной компетентности                                                                 

   5)индивидуальные творческие задания                                     

   6)сочинения по данному тексту на морально этическую тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_op_mart_2003.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Жукова Марина Юрьевна

МКОУ СОШ с УИОП пгтНагорск

613230 пгт Нагорск Кировской области

Учитель русского языка и литературы

18 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Работа с одарёнными обучающимися на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:

- в одном классе обучаются дети с разным  социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми, традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми. Это требует от учителя проявления профессиональной  компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых  обучающихся.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, обладающей нестандартным мышлением, умеющией ставить и решать новые задачи. Поэтому существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости. Этому способствует компетентностно-ориентированный подход в  образовании.

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Ответом системы образования на новые запросы стала идея компетентностно-ориентированного образования. Компетентностный подход в образовании способствует развитию творческих способностей, развивает коммуникативные способности, учит человека управлению собственной деятельностью, формирует самостоятельность. Целью своей педагогической деятельности считаю создание такой среды, при которой возможно формирование ключевых компетентностей. Реализую данную цель через организацию деятельности учащихся на уроке так, чтобы активизировать учебно – познавательный процесс.

- Создание проблемных ситуаций;

-организация самостоятельной, творческой деятельности учащихся на уроке;  

- работа с различными источниками информации: учебниками, книгами, справочниками, энциклопедиями, словарями;        

- побуждение учеников к оценке деятельности других учащихся, самооценке и самокоррекции, поощрение выражения их собственной точки зрения;

-связь изучаемого материала с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;        

-оценивание достижений учащихся не только отметкой-баллом, но и характеристикой результата.        

-создание ситуации успеха на уроке, поддержание школьников, столкнувшихся с учебными проблемами -        

позволяют сформировать у обучающихся ключевые компетентности.

 Cущность ИПО состоит в применении следующих методов работы                                                                                               1)совместное с обучающимися целеполагание, неразрывно связанное с рефлексией                                                                2)решение проблемных ситуаций                                                3)групповая самостоятельная работа                                          4)связные монологические высказывания на лингвистическую тему как средство формирования коммуникативной компетентности                                                                              5)индивидуальные творческие задания                                      6)сочинения по данному тексту на морально этическую тему

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений, рассматривая ученика как субъекта обучения, создает условия для ситуаций выбора и успеха на основе формирования положительной мотивации к усвоению знаний и развития индивидуальности каждого ученика. Повышается учебная и познавательная мотивация учеников; улучшается психологический климат в классе, толерантность, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Уровень новизны определяется умением учителя создать такие условия обучения, которые помогают активизировать учебно – познавательный процесс.

Трудоёмкость состоит  в приготовлении необходимого дидактического материала для наиболее эффективной работы как с классом, с группой, так и с парой учащихся и индивидуальной работы.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и доступный им уровень профессионализма)

Для успешной реализации представляемого ИПО учителю необходимо хорошо владеть знаниями компетентностного подхода, урок направлять на межличностное и межкультурное взаимодействие, делать урок личностно-значимым для ученика.

6. Результат изменений

Повышение познавательной активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Как показывают результаты, применение выше перечисленных методов работы на уроках способствует повышению качества обучения, о чём свидетельствуют успехи моих учеников на олимпиадах и конкурсах (2008-2009уч.год- 1 призёр районной олимпиады по русскому языку, 1 победитель игры-конкурса «Русский медвежонок»,награжден Похвальной грамотой за успешное выступление по Кировской области; 2009-2010уч.год- 1 призёр  районной олимпиады по русскому языку, 1 победитель игры-конкурса «Русский медвежонок» среди учащихся Нагорского района, 2010-2011уч.год.- 1призёр игры-конкурса «Русский медвежонок»по Кировской области (Диплом III степени), 1 победитель среди учащихся Нагорского района),2011-2012 уч.год – 1 победитель, 1 призёр районной олимпиады по русскому языку, 1 участник областной олимпиады, 1 победитель игры-конкурса «Русский медвежонок»,награжден Похвальной грамотой за успешное выступление по Кировской области.

Успешное прохождение итоговой аттестации обучающимися  9 класса в 2010 году, в том числе и в новой форме(средняя оценка ГИА – 4,5( областная -4), средний балл – 39,5(областной -34,9)) :

Форма экзамена

Количество сдававших

«5»

«4»

«3»

Традиционная форма

16

4/2

6/7

6/7

ГИА

8

4

4

-


Среди моих учеников есть студенты ВГГУ ( с результатами экзаменов по русскому языку и  литературе)

Обатурова Ольга – 2009г. факультет лингвистики ВГГУ

Доркова Марина – 2009г. факультет педагогики ВГГУ

Благоприятный психологический климат в классных коллективах.

7. Публикация о представленном инновационном педагогическом опыте

Публикаций нет

                        Приложение № 1.

Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания:

- не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

- не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;

- научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;

- приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;

- используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;

- помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

- подходите ко всему творчески.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа c углублённым изучением отдельных предметов пгт Нагорск Кировской области.

Работа с одарёнными обучающимися на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

                                                                         

                                                                     Работу выполнила

                                                                           Жукова Марина Юрьевна,                                                                        

                                                                  учитель русского языка и                           литературы высшей квалификационной категории

2011 год

1. Условия возникновения опыта.

 Данный опыт возник на  на базе МОУСОШ с УИОП пгт Нагорск и формировался в общеобразовательных классах. Школа со смешанным контингентом школьников: в ней учатся одарённые и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Ответом системы образования на новые запросы стала идея компетентностно-ориентированного образования

2. Актуальность опыта

Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. В концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Эти стандарты, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций учащихся.  Компетентностный подход в образовании способствует развитию творческих способностей, развивает коммуникативные способности, учит человека управлению собственной деятельностью, формирует самостоятельность.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, обладающей нестандартным мышлением, умеющией ставить и решать новые задачи. Поэтому существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.

На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:

- в одном классе обучаются дети с разным  социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми, традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми. Это требует от учителя проявления профессиональной  компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых  обучающихся.

3.Теоретическая база опыта 

Для решения проблемы опираюсь на работы Е.В.Бондаревской, С.Г.Воровщикова, М.В.Рыжакова, А.В.Хуторского, И.С.Фришман. В этих исследованиях компетентностный подход основан на создании условий для целостного проявления, развития и самореализации личности.

Л. В. Выготским доказано, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребёнка обучают. Им рассмотрена одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

Академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».

Работа Т. Хромовой «Одаренные дети» посвящены методикам работы с одаренными детьми в обычной школе. Например, в статье «Одаренный ребенок нуждается в… дискомфорте» речь идет о методе «развивающего дискомфорта», который предполагает формирование и развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности.

Статья М.А. Лопатиной «Работа с одаренными учащимися» ориентируют педагогов на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально реализоваться.

Дж. Рензулли считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: ·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); ·   креативности; ·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. Рензулли, обсуждая качественные особенности обучения одарённых детей, писал, что содержание их учебных программ должно: выходить за рамки общепринятой, учитывать специфику интересов, соответствовать стилю усвоения знаний, не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. Основной вопрос в обучении заключается не в том, насколько одарён или способен данный человек, а в том, какова одарённость и каковы способности данного человека. Только реализация личностного подхода в обучении обеспечит развитие в детский период здоровой, гармоничной, уникальной личности ребёнка.

4.Новизна опыта.

Уровень новизны определяется умением учителя создать такие условия обучения, которые помогают учащимся развивать свои интеллектуальные, аналитические, творческие способности.

5.Область применения.

Возможно применение со второй ступени обучения.

6. Трудоёмкость.

Работа с одарёнными обучающимися требует серьёзной подготовки со стороны учителя. Занятие должны быть разработаны во всех деталях. Необходимо продумывать этапы урока таким образом, чтобы каждый ученик был включён в учебный процесс, чтобы максимально обеспечить условия успешного развития каждого ребенка.  

7. Доступность

Опыт может быть использован учителями общеобразовательных школ.

 8.Описание опыта 

Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.

В свое время академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания и терпеть не могут готового ответа. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Отличительные особенности одаренных детей:

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Взаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе  следующего принципа: “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

 развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

 создание условий для развития творческой личности;

 развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

 обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Методы и средства обучения

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Реализация образовательных стратегий при работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы.

Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы компетентностного-оринтированного, личностно- ориентированного подхода, как-то: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.

1) Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида .

2) Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

3) Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.

4) «Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, - интенсивности обучения.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

-Создание условий для оптимального развития одаренных (способных) детей, для развития всесторонней личности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- обеспечить достаточно высокий уровень  подготовки способных учеников;

- создать привлекательную среду для обучения на уроках;

- предоставить  возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

- вовлечь способных учащихся во внеклассную работу по предметам;

- развить творческие способности детей;

- добиться высоких результатов учащихся в учебе и творчестве.

В условиях класса со смешанными способностями организуется контроль за развитием познавательной деятельности одаренных школьников по следующим направлениям:

- дифференциация и индивидуализация обучения

- создание для ученика ситуации успеха и уверенности;

- сотрудничество учителя и ученика;

- создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

- возможность выбора учеником уровня сложности и трудности контрольного задания;

- тематический учет знаний;

- использование метода малых групп;

- гарантирование ученику права на повышение оценки;

- принцип гуманизации при осуществлении контроля;

- поощрение ученика;

- соответствие целей контроля целям учебно-воспитательного процесса.

Методы работы с детьми, используемые мною на уроках русского языка.

1.Совместное с обучающимися целеполагание, неразрывно связанное с рефлексией.

Совместное целеполагание мотивирует на осознанное изучение новой темы.

Пример постановки целей урока в 6 классе «Правописание НЕ с прилагательными»

Д:        (не)глупый                        (не)глупый, а умный

        (не)весёлый                        отнюдь (не)весёлый

                        (не)стеклянный

                        (не)красный        

                        (не)красивее

        -Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

        -Что нужно узнать?

        -Чему нужно научиться?

Пример постановки целей урока в 7 классе «Предлог.  Понятие о предлоге»

Д:         зарубить нос                                                                                                                                                                          обвести палец                                                                                                                                              язык кости                                                                                                                                                             семь пядь лоб                                                                                                                                               вилы вода писано

-Что зашифровано на доске?

-Чего не хватает, чтобы получились понятные фразы?

-Можно ли обойтись без предлогов?

-Сформулируйте тему урока.

-Что нужно узнать?

- Чему нужно научиться?

Целеполагание должно быть тесно связано с рефлексией, в ходе которой ученики сами для себя решают

- что я ещё плохо усвоил;

-что ещё не получается;

-что нужно сделать, узнать, чтобы в дальнейшем не было ошибок.

2.Решение проблемных ситуаций

Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Проблемная ситуация в педагогике (в отличие от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Словесное выражение содержания проблемной ситуации составляет учебную проблему. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы (того, что неизвестно), ее формулированием и решением. Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

Проблемные ситуации предлагаю ученикам решить уже в начале 5 класса и использую их систематически.

1)Решение проблемных ситуаций на уроках:

  1. На одном из первых уроков русского языка в 5 классе предлагаю решить такую проблему:

Д:        Осень – красивое время года.

        - Обсудите в группе и объясните, почему в предложении стоит тире.

Далее:

Д:        М.Горький сказал: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей».

        - Обсудите в группе и объясните расстановку знаков препинания в предложении.

Д:         Русская пословица гласит: «Молчание – золото».

        «Доброта – стремление помогать другим», - читаем мы в словаре.

Т.о., дети с интересом вовлекаются в процесс изучения нового, становятся более внимательными, к урокам изучения соответствующих тем уже хорошо знают правила пунктуации, кроме того дидактический материал формирует положительную нравственную позицию.

  1. На уроке «Тире между подлежащим и сказуемым» (когда обучающиеся уже знают основное правило)

Д:        Сады сажать – жизнь украшать.

        Наша задача – хорошо учиться.

        Пять – отличная оценка.

        Пятью пять – двадцать пять.

-Проанализируйте предложения, сделайте вывод, почему в предложениях стоит тире.

  1. Примерные задания по разделу «Орфография». 5  класс «Правописание Ь после шипящих»

Д:        туш.. для ресниц – много свиных и говяжьих туш.. – раздавался туш…

-Обсудите, как нужно писать слово туш.. в словосочетаниях. Докажите свою точку зрения.

        Орфография 6 класс «Правописание сложных прилагательных»        

Д:        мясо-молочный – мясоконсервный

        Снежно- белый – белоснежный

-Как вы думаете, почему по-разному пишутся так похожие друг на друга  слова?

  1. Примерные задания по разделу «Морфемика» 5 класс «Морфемный разбор слова»

Полотно – давно

(движение) быстро – (двигался) быстро

Стекло – стекло

- Похожи ли слова разных столбиков?

- Одинаков ли их морфемный состав?

(Обучающиеся приходят к выводу: чтобы определить морфемный состав, нужно определить часть речи)

  1. Примерные задания по разделу «Морфология» 5 класс «Служебные части речи»

-Выпишите из предложения все служебные части речи, распределив в 3 столбика

предлог

союз

частица

Не может берёзовый лес не быть красивым и в те дни, когда только разворачиваются на берёзе изумрудные листочки и ветки почти голые

  1. Примерные задания по разделу «Синтаксис».

На уроке в 8 классе «Особенности строения полных и неполных предложений:

-Сравните предложения, их характеристику. Почему характеристика предложений разная?

Маленький городок. (Односоставное, назывное)

Рябь тёмно-синих вод. (Односоставное, назывное)

Девушка на холме. (Двусоставное, неполное)

2)индивидуальные задания на дом по решению проблемных ситуаций

  1. К уроку в 5 классе «Правописание звонких и глухих согласных»

        «Как нужно писать слово ВПЕРЕМЕ..КУ ? Докажите свою точку зрения. (Для решения задачи обратитесь к необходимым источникам) Приведите примеры словосочетаний и предложений с этим словом»

        «Как нужно писать слово ИЗМОРО..Ь? Докажите свою точку зрения. (Для решения задачи обратитесь к необходимым источникам) Приведите примеры словосочетаний и предложений с этим словом»

        «Как нужно писать слово ШЕ..СТВОВАТЬ? Докажите свою точку зрения. (Для решения задачи обратитесь к необходимым источникам) Приведите примеры словосочетаний и предложений с этим словом»

  1. К уроку «Правописание безударных гласных в корне слова»

«Как нужно писать слово СТ…РОЖИЛ?»

«Как нужно писать слово ПОЛ…СКАТЬ?»

3)групповые задания на дом по решению проблемных ситуации

  1. к уроку в 5 классе «Служебные части речи. Предлоги и союзы»

        «Сравните предложения, расставьте знаки препинания, объясните. Подготовьте рассказ о роли союза И в предложении. Придумайте свои подобные примеры.

        Октябрь дарит последние солнечные дни и радует нас.

        Октябрь дарит последние солнечные дни, и мы рады сюрпризу природы.»

  1. к уроку «Главные члены предложения» 5 класс

        «Проанализируйте предложения, найдите подлежащее и сказуемое в предложениях. Подготовьте ответ о грамматической основе предложения:

        Наступила осень. Солнечный день. Дальний угол парка затеняет старый дуб. В саду собирают яблоки.»

  1. к уроку «Служебные части речи»

«Проанализируйте предложения, расскажите о роли слова И в этих предложениях. Укажите, к какой части речи И принадлежит»

1)Наступили холода, и птицам приходится искать себе пищу.

2)Мы повесили кормушки и насыпали в них крупы.

3)Теперь вместе с галками к нашему домику прилетают и другие птицы: шустрые синички, сойки и смелый поползень.

  1. 5 класс. «Проанализируйте предложение из домашнего упражнения 797, разберите его по членам, объясните, почему в предложении нет никаких знаков:

Сквозь камыш, шурша по листьям, пробирался ветерок

А КРУГОМ В САДАХ ГОРЕЛИ ОГОНЬКИ И ПЕЛ СМЫЧОК.

  1. к уроку в 7 классе  «Правописание НЕ с краткими и полными причастиями»

        «Сравните словосочетания, объясните правописание с НЕ:

        Никем не кошенные травы – некошеные травы

        Группа для поездки не образована – девочка необразованна

        Не любимый детьми компот – нелюбимый в детстве компот – ничем несокрушимый

  1. к уроку в 7 классе «Правописание гласных пере Н и НН»:

        Сравните слова, объясните правописание гласных перед Н и НН

        Масляный – масленый

        Завешенный – завешанный

Подобные задания будят желание самостоятельно отыскивать правильный ответ, пользуясь словарями, какими-либо другими пособиями, развивают орфографическую и пунктуационную грамотность, развивают речь, учат обосновывать и доказывать свою точку зрения. А ещё получать радость открытия!

3. Групповая самостоятельная работа на уроках.

Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер). Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики , как правило, выступают координаторами работы в группе, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал, ибо групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе высказаться по тому или иному вопросу.

 Групповая форма организации занятий в наибольшей степени способствует формированию ответственности, взаимопонимания, одарённые учащиеся более заинтересованно обсуждают возникшие проблемы, что повышает прочность полученных знаний, формируются умения творческой работы в коллективе, проявляется инициатива и настойчивость в принятии решений.

Самостоятельная групповая работа на уроках строится и таким образом: в группе работают дети разных способностей, о результатах работы отчитываются более слабые ученики, которых должна была подготовить  вся группа. Для такой работы использую карточки с заданиями:

        -Вставьте в слова пропущенные буквы, объясните, сформулируйте правило, над которым работали.

        -Расставьте знаки препинания, объясните, сформулируйте правило, над которым работали.

        -Образуйте форму мн. ч. Р.п.  от существительных: САПОГ,  СОЛДАТ, ПОМИДОР, ЯБЛОКО, НОСКИ, ЧУЛКИ, КИЛОГРАММ, ЛИСТЬЯ, ЛИСТЫ.

        -Как расставить знаки препинания в предложении: Вера видела что её подруга шла по улице и приветствовала её. Свой ответ обоснуйте.

На уроке в 5 классе «Морфемный разбор слова» групповое задание:

Обсудите в группах и выполните морфемный разбор слов: ЧИСТОТА, ОСЕНЬ, ИЗДАЛЕКА, АККУРАТНЫЙ, АККУРАТНО, СЛЕВА, УЧИТЬ, ПИШЕШЬ, УВИДЕЛ, ВВЫСЬ, СТЕКЛО, СТЕКЛО.

Подумайте над порядком морфемного разбора , распределите этапы выполнения по порядку.

-выделяем основу

        -подбираем однокоренные слова – выделяем корень

-определяем часть речи

-выделяем приставки и суффиксы

- изменяем слово – выделяем окончание.

В 7 классе на уроке «Вопрос о причастии в системе частей речи. Морфологические и синтаксические признаки причастий» предлагается самостоятельное изучение параграфа 132 .

        Прочитайте параграф, подготовьте ответы на вопросы:

        -Что обозначает причастие?

        -Как образуется?

        -Какими признаками глагола обладает?

        - Какими признаками прилагательного обладает?

        -Какова синтаксическая роль причастия?

В 7 классе на последнем уроке «Причастный оборот»:

        -Составьте алгоритм работы по поиску причастного оборота.

В 8 классе на уроке «Систематизация и обобщение изученного по теме»Главные и второстепенные члены предложения»:

        -Проанализируйте предложения, расскажите о синтаксической роли инфинитива в предложении.

        1)Володя начал учиться в родном селе. 2)Он испытывал непреодолимое желание учиться дальше. 3)Мать разрешила ему учиться в столице. 4)Юноша с удовольствием отправился учиться . 5)Хорошо учиться – его мечта.

Групповая работа по выполнению полного синтаксического разбора.

На уроке «Предложения с вводными словами» в 8 классе:

        Объясните расстановку знаков препинания в предложениях

        К вечеру ветер, однако, затих.

        Весь день бушевал ветер, однако к вечеру затих.

        Весь день бушевала непогода, однако к вечеру ветер затих.

Групповая работа во время уроков «Анализ диктанта», «Анализ изложения».

        -Объясните допущенные ошибки, сформулируйте правила, на которые нужно обратить внимание в дальнейшем, чтобы не допускать подобных ошибок.

Во время самостоятельной групповой работы выигрывают все! Слабый ученик устранил свои ошибки, а сильный, объяснив своему однокласснику что-то, закрепил то, что уже и так хорошо знал, и ещё более убедился в правильности своих выводов.

4. Роль связных монологических высказываний на лингвистическую тему.

Язык является обязательным важнейшим средством человеческого общения, формирования и духовного развития личности.

Именно такое понимание роли языка в обществе определяет особое место предмета «русский язык» , который обязан подготовить обучающихся к свободной речевой деятельности, обеспечить их умственное, интеллектуальное развитие, воспитать  языковую  личность.

Связные монологические высказывания способствуют общему образованию учащихся, обогащают их знанием основных законов и правил, языковых средств выражения мысли, способствует развитию логического мышления школьников, является основой формирования практических навыков.

Работа по составлению связных монологических высказываний начинается в 5 классе и  ведётся систематически.

Начинаем с небольших высказываний

        -Подготовьте ответ об отличии самостоятельных частей речи от служебных.

        -Подготовьте рассказ о дополнении (определении, обстоятельстве)

        - Подготовьте рассказ об обращении.

        - Подготовьте рассказ о вводных словах.                                 И т.д.

Далее подобные задания:

        -Определите род существительных, подберите к ним прилагательные. Подготовьте сообщение «Род несклоняемых существительных»

Д:        Алоэ, дзюдо, женьшень, жюри, какаду, мадам, авеню, мисс, маэстро, пенальти, кофе, пони, пюре, фламинго, кольраби, радио, шимпанзе.

Или:

Д:        мил..сердие, стал..вар, ЭВМ, пред..стория, (не)терпение, зайч..нок, об..ез..чик.

        -Выполнив морфемный разбор, расскажите о способах образования существительных.

Или:

Д:        не ярко – неярко

        Не долго – недолго

        Не ясно – неясно

        Не хорошо – нехорошо

        - Составьте предложения со словами, расскажите о правописании НЕ с наречиями.

Далее

        Заполните обобщающую таблицу, подготовьте ответ на соответствующую тему

                        Наклонения глагола

наклонение

пример

Что обозначает

Как образуется

Как изменяется

Синтаксическая роль

1

2

3

                        Разряды прилагательных

разряд

вопрос

значение

пример

1

2

3

                        Разряды местоимений

разряд

пример

значение

Морф. признаки

Синт.роль

5. Индивидуальные творческие задания.

Этапы подготовки к выполнению таких заданий:

1-й этап. Обучение в классе предпочитаю вести на сложном материале , формирующем высокие нравственные ценности.

Труд – благороднейший исцелитель от всех недугов.

«Учёба – наше главное занятие», - считают пятиклассники.

Внимание и аккуратность – важные помощники в учёбе, и поэтому их нужно развивать.

Друзья, любите книгу, овладевайте знаниями, читайте много и упорно.

 Мы будем заботиться о лесах, животных и птицах и таким образом сбережём и своё здоровье.

Если безжалостно рвать полевые цветы, многие лекарственные растения могут исчезнуть навсегда.

Воспитанный человек не обидит окружающих, и его все уважают.

Уважай своего собеседника, не употребляй грубых слов, не старайся перекричать, смотри на того, с кем говоришь.

Чувство такта может развить только тот, кто вкладывает в отношения с другими людьми чуткость, внимание, уважение.

Наука любит трудолюбивых, и, так как труд – это талант, только трудолюбивые продвинут науку вперёд.

Если хочешь закалить свой характер, доводи дела до конца, не расслабляйся.

Пока молоды, сильны, не уставайте делать добро.

2-й этап. Составление детьми предложений по схемам.

3-й этап. Графические диктанты

5 класс         1.Зима – тяжёлое время года для птиц.

                2.Птицы голодают, и заботу о пернатых, безусловно, берут на себя друзья природы.

                3.Подкармливать птиц можно во дворах, и в садах, и парках, и скверах.

                4.В кормушки надо насыпать разный корм: зёрна, крошки хлеба, сухие ягоды.

                5.Друзья, помните, что забота о птицах – это забота об урожае.

7 класс.        1.Дела, совершённые человеком в течение жизни, - память о нём.

                2.Имя Павла Михайловича Третьякова навсегда останется среди имён людей, бескорыстно любивших живопись и двигавших её вперед.

                3.Третьяков отбирал картины художников, только что написанные, и покупал их.

                4.Собираемые годами картины составили Третьяковскую галерею, подаренную в 1892 году городу Москве.

4-й этап. Индивидуальные творческие задания.

Составить связный текст с использованием разных орфограмм и пунктограмм по изученной теме. (Причём в результате должен получиться не простой набор предложений, а хороший связный текст). В итоге обучающиеся ещё раз закрепляют орфографические и пунктуационные навыки, расширяют свой кругозор, получают дополнительные знания по самым различным областям, и что особо важно формируется их определённая нравственная позиция.

                Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер. Такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения , развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление.

        9.Оценка эффективности работы, результаты.

1. Повысилась учебная и познавательная активность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. 

2.Как показывают результаты, применение выше перечисленных методов работы на уроках способствует повышению качества обучения, о чём свидетельствуют успехи моих учеников на олимпиадах и конкурсах (2008-2009уч.год- 1 призёр районной олимпиады по русскому языку, 1 победитель игры-конкурса «Русский медвежонок»,награжден Похвальной грамотой за успешное выступление по Кировской области; 2009-2010уч.год- 1 призёр  районной олимпиады по русскому языку, 1 победитель игры-конкурса «Русский медвежонок» среди учащихся Нагорского района, 2010-2011уч.год.- 1призёр игры-конкурса «Русский медвежонок»по Кировской области (Диплом III степени), 1 победитель среди учащихся Нагорского района),2011-2012 уч.год – 1 победитель, 1 призёр районной олимпиады по русскому языку, 1 участник областной олимпиады, 1 победитель игры-конкурса «Русский медвежонок»,награжден Похвальной грамотой за успешное выступление по Кировской области.

Успешное прохождение итоговой аттестации обучающимися  9 класса в 2010 году, в том числе и в новой форме(средняя оценка ГИА – 4,5( областная -4), средний балл – 39,5(областной -34,9)) :

Форма экзамена

Количество сдававших

«5»

«4»

«3»

Традиционная форма

16

4/2

6/7

6/7

ГИА

8

4

4

-

        Успешное прохождение итоговой аттестации обучающимися в 11 классе в 2012 году в форме ЕГЭ

Количество сдававших

Средний областной балл

Средний балл в классе

Свыше 90 баллов

Свыше 80 баллов у

     17

        66,64

     77, 29

   5 учеников

     4 ученика

        Среди моих учеников есть студенты ВГГУ ( с результатами экзаменов по русскому языку и  литературе)

Обатурова Ольга – 2009г. факультет лингвистики ВГГУ

Доркова Марина – 2009г. факультет педагогики ВГГУ

Благоприятный психологический климат в классных коллективах.

10.Литература.

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования http://www.eidos.ru/journal/]

2.Фишман  И.С. Ключевые компетентности как результат образования  http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html].

3.Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Завуч. Управление современной школой.-№1.- 2008.

4. Хромова Т. Одаренные дети // Воспитание школьников.-1997.-N4.-С.6-9. 138 ; Журнал «Одаренный ребенок», №2, 2009.

5.Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // Завуч. - 1999. - № 6. - с. 70.

6. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

Приложение №2

Индивидуальные творческие работы.

5 класс. (после темы «Синтаксис и пунктуация»)

Человек должен чем-нибудь увлекаться: заниматься спортом, читать книги, слушать классическую музыку. Каждый образованный человек, несомненно, должен читать книги. У людей должны быть любимые персонажи, на которых он хотел бы быть похож.

Для нас книга является другом, помощником. Из книг мы узнаём о животных, о жизни людей, о разных странах. Стихи, поэмы, рассказы, повести, романы, в которых авторы повествуют о жизни народов мира, раскрывают духовный мир героев, создают яркие картины, учат уважать друг друга.

Мы должны бережно относиться к книге: не рвать, не рисовать, не загибать страницы, чтобы и младшие ребята могли их прочитать и узнать много нового и поучительного.

Книга – главная вещь в жизни человека. «Берегите, ребята, книги!» - призываем мы всех ровесников.                                (Власова Светлана)

(после темы «Правописание приставок и корней»)

        Охрана животных и растений.

Люди безжалостно обращаются с природой, поэтому многие животные вымирают. Ежегодно в мире, к сожалению, погибает и бессчётное количество растений. Прекратили своё существование такие животные: дронт, квагга, тарпан. Природа – наше богатство. Нужно придать огромное значение её сохранению. «Убежищем для редких растений и животных являются заповедники и межнациональные парки», - рассказала нам учительница по природоведении.                 (Рычкова Вера)

В эпоху развития промышленности, космоса, к сожалению, страдает экология. Нелегко приходится братьям нашим меньшим. В наше время в мире исчезают тысячи видов животных и растений. Государство принимает меры, чтобы защитить природу. Многие виды животных и растений занесены в Красную Книгу. Для сохранения вымирающих видов создаются заповедники и заказники. Но, конечно, существует немало браконьеров – людей, которые незаконно в больших количествах уничтожают животных.

Стоит маленькому зайчонку выскочить из норы, и его подстерегает несчастье. Сходят ребята в лес, разожгут костёр, уйдут, не потушив, и выгорит большая часть леса. От лесных пожаров больше всего страдают животные. В пустынях отлавливают маленьких зверьков-тушканчиков. Вылавливают тонны рыбы, загрязняют водоёмы.

Ребята, давайте будем бережнее относиться к природе. Сохраним всё живое: и птиц, и зверей, и растения.                (Мансурова Алёна)

(после темы «Правописание О-Е-Ё»)

Когда выдалась свободная минутка, мы с подругой Машей уселись перед телевизором. К большому удивлению, новости оказались интересными.

Нас шокировал репортаж о том, как один мальчик поджёг свой дом. В Шотландии, наконец, прошёл фестиваль кондитеров. Там предлагали разные сладости: горячий шоколад, печёные торты. «Маша, вот бы нам съесть кусочек торта», - замечталась я. Подруга ответила: «Мы тоже что-нибудь испечём». Заканчивал выпуск новостей сюжет о том, как в школьном живом уголке мальчишки и девчонки ухаживают за своими питомцами: медвежонком, ежом, зайчонком.

Животные – наши горячо любимые друзья, и мы пошли проведать недавно родившихся щенят.                                                (Рычкова Вера)

Жил в норке на краю чащобы зайчонок, у которого не было ни мамы-зайчихи, ни папы-зайца. Он боялся любого шороха, поэтому был всегда начеку. Днём, после страшной чёрной ночи, как обычно заяц чистил мягкую шёлковую шёрстку. Затем он кушал свою любимую травку, которую называют «заячьей капусткой». Вместе с друзьями любил веселиться: прыгать по поляне, резвиться на солнышке. Так проходили дни за днями, заяц рос, и вскоре он превратился в настоящего русака. Он уже больше ничего не боялся и первым шёл на помощь маленьким зайчатам.                                                                                                 (Сырчина Ксения)

6 класс. После темы «Имя прилагательное»

                Весенним утром наш класс собрался на традиционный турслёт у дверей школы. Однако день выдался холодный, ветреный. Длинный путь нам пришлось преодолеть, чтобы достичь расположенную в осиновом лесу полянку. Багряный лес встретил нас приветливо, а соловьиная трель была прекрасна. Уверенность в своих силах и наша сплочённость помогли достойно отстоять честь школы. Мы получили массу новых впечатлений и хорошо отдохнули.                                                                     (Кобелев Константин)                  

Богата русская земля многочисленными талантами.

Вятская торгово-промышленная палата и Центр народных ремёсел проводят постоянные выставки-ярмарки, чтобы кировчане и жители области могли полюбоваться изделиями вятских мастеров. Организаторы выставки говорят: «Каждый посетитель будет желанным гостем и получит массу несравненных впечатлений» На выставке представлены не только изделия современных мастеров, но и старинные вещи. Здесь можно увидеть самые разнообразные поделки: глиняные игрушки, деревянную резьбу, вязаную одежду.

Друзья, мы должны сохранить для потомков бесценное наследие наших предков-ремесленников.                                        (Рычкова Вера)

        (после темы «Имя прилагательное»)

Однажды летним июньским днём ребята решили идти в туристский поход.                                                                                                 Юные спортсмены взяли всё самое необходимое: чугунный котелок, зелёно-коричневые палатки, дровяные запасы, продукты. Ваня взял папин компас. Ранним солнечным утром молоденькие туристы двинулись в путь. Ребята в небе журавлиные и утиные стаи птиц. Ветер был более сильный, чем утром, и поэтому лагерь расположился у подножия величественной горы. Недалеко от неё протекал неглубокий ручей с чистейшей водой. Любопытные ребята забрались на верх горы, откуда увидели вдали иссиня-чёрный лес.                                                                                         Впечатлений хватило на весь следующий год!          (Жукова Марина)

 После темы «Наречие»

        Издавна в природе известны многие растения-лекари, которые использует народная медицина. Нередко мы просто не замечаем, что живём бок о бок с лекарственными растениями.

Я неподдельно была удивлена, что гриб, который много раз видела на берёзе, - ценное лекарственное растение. Известно, что чага помогает бороться со злокачественными опухолями и болезнями желудка.

По-своему известен в природе мухомор. Не верно, а ошибочно считать, что мухомор – гриб смертельно ядовитый. Давным-давно известно, что люди и животные лечатся с помощью этого гриба от многих болезней.

Мало-помалу люди стали относиться к природе уж чересчур по-хозяйски. И часто-часто я думаю: надо учиться беречь природу и умело использовать её богатства. И многие книги, конечно, учат: «Ребята, берегите природу!»                        (Мансурова Алёна)

7 класс. После темы «Причастный оборот»

Здоровье – самое важное в жизни человека. Вот несколько советов, рекомендуемых врачами.

Чтобы было хорошее здоровье, нужно заниматься спортом. Занимающиеся спортом люди утверждают, что после тренировок они стали реже болеть. Но не только спорт полезен, но и правильное питание. Употребляющие здоровую пищу и занимающиеся спортом люди дольше живут.

Ребята, ведите здоровый образ жизни!                (Серебреников Игорь)

Хочу рассказать о случае, произошедшем со мной совсем недавно. Я пошёл в лес и случайно заметил птичку, сидящую на ветке. Оттопырившееся в сторону крылышко вызвало у меня интерес. Я увидел, что под крылом сидит маленький птенчик, прячущийся от дождя, и прижимается к маме. Насмотревшись на этих птичек, я пошёл домой и всё рассказал сестричке.

«Мама-птичка такая же добрая , как и наша  мамочка!» - сказала сестра.                                                                (Доминтян Александр)

        (после темы «Деепричастный оборот»)

                Выборы.

Второго декабря этого года состоятся выборы в Государственную Думу. Идя на избирательный участок, не забудьте взять паспорт. Каждый гражданин России, достигший совершеннолетия, должен проголосовать за ту партию, которую считает нужной стране. Но сделать это непросто. Посмотрев телевизор, мы это понимаем. Каждая партия, предлагая свою программу, обещает воплотить её в жизнь, для того чтобы народу жилось лучше. Чтобы народ выбрал ту или иную партию, депутаты ведут агитационные дебаты, выступают по телевидению, выпускают газеты.                                                                Граждане, от вашего голоса зависит будущее нашей страны.                                                                                 (Селиванова Екатерина)

        (После темы «Предлог»)

Приближается праздник, который отмечает не только наша армия, но и все бывшие и будущие защитники Отечества. На земле, в небесах и на море армия защищает покой страны. Благодаря мужеству этих людей мы можем спать спокойно. Защитники нашей Родины, невзирая на непогоду, на время суток, несут свою нелёгкую службу. На протяжении многих веков Российская армия – самая сильная армия во всём мире. В подтверждение этому – блестящие победы в Отечественной войне 1812 года, во Второй мировой войне. На протяжении нескольких веков стратегию великих русских полководцев изучают военные разных стран.                                        У наших воинов есть чему поучиться. Без сомнения, если возникнет угроза  нападения, наши войска будут готовы защищать Отечество.                                                                                (Мансурова Алёна)

Экологические проблемы Нагорского района.

Природа наша уникальна: в Нагорском питомнике есть кедр высотой 15 метров, в районе – 149 артезианских скважин, красивейшие обнажения триасовых пород. Но, к сожалению, мы не бережём, что имеем.

Очень большой проблемой Нагорского района является загрязнённость улиц. В течение многих лет молодёжь, не понимая того, что она делает, бросает бумажки из-под чипсов, сухариков, жвачки, конфет прямо на землю.

Также много отходов возникает из-за деятельности лесных предприятий. Только в нашем районе ежегодно образуется 2,5 тысячи тонн отходов.

Поэтому, конечно, нужно бороться с загрязнением окружающей среды. Во-первых, необходимо повысить экологическую культуру населения; во-вторых, снизить уровень загрязнённости окружающей среды; в-третьих, перерабатывать древесные отходы.                                                                                                         (Кобелев Константин)

        (после темы «Союз»)

Друзья, несмотря на то что холодно, зима – это моё любимое время года.

Пусть щёки щиплет мороз, но для меня нет ничего лучше, чем прогулки на свежем воздухе. Мои подруги тоже так считают.  Для того чтобы весело провести время, нужны друзья, хорошее настроение и немного фантазии. Тогда, словно в сказке, в вашем дворе появятся вылепленные из снега крепости, знакомые герои книг и мультфильмов.

Настроение у прохожих сразу поднимается, едва они увидят эти снежные творения. На прогулку можно взять с собой также и санки, и лыжи, и коньки.

Свежий воздух, занятия спортом или просто прогулка прибавляют здоровье, красоту и отличное настроение.                (Рычкова Вера)

                Весна.

Когда наступает весна, всё кругом оживает. Несмотря на то что появляется кругом грязь, настроение из-за этого не меняется.

 Наступает утро, и на ветках уже чирикают птички. Однажды я первый раз дал им зёрен, и они по- своему зашумели, как будто отблагодарили меня. С тех пор я сделал кормушку и стал кормить птиц каждый день. Для того чтобы изучить поведение птиц, я наблюдаю за ними. Ведь птицы тоже радуются и огорчаются, мирятся и ссорятся. Конечно, я на руки их взять не могу, зато получаю огромное удовольствие от их пения. Утром, когда я ухожу в школу, кажется, птицы смотрят мне вслед, будто меня провожают.

Я очень люблю птиц!

О методах преподавания художественной литературы в школе II ступени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей  учителя-предметника в 9-11 классах. Что...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:- в одном классе обучаются дети с разным  социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значи...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящий сборник составлен по материалам регионального семинара «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности», состоявшегося в апре...

Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности(из опыта работы)...

Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Нужны ли России одаренные дети? Конечно, нужны. Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России....

Результаты работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время . ( 2015-2021гг)

Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо ра...

Презентация "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время" (из опыта работы)

Вовлечение учащихся, как одаренных, так и детей со средними способностями,  в активную познавательную деятельность – основная задача учителя. Ценность такого подхода заключается не только в...