Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе с использованием дидактического материала по краеведению.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Суслова Марина Валентиновна

 

Тема урока: Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ  в 11 классе с

                        использованием дидактического материала по краеведению.

Цель урока: повторить виды односоставных предложений, уяснить их роль в речи; учить                    последовательно и верно строить ответы на поставленные вопросы;

                       отработать      умение находить односоставные предложения в тексте;

                       воспитывать чувство любви к родному краю с помощью

                       литературного краеведения.

Оборудование: сборники стихов поэтов – белгородцев, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

        Суслова М. В., учитель русского

                                                                                                  языка и литературы МОУ СОШ № 45

                                                                                           г. Белгород

Тема урока: Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ  в 11 классе с

                    использованием дидактического материала по краеведению.

Цель урока: повторить виды односоставных предложений, уяснить их роль в речи; учить                    последовательно и верно строить ответы на поставленные вопросы;

                       отработать         умение находить односоставные предложения в тексте;

                       воспитывать чувство любви к родному краю с помощью

                       литературного краеведения.

Оборудование: сборники стихов поэтов – белгородцев, презентация

Ход урока.

  1. Организационный этап. Приветствие учащихся, создание рабочей обстановки.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  1. Сообщение ученика «Определение типа односоставного предложения».
  2. Фронтальная беседа по теме:
  1. Какие предложения называются односоставными;
  2. Перечислите известные вам группы односоставных предложений, приведите примеры;
  3. Как вы считаете, не теряют ли односоставные предложения в сравнении с двусоставными своей лексической полноты?
  1. Этап подготовки к работе с изученным материалом

Ученики- ассистенты читают наизусть стихотворения белгородских поэтов. (Учащиеся в процессе прослушивания стихотворений группами определяют темы, идеи стихотворений, выражают своё отношение к структуре текстов и выявляют, какие нравственные проблемы поднимают авторы. Учитель обращает внимание на роль односоставных предложений в текстах).

1) НИКОЛАЙ МОЛЧАН

* * *

Чужому – не завидуйте

Свое в себе растите.

Теплом души согрейте,

Старайтесь, берегите.

2) ТАТЬЯНА РЫЖОВА

* * *

Соберу любовь по зернышку,

Что была в моей судьбе,

По селу пройдусь, как солнышко,

Чтоб понравиться тебе.

3) ВАЛЕРИЙ ИГИН

* * *

Береги свою доброту,

Заклинаю тебя – береги!

Не ходи в поздний час в темноту,

От грозы предстоящей – беги.

4) ВАЛЕРИЙ ИГИН

* * *

Завещаю родным и близким

Память добрую, свет избы,

Никогда не слыть нигилистами

Быть творцами своей судьбы.

  1. Этап обобщения.

Графический диктант. (Учащиеся определяют типы предложений. Выполняется синтаксический разбор некоторых предложений).

  1. В церковном храме тишина

И благостный покой…(В. Игин.)

  1. О, ревнивый ветер, успокойся,

Листья одинокие не тронь…(В. Игин.)

  1. Успеть бы только дом построить,

Березку возле посадить,

Любимый взгляд не проворонить

И к другу старому сходить. (Вит. Волобуев.)

  1. В пути устав, остановлюсь на миг,

Смежу глаза от неоглядной сини.

Холмы, холмы…О, сколько их святых,

И проклятых Россией – по России! (Дм. Маматов.)

  1. Спешу на выпас до рассвета

И здраво думаю о том,

Что в мире стоит быть поэтом

И даже просто пастухом. (Вл. Михалев.)

  1. Белогорье…

Поле отчее.

По над лугом белый дым…(Вл. Михалев.)

  1. В глубине лесного яра

Сыроватый дух гребной…(А. Гирявенко.)

  1. Ищу тебя среди людей…

Среди знакомых и прохожих…

В день ненастья и в день погожий,

При свете дня ночных огней

Ищу тебя среди людей…(Н. Филатов.)

  1. Ни на что роптать не смею,

Часто улыбаюсь и всегда пою. (Н. Молчан.)

  1. Мой класс величают «тяжелым»-

Седьмой сногсшибательный класс…(П. Савин.)

  1. Родная, милая страна!

Спешу к тебе послушать лето. (П. Савин.)

  1. Давай на берегу присядем,

Подышим ветром громовым…(Вл. Молчанов.)

  1. Убереги меня, надежда,

От беззащитности и лжи,

Не отнесись ко мне небрежно

И раны мне перевяжи…(Вл. Молчанов.)

  1. Рассветы ранние встречая,

Спешу на речку без дорог…(Вл. Молчанов.)

  1. За что не жалуют поэтов

При жизни этих?..И почему

Толкают их под пистолеты,

Бросают надолго в тюрьму?..(И. Чернухин.)

  1. Беседа с учащимися
  1. Как вы считаете почему в поэтических текстах чаще всего встречается определенно – личные предложения?
  2. Расскажите подробно, что вы знаете о безличных предложениях. Когда ими лучше всего воспользоваться?
  1. Самостоятельная работа по развитию речи

Составьте любой текст, используя односоставные предложения.

  1. Проверка мини – сочинений

Для учителя: некоторые учащиеся зачитывают свои работы, ученики – ассистенты определяют наличие в тексте односоставных предложений и оценивают работу.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок
  1. Можно ли обойтись без односоставных предложений? Почему?
  2. Как вы определили вид односоставных предложений?
  3. Чем назывные предложения отличаются от остальных односоставных предложений?
  1. Задание на дом (индивидуальные задания): проанализируйте стихотворения (по выбору), прочитайте на лирической пятиминутке; попробуйте сами сочинить стихотворение, используя односоставные предложения.
  2. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся поднять цветную карточку (лежат на столе), символизирующую степень удовлетворенности ученика прошедшим учебным занятием.

Для учителя: красная – не удовлетворен уроком, зеленая - удовлетворен уроком.

Проведя урок и проанализировав его, мы поняли, что умело подобранный дидактический материал – залог успеха. В данном случае это еще и материал для беседы на самые разные темы: о добре и зле, о честности, порядочности, любви к родному краю и к людям труда – темы, которые несут положительный воспитательный эффект. Учащиеся понимают, что таланты рожденные в глубинке, также многогранны и интересны, как и признанные писатели и поэты – классики. Поэтому они и сами с большим интересом включились в творческую работу. Это и есть практическая направленность урока. Реализация ее говорит о том, что тема урока понята, а цели, поставленные в начале урока, достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...

Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала

Материалы для урока,  которые помогут  повторить тему и  провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....

Односоставные предложения.Подготовка к ГИА.

Односоставные предложения.ГИА....

Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...

Дидактический материал по краеведению «Край родной - Самарский»

Разнообразные темы и формы увлекательных упражнений помогут узнать интересные факты из истории Самарского края и закрепить ранее изученные на уроках истории, внеурочной деятельности по краеведению....

Использование дидактического материала по краеведению на уроках русского языка

Данная интерактивная презентация включает в себя дидактический материал на основе материалов по родной Якутии. Данный материал можно использовать в 5, 6, 7 классах.https://cloud.mail.ru/public/Cv2y/Wh...