Односоставные предложения.Подготовка к ГИА.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Односоставные предложения.ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Материал взят из интернета127 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический материал

Односоставные предложения

Односоставные предложения - это такие предложения, в которых только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое)            

Только подлежащее

Только сказуемое

Назывные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Определённо-личные предложения

Способы выражения сказуемого

Примеры

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, первое лицо

Люблю тебя, Петра творенье

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо

Восхищаешься чугунным узором оград

Глагол, повелительное наклонение

Красуйся, град Петров

Неопределённо-личные предложения

Способы выражения сказуемого

Пример

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число

Ведут ко мне коня

Глагол, изъяснительное наклонение, прошедшее время, третье лицо, множественное число

Потом его в степи без чувств нашли

Обобщённо-личные предложения

Способы выражения сказуемого

Пример

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо, единственное число

Что посеешь, то и пожнёшь

Глагол, повелительное наклонение, настоящее время, второе лицо, единственное число

Береги платье снову

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число

Дни поздней осени бранят обыкновенно

Обобщённо-личные предложения обычно являются пословицами, можно подставить слово «все»

Безличные предложения

Пример

Тип сказуемого

Смысл предложения

Было холодно

Составное именное сказуемое

Состояние природы

И скучно, и грустно, и некому руку подать

Простое глагольное сказуемое

Состояние человека

Вам стоит подумать над моим предложением

Составное глагольное сказуемое

Побуждение, приказ

В доме было прохладно

Составное именное сказуемое

Состояние окружающей среды

Практические задания            

1.

Выделите грамматические основы предложения.

Определить тип предложений по наличию главных членов.


На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими


полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу


свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся,


словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня еж.


1. Определить тип текста и стиль.

2. От какого лица ведется рассказ?

3. Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?

4. Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего.

Выделите грамматические основы предложения.

Определить тип предложений по наличию главных членов.


На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими


полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу


свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся,


словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня еж.


1. Определить тип текста и стиль.

2. От какого лица ведется рассказ?

3. Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?

4. Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего.



2.

Определить односоставные предложения или двусоставные.

Выделить грамматические основы.


1. На небе гаснут облака.

2. Уж поздно.

3. Я жду.

4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

6. Как тихо.

7. Каждый звук и шорох слышу я.

Определить односоставные предложения или двусоставные.

Выделить грамматические основы.


1. На небе гаснут облака.

2. Уж поздно.

3. Я жду.

4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

6. Как тихо.

7. Каждый звук и шорох слышу я.

Определить односоставные предложения или двусоставные.

Выделить грамматические основы.


1. На небе гаснут облака.

2. Уж поздно.

3. Я жду.

4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

6. Как тихо.

7. Каждый звук и шорох слышу я.

Определить односоставные предложения или двусоставные.

Выделить грамматические основы.


1. На небе гаснут облака.

2. Уж поздно.

3. Я жду.

4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

6. Как тихо.

7. Каждый звук и шорох слышу я.

3. Вариант 1

1. Подчеркните грамматические основы.  Определить тип односоставных предложений.

А. Весна берет свои права

Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме

В. Наступает длинный зимний вечер

Г. Тепло на солнышке

2. Подчеркните грамматические основы.  Определить тип односоставных предложений.

А. Мужайся, сердце, до конца

Б. Не слышно шума городского

В. Бумагу для книг берут прочную

Г. В детстве мне ни разу не удавалось запустить змея

3. Подчеркните грамматические основы.  Определить тип односоставных предложений.

А. Дни поздней осени бранят обыкновенно

Б. В дверь негромко постучали

В. Мне в душу повеяло жизнью и волей

Г. Приветствую тебя, пустынный уголок

Вариант 2

1. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

Б. На пригорке то сыро, то жарко

В. Волка шапками не закидаешь (пословица)

Г. По ниве прохожу я узкою межой

2. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

А. Ради роз терпят и шипы (пословица)

Б. Нигде жилья не видно на просторе

В. Со скрипом опустили трап

Г. Еду-еду в чистом поле

3. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

А. Ведут ко мне коня

Б. Не спится, няня

В. Отворите мне темницу

Г. Люблю тебя, моя Россия

4.

Назыв-ное

о/л

б/л

об/л

н/л

б/л

Хотелось ещё раз убедиться в своём счастье.

+

н/л

Ведут ко мне коня.

+

б/л

Морозило сильнее, чем с утра.

+

назывное

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.

+

о/л

Красуйся, град Петра!

+

н/л

Хорошо в деревнях хлеб пекут.

+

б/л

Быть  грозе  великой.

+

о/л

Пройдите по городу на Неве, вглядитесь в него.

+

назывное

Вот граница.

+

б/л

Дышалось глубоко.

+

о/л

Дивишься  драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

+

б/л

В глазах  у  меня  потемнело.

+

назывное

Ранняя весна

+

б/л

Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести.

+

б/л

Не было ни гроша, да вдруг алтын. (Пословица)

+

об/л

Век живи – век учись.(Пословица)

+

Вариант 1  

  1. В каком предложении сказуемое составное глагольное?
  1. Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм.
  2.  В жаркий июльский день идёшь, бывало, крепко задумавшись, по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
  3. В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую липу.
  4. Вы, конечно, будете интересоваться результатами проведенного на той неделе голосования.
  1. В каком предложении нет составного именного сказуемого?
  1. Русский язык богат, образен, точен.  
  2. Язык  всем знаниям и всей природе ключ.
  3. Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества.
  4. Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека.
  1. В каком предложении сказуемое простое глагольное?
  1. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, ловок.
  2. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.
  3. Самые правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют.
  4. Слово есть воссоздание внутри себя.
  1. В каком предложении неверно выделены грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены).
  1. Величественные горы уже по-весеннему зеленеющие натянули на свои вершины зимние шапки опаляющие ледяным дыханием сады.
  2. Как только солнце начинает греть по-летнему многие отправляются в романтическое путешествие.
  3. Летели с залива серые низкие тучи на берег поднималась вода нагонял её свистящий ледяной ветер срывающий на своём пути верхушки деревьев.
  4. Все смотрели с удивлением на героя и видели что он смелее прекраснее их душой и лицом а глаза его горды как у орла.
  1. Какое предложение не является безличным?
  1. Мне выгоднее всего было бы остаться при вашей больнице как местному врачу.
  2. Всё темней и темней над землёю.
  3. Она мечтой стремится к жизни полевой.
  4. От его слов Никите становится нестерпимо жутко.
  1. Какое предложение является безличным?
  1. примите дивное посланье из края дальнего сего….
  2. О, как мне хочется смутить весёлость их….
  3. Вечер.
  4. Чувствуется приятная свежесть летнего утра.
  1. В каком ряду все предложения являются безличными?
  1. С каждым днём больному становилось всё лучше. Звонок звенел всё громче и настойчивей. Ты лучше всех.
  2. Мне очень скучно. Днем стало ещё холоднее. Идти по такой лестнице модно только одному.
  3. Каждое слово его всё продуманнее и точнее. Дом показался мне ещё мрачнее. Добрее этого человека я не знаю.
  4. Сегодня мне стало полегче. Вчера было жарче, чем сегодня. Дети всё ближе и ближе подходили к краю обрыва.
  1. В какое из предложений определенно-личное?
  1. Друзья отметят мой день рождения в узком кругу.
  2. Люблю зиму!
  3. Без совести и при большом уме не проживешь.
  4. Стемнело

Вариант 2

  1. В каком предложении  сказуемое составное именное?
  1. Мне хотелось бы купить новую кассету  и переписать на неё концерт любимого певца.
  2. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
  3.  Всё реже слышен голос незнакомки.
  4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
  1. В каком предложении сказуемое составное глагольное?
  1. Словом можно объединить людей.
  2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.
  3. Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.
  4. Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания.
  1. В каком предложении сказуемое простое глагольное?
  1. В этом году мы будем изучать информатику.
  2. Всё темней и темней над землёю.
  3. В решении этого вопроса мне никто не может помочь.
  4. Скоро начало смеркаться.  
  1. В каком предложении неверно выделены грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены).
  1. Залился слезами честной купец обнял он свою меньшую дочь.
  2. Словно почувствовав приближение грозы рыба перестала клевать.
  3. В опустевшем саду ночью ветром посбивало все    яблоки и сломало одну старую липу.
  4. Когда я вошёл к Орлову с платьем и сапогами он сидел на кровати свесив ноги на медвежий мех.  
  1. В состав какого предложения не входит безличное?
  1. В глазах темно, и замерла душа.
  2.  Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
  3. Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно, и смешно…
  4. Мы хорошо знали, что ещё долго в этом доме говорили о том, как Алексей смог решиться на такой поступок.
  1. В каком ряду все предложения являются безличными?
  1. Надо вовремя вернуться домой. Екатерина ещё печальнее, чем обычно. Люди премудрые тихо живут.
  2. Подъём в гору всё круче. Верхом он ездит лучше всех. Они стараются вести себя умнее и осторожнее.
  3. Уже поздно идти в магазин. Сегодня нужно отослать письмо. День ото дня глаза грустнее.
  4. Пора возвращаться домой. Мне стало стыдно. Днём тяжело будет ходить.
  1. Какое сложное предложение состоит из двух неопределенно-личных?
  1. Выйду на озеро, в синюю гать, к сердцу вечерняя льнёт благодать.
  2. Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются.
  3. Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.
  4. Сяду да подумаю, как мне жить дальше.

  1. Какое из предложений является определено-личным?
  1. Над городом с ветром и молниями пронеслась туча.
  2. Вот уеду и больше не увижу вас.
  3. За рекой косили.
  4. Поздней осенью быстро смеркается.

Ответы.

Вариант 1

Вариант 2

1 - 1

1- 3

2 - 4

2 - 1

3 - 3

3 - 1

4 - 2

4 - 2

5 - 3

5 - 4

6 - 2

6 - 4    

7 - 2

7 - 3

8 - 2

8 - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе с использованием дидактического материала по краеведению.

Тема урока: Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ  в 11 классе с            ...

Простое осложнённое предложение. подготовка к ЕГЭ.

Презентация способствует быстрому закреплению основных навыков и умений по теме....

Простое осложнённое предложение. Подготовка к Егэ

Раздаточный материал для самостоятельной работы в группах....

"Сложное предложение". Подготовка к ЕГЭ

Примеры предложений с разными видами связи. Примеры взяты из книги Дины Рубиной "Синдром Петрушки"...

Открытый урок по теме "Сложное предложение. Подготовка к ГИА.

Цель урока: - систематизация знаний по теме «Сложное предложение»...

Презентация "Сложное предложение. Подготовка к ЕГЭ и ГИА"

Презентация представляет собой обобщающее повторение темы "Сложное предложение" не только в 9 классе, но и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ. Материал представлен наглядно - с помощью схем, которые уче...