Простое осложнённое предложение. Подготовка к Егэ
тест по русскому языку (11 класс) по теме

Шустова Лариса Владимировна

Раздаточный материал для самостоятельной работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v5_testy_prostoe_oslozhnennoe.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

В5 Простое осложненное предложение

1 вариант

 1.Среди предложений 9–14 найдите предложение с обособленным

определением. Напишите номер этого предложения.

(9)Лет двадцать назад в Москве показывали так называемую

экспериментальную, созданную только для опыта, для пробы кинокартину о дожде. (10)Показывали её работникам кино, так как думали, что

обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдёт из кинотеатра в полном недоумении.

(11)В картине был показан дождь во всём его разнообразии, бурном и

многоцветном. (12)Дождь в городе на чёрном асфальте, дождь дневной и

ночной, ливень. (13)Так называемый грибной, моросящий дождик, слепой

дождь под солнцем, дождь на реке и на море, воздушные пузыри на лужах,

мокрые поезда в полях, великое разнообразие дождевых облаков…

(14)Всего перечислить я не могу, но воспоминание об этой картине

сохранилось надолго и помогло мне ощутить с большой силой ту поэзию

обыкновенного дождя, которую раньше я плохо замечал.

2. Среди предложений 8–14 найдите предложение, осложнённое

обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(8)Индивидуальные особенности народов побуждают нас любить не только

народ, к которому мы не принадлежим, но в первую очередь свой

собственный народ. (9)Если нет индивидуальных особенностей, отличающих вашу местность от другой, ваше село от другого, ваш город от другого и ваш дом от соседних, то ваша страна превращается в пустыню, скучную, неинтересную. (10)А вы – в людей, лишенных любви к родным местам и к собственному народу.

(11)Однако при этом ошибкой было бы считать, что все особенности каждого народа единственные в своем роде, что они свойственны только данной нации, только данной стране. (12)Нет, уникальность народа в определенной совокупности общих и самобытных черт и в неповторимом их соединении.

(13)Достоевский, рассуждая о национальном и общечеловеческом, писал

так: «Судьба распределила между народностями задачи: развить одну из

сторон общечеловеческого… (14)Резких различий в народных задачах нет,

потому что в основе каждой народности лежит один общий человеческий

идеал, который оттенен местными красками…»

3. Среди предложений 13-16найдите предложение со вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

        (13)И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14)Это можно легко доказать математически. (15)Нужно было сойтись миллионами усилий, чтобы создать человеческую культуру, что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, места личные и государственные («ответные акции»)!

        (16)Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!                                                                                                           

4. Среди предложений 16 – 20 найдите предложение с обособленным

распространённым согласованным приложением. Напишите номер этого

предложения.

(16)Когда я, бывший солдат, слышу подобные заявления, то испытываю не возмущение и обиду. (17)Я же признался, что и сам не могу точно объяснить, почему мы погибали, но не бросали позиций. (18)Мне горько оттого, что я ощущаю своё бессилие: как объяснить современным людям, что человек в своих поступках может руководствоваться чем-то иным, кроме животного страха?! (19)Неужели

моему соотечественнику сегодня проще поверить в то, что его деды и

прадеды были запуганными рабами бесчеловечного режима, чем в то, что

они беззаветно любили свою родину, где жили их матери, жёны и дети, и что

ценой своей жизни пытались спасти их от смерти? (20)А если, не дай Бог, на

вашу долю выпадет такое же испытание, за что вы ухватитесь, какая вера вам

даст силы, какое чувство заставит вас идти вперёд

5. Среди предложений 44 – 48 найдите предложение с уточняющими

обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(44)Вернувшись  домой, кутаясь в одеяло, я ещё раз вспомнил встречу с Большаковым. (45)Память унесла меня в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. (46)Совершая обряд, я боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро зажила. (47)Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался длинный пунцовый шрам.

(48)На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий

звук походил на слабый шёпот какого-то навсегда уходящего в небытие  воспоминания.

6. Среди предложений 14 – 21 найдите предложение с обособленным

нераспространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(14)Однако есть правила, которые невозможно нарушить, как говорится,

суров закон, но он закон. (15)Чем необходимо руководствоваться в принятии

решения: сочувствием, состраданием или буквой закона? (16)Ведь если

нарушить закон один раз, то, значит, можно будет нарушить его и второй раз,

и третий… (17)Какой же тогда это закон?

(18)Анненский прекрасно понимал всю тяжесть ответственности,

прекрасно понимал, что правильнее, да и легче всего признать нерушимую

силу закона. (19)Но он, подумав, предложил исправить двойку на три с

минусом. (20)Учителя с недоумением переглянулись: всегда строгий и

принципиальный инспектор сам идёт на нарушение правил… (21)Оценку

исправили, гимназиста оставили

7. Среди предложений 32 – 42 найдите предложение с необособленным

определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого

предложения.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами,

стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати.

(35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа

смотрела на него, но почему-то не убегала.

– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин.

(38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш

примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый

жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него,

закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто

фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша.

(42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

8. Среди предложений 15—22 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.
(16) Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17) Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».
— (18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.
(19) Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ.
(20) Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов, писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво».

9. Среди предложений 15—25 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
15)Вчитываясь в эти фамилии, я как-то и не заметил, когда председателя сменила бойкая девчонка. (16)Я слушал эту чистенькую расторопную девчонку, а передо мной встали в памяти картины, виденные там, на войне...
(17)...Зимой мы сменили пехотную часть на плацдарме. (18)Поредевшую, измотанную шквальным огнём, её незаметно отвели обратно за реку. (19)Однажды я, командовавший тогда ротой, увидел в бинокль перед занятыми позициями одиноко лежащего молодого убитого бойца. (20)Кто же был этот солдат? (21)У него ведь тоже были фамилия, имя, отчество...
(22)И я подумал: как по-разному может сложиться судьба солдата. (23)Даже если он пал смертью храбрых. (24)Это благо, если его подобрали с поля боя, если опознали при этом и если ротный, составляя списки потерь, второпях не перепутал, не пропустил его фамилии. (25)Это благо, если донесение попало в вышестоящий штаб и если тот штаб не окружили потом, не сожгли, не разбомбили с воздуха вместе с писарскими сундуками и сейфами.

10. Среди предложений 22—32 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(22)Что ни говори,  делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время, в XIX и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация, (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе с использованием дидактического материала по краеведению.

Тема урока: Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ  в 11 классе с            ...

Простое осложнённое предложение. подготовка к ЕГЭ.

Презентация способствует быстрому закреплению основных навыков и умений по теме....

Односоставные предложения.Подготовка к ГИА.

Односоставные предложения.ГИА....

"Сложное предложение". Подготовка к ЕГЭ

Примеры предложений с разными видами связи. Примеры взяты из книги Дины Рубиной "Синдром Петрушки"...

Открытый урок по теме "Сложное предложение. Подготовка к ГИА.

Цель урока: - систематизация знаний по теме «Сложное предложение»...

Презентация "Сложное предложение. Подготовка к ЕГЭ и ГИА"

Презентация представляет собой обобщающее повторение темы "Сложное предложение" не только в 9 классе, но и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ. Материал представлен наглядно - с помощью схем, которые уче...