"Сложное предложение". Подготовка к ЕГЭ
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме

Нуанзина Екатерина Анатольевна

Примеры предложений с разными видами связи. Примеры взяты из книги Дины Рубиной "Синдром Петрушки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Сложное предложение» в 9-11 классах

Примеры для анализа

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ПРИДАТОЧНЫХ:

  1. В центральной комнате, где притерся к стене и Петин стол с верстачком и прочим слесарным хозяйством и где оба они работали, иногда часами не перебрасываясь ни единым словом, высокий потолок был заклеен огромной картой мира, копией со знаменитой венецианской карты шестнадцатого века.
  2. Когда в её состоянии появились первые просветы и с ней уже можно было наладить контакт, я стал понемногу вывозить её часа на два-три в город.
  3. К тому времени она торчала уже в клинике месяца два и – я видел – очень по нему тосковала, хотя никогда не спрашивала, звонит ли он, какие у него новости и как он живёт.
  4. Пока они почему-то бежали до кондитерской (то ли холод гнал, то ли широкий шаг профессоровых ног), пока суматошно выбирали пирог и возвращались обратно (всё заняло минут пятнадцать), Петя успел узнать пропасть самых разнообразных сведений.

последовательное подчинение придаточных:

  1. Не знаю, как он справлялся с томительной неизвестностью,  с этой огромной прорехой в его жизни и в его душе, о которой он,  с его косноязычием, не смог бы даже толком никому рассказать.
  2. Когда она проговорилась, что однажды Лиза полдня рыскала на мосту, останавливая туристов и приставая к продавцам поделок с вопросом, не видал ли кто-нибудь её сестру, очень на неё похожую, он смертельно перепугался.
  3. В отчаянии закрывая глаза, он воображал, как обезумевшая его жена всюду рыщет, дабы лишний раз убедиться, что там, в гастрольном кружении по европейским городам, где когда-то вдвоём они выходили на сцену, он сжимал в объятиях другую танцовщицу.
  4. Обращаясь к Пете по-русски и в то же время игриво перебрасываясь немецкими фамильярностями с продавщицей по-немецки, профессор напоминал жонглёра, который,  непринуждённо добавляя в работу кеглю за кеглей, продолжает рассеянно беседовать с кем-то за спиною, при этом ногой подкидывая ту кеглю, что стремится выпасть из круга вращения.
  5. Кукла ухмылялась раненым ртом, будто, если бы захотела, могла бы выдохнуть заветный ключ сквозь отверстие.
  6. Мама от радости плакала, будто именно ей предстояла встреча с родным городом и родной душой, к которой так хотелось припасть, разрыдаться, как в детстве, и рассказать наконец всё, о чём молчала в посторонних шумах междугородних звонков.
  7. Отец не прогадал, потому что новая жена оказалась человеком с  привязчивой детской душой и была исполнена такой благодарности к своему внезапному мужу и такой истовой нежности к девочке, что и обшивала, и обстирывала, и выкармливала её самым вкусненьким.
  8. Его скованные руки обретали невозможную до того летучую и лукавую свободу, хотя за столом в гостях он мог не удержать тонкой чашки в тех же пальцах, которые творили чудеса, когда становились частью куклы.

параллельное подчинение придаточных:

  1. Она призналась мне, что не нужна ему, и помолчала, разглаживая скатерть узкими ладонями, с которых, как признался мне Петька, он скопировал неподражаемые руки самой лучшей своей тростевой куклы.
  2. Она притихла и заулыбалась, хотя с утра была мрачновата, и заговорила о безжалостном здешнем свете, который  раздаёт тебе оплеухи, вышибает слёзы из ужаленных глаз и смещает фокус во взгляде на мир.
  3. Тогда Петя, чтоб уже не мучить его, распахнул пиджак, молча указав подбородком на внутренний карман, из которого, будто из-за ширмы, выглядывал маленький нахальный задира, продолжая выкрикивать угрозы.
  4. Перед тем как огреть меня, он перехватил зонт поудобнее, чтобы колотить именно тяжелой деревянной ручкой, обстоятельно и расчётливо.

разные способы подчинения придаточных:

  1. Петя взвился на постели с колотящимся сердцем и, пока не осознал, что Лиза рядом,  две-три секунды ошалело шлепал ладонью по полке, откуда звенело.
  2. В её высказываниях было, разумеется, много чудовищного и несправедливого, но порой в них звучала такая пронзительная горечь, что моё сердце сжималось и я забывал, что я её врач.
  3. Хотя при таком раскладе летели все наши планы и срывались все фестивали и концерты, я ощутил внутри нежный и требовательный толчок, будто это я должен выносить нашего ребёнка.
  4. Петька объяснял мне когда-то, что зрительская фантазия гораздо богаче готовой бездарной куклы и что в такой вот болванке уже заключён некий образ, который зритель может дополнить своим воображением.
  5. Она не была выдающимся кукловодом, но обладала хрустальным детским голоском и, когда собирались гости, охотно рассказывала про самое страшное в своей жизни этим голоском радостного зайчика, так что у тех, кто слушал, кровь стыла в жилах.
  6. Я сделал заказ и, решив, что успею вернуться вовремя, отправился на поиски гримёрной, путь к которой оказался неожиданно долог, так что, когда я возвращался, уже звучало вступление и разъезжался занавес, открывая куклу, сидящую в ожидании.
  7. Несмотря на то что номер был рассчитан на куклу, я глаз не сводил с кукловода, каждая мышца которого, казалось, существовала именно для данного движения в данное мгновение танца.

сложные предложения с разными видами связи:

  1. Всё больше народу обступало ничем не очерченный круг, и, как всегда, в конце номера публика вопила и хлопала, а в коробку сыпались не только металлические кроны.
  2. Наконец она пошевелилась, отвела взгляд от окна, и он поразился, до чего этот взгляд полон ясной горечи.
  3. И лишь недавно понял: всем тем, кто издевался над Петькиной привязанностью, кто крутил пальцем у виска, посчастливилось взрослеть под сенью возвышенной и, я бы сказал теперь, трагической любви.
  4. Оказалось, что ум у неё приметливый, впечатлительный, отзывчивый, и если она не чувствовала в тебе насмешки, то увлекалась разговором всерьез и, бывало, удивляла меня какой-нибудь небанальной фразой.
  5. Бисерную трель своего нового телефона я услышал, поднимаясь по лестнице, и, пока доставал из кармана ключ и вставлял его в замочную скважину, телефон всё переливался ксилофонными бимбомами, мгновениями как бы уставая, но  сразу же опять требовательно возвышая звон.
  6. Тут случилось то, чего он никак не мог ожидать: профессор стукнул обоими кулаками по столу так, что пирог подпрыгнул, очки свалились на стол, а серебряная лопаточка вообще улетела в угол.
  7. Страна к тому времени уже начала раскачиваться на похмельных лапах, и чувствовалось, что, рухнув, придавит кучу народа.
  8. Впоследствии, вспоминая то, что произошло тем же вечером, я пытался вновь и вновь проверить задним числом своё впечатление от Лизы

 и каждый раз был вынужден повторять себе, что ничего болезненного в ней не было, а, наоборот, вся она была полна неожиданным, новым для меня удовлетворением.

ПЕРИОД:

  1. Позже, когда мне пришлось стать её лечащим врачом, когда случилось всё то, что случилось, когда пролетела половина жизни, - я много размышлял о них двоих.
  2. Много лет живя в трагической стране, где родители в войнах и терактах теряют здоровых и прекрасных детей, где жёны оплакивают безвременно погибших мужей, а дети не помнят своих отцов, - много лет я привык наблюдать большую стойкость в горе и упрямое стремление к обновлению жизни.
  3. Всю первую неделю в парке, где в лакированном пруду картинно отражались белые лебеди, а в оранжереях цвели диковинные цветы, где вечерами под вальсы Штрауса, нежно-победно выдыхаемые духовым оркестром, чинно прогуливались целые семьи, - всю неделю они говорили только об этой маленькой девочке с огненными волосами.
  4. Ну,  а далее домработница, которая,  собственно, и прислала денег на билет, которая мало что соображала в нормальной советской жизни, у которой то и дело крали на базаре кошелёк, - должна была встретить его, не перепутав аэропорт с вокзалом, не перепутав рейсы и не перепутав мальчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Сложное предложение. Подготовка к ГИА.

Цель урока: - систематизация знаний по теме «Сложное предложение»...

Презентация "Сложное предложение. Подготовка к ЕГЭ и ГИА"

Презентация представляет собой обобщающее повторение темы "Сложное предложение" не только в 9 классе, но и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ. Материал представлен наглядно - с помощью схем, которые уче...

11 класс Синонимика простых и сложных предложений. Подготовка к ЕГЭ.

Материалы урока знакомят с явлениями синтактической синоимии, помогут подготовиться к выполнению задания ЕГЭ по замене СПП с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом. С п...

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....

Конспект урока в 11 классе: "Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ"

Конспект урока в 11 классе: "Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ"...

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Виды сложных предложений. Подготовка к ОГЭ» 9 класс.

Данная методическая разработка урока имеет большую практическую значимость для учителей русского языка и литературы. Материал прошел апробацию  на открытом уроке в рамках районного семинара "...