Рабочая программа по элективному курсу 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Рабочая программа, элективный курс, 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Белгорода

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Локтева Н. В.


Протокол № ___ от

«____»____________ 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 4 г. Белгород

_________Медведева Л. И.


«____»___________ 2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4 г.Белгорода

_________Самойлова Т. Н.


Приказ № ___ от «___»_____________ 2012 г.

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Искусство устной и письменной речи»

Класс: 11 «Б»

Учитель Медведева Л. И.

2012 год

Раздел 1. Пояснительная записка

    Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования (2004), на основе авторской программы элективного курса «Искусство устной и письменной речи» С. И. Львовой. (М., «Мнемозина», 2009).

На изучение данного курса отводится 34 часа (34 учебных недели).   Рабочая программа элективного курса рассчитана на учащихся 11 класса (11Б).

Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.  Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.

Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах. Предполагается активное использование интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, интернет-ресурсов.

Таким образом, элективный курс поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.

Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, аргументированный анализ (рецензия) услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источников, подтверждающих или опровергающих определенные положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности.

В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.

Раздел 2.  Требования к уровню подготовки

По окончании курса старшеклассники должны

  1. освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
  2. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  3. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  4.  свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  5. адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
  6. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
  7. уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.
  8. И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль;
  9. оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
  10. совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п


Кол-во часов


Тема занятия


Дата по плану


Дата по факту





1.



5







Сбор материала для письменного и устного высказывания


Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Выбор коммуникативной стратегии.




5.09.12











2.






Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания.


12.09.12





3.





Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения.

19.09.12

4.

 Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

26.09.12

5.


Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

3.10.12




6.

6

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании


Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана.

Продумывание композиции высказывания

 10.10.12

7.






8.

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.



Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания.

17.10.12






24.10.12

9.




Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.

7.11.12




10.




Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.


14.11.12



11.




Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.


21.11.12







12.



6







Точность и правильность письменного

и устного высказывания, уместность

используемых средств


Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления.






28.11.12









13.

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка. Вариативность норм.

5.12.12

14.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию.

12.12.12

15.

Уместное использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.

19.12.12

16.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи.

26.12.12

17.


Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

16.01.13




18.

6

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя


Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи




23.01.13

19.

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.

30.01.13

20.

Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя.

6.02.13

21.

Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.

13.02.13

22.

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.

20.02.13

23.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

27.02.13



24.

10

    Публичная защита реферата


Психолого-физиологическая подготовка к выступлению.



6.03.13                

25.

Репетиция речи.

13.03.13

26.

Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

20.03.13

27-33.

Защита рефератов.

27.03.13

3.04.13

10.04.13

17.04.13

24.04.13

15.05.13

34.

Итоговое занятие.

22.05.13

Раздел 4. Содержание программы

                                                     11 класс (34 ч)

Сбор материала для письменного и устного высказывания (5 ч)

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.

Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).

Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т. п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.

Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет-ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.

Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 ч)

Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана.

Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.

Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приемы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.

Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.

Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.

Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.

Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, подчеркивающие движение мысли в письменном тексте.

Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.

Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.

Точность и правильность письменного

и устного высказывания, уместность

используемых средств (6 ч)

Работа над точностью и правильностью речевого высказывания.

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию.

Уместное использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации.

Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (6 ч)

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание и т. д. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Публичная защита реферата (10 ч)

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.

Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

Раздел 5.    Формы и средства контроля

1. устное публичное высказывание

2. реферат

Раздел 6. Перечень учебно-методических средств

обучения

Вагаков Д. Риторика. — М., 2001.

Баранов А. Н. Я вас слушаю. — М., 1990.

Голуб И. Б., Розенталъ Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.

Голъдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзъко М. В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

Кохтев Н. Н. Риторика. — М., 1994.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 1992.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

Розенталъ Д. Э. А как сказать лучше? — М., 1988.

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

Словари

Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М. В. Панов. — М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)

Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...