Рабочая программа по русскому языку ( 8 класс)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Рабочая программа по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_8_kl_4ch.doc370.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №1

от «___»сентября 2010г.

___________/Мозжерина Л.А./

Рассмотрено

на заседании методического совета Протокол №___

от «___»сентября 2010г.

Согласовано

Зам.директора по УР

__________/Зиангирова Л.Н./

«___»сентября 2010г.


Утверждено

Директор МОБУ СОШ №4

__________/Юсупова Л.Ю./

Приказ№____________

 «___»сентября 2010  г.

                                                           Рабочая программа

                                                по русскому языку для 8 класса

                                                 основного общего образования

                                    Купцовой Рады Владимировны

                                                        г. Нефтекамск,2010 год

                           

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В.Бабайцевой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В настоящей программе указывается примерное распределение учебных часов, отводимых на изучение русского языка в 8 классе.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся.

Содержание курса русского языка обеспечивает формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

 Рабочая программа для 8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Основной идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Рабочая программа для восьмого класса рассчитана на 102 учебных часа (из расчёта 3 учебных часа в неделю).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

 В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  3. основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  4. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  5. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), предусмотренные программой 8 кл.

уметь

  1. различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи
  3. объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  2. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  3. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  2. создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  3. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  4. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др)
  5. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  6.  оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

О функции русского языка в современном мире

1

1

Повторение

6

4

2

Комплексное повторение (анализ текста, части речи, члены предложения, состав слова, фонетика, орфография)

1

3

Комплексное повторение (орфография, морфология, лексика)

1

4

Комплексное повторение. Морфология

1

5

Комплексное повторение (морфология, орфография)

1

6

Развитие речи. Речь письменная и устная.

1

7

Развитие речи. Подготовка к изложению по рассказу В. Шукшина.

2

8

Развитие речи. Изложение по рассказу В.Шукшина

9

Контрольный диктант по теме «Повторение в начале учебного года»

10

Комплексный анализ текста

1

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

3

1

2

11

Словосочетания, их строение и грамматическое значение. Виды связи.

1

12

Способы подчинительной связи

1

13

Цельные словосочетания

1

Предложение.

3

1

2

14

Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.

1

15

Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение

1

16

Повторим орфографию. Орфограммы в корне. Правописание НЕ с частями речи.

1

Главные члены предложения.

5

1

4

17

Подлежащее и способы его выражения.

1

18

Сказуемое и способы его выражения.

1

19

Повторение орфографии (правописание глаголов)

1

20

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

21

Закрепление изученного по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

1

22

Развитие речи. Текст. Микротекст. Микротема

23

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Рожь»

2

24

Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Второстепенные члены предложения.

8

2

5

25

Второстепенные члены предложения. Определение.

1

26

Приложение.

1

27

Дополнение

1

28

Основные виды обстоятельств.

1

29

Закрепление изученного по теме «Основные виды обстоятельств»

1

30

Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения».

1

31

Повторение орфографии (правописание приставок)

1

32


Контрольный диктант по теме «Предложение. Главные и второстепенные члены»

33

Развитие речи. Основные способы и средства связи предложений в тексте.

1

34

Развитие речи. Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

1

Односоставные и неполные предложения.

12

2

9

35

Понятие об односоставных предложениях.

1

36

Определенно-личные предложения.

1

37

Закрепление изученного по теме «Определенно-личные предложения»

1

38

Неопределенно-личные предложения.

1

39

Закрепление изученного по теме «Неопределенно-личные предложения»

1

40

Безличные предложения.

1

41

Закрепление изученного по теме «Безличные предложения»

1

42

Назывные предложения

1

43

Развитие речи. Назывные предложения как способ выражения темы текста.

1

44

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

1

45

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

46

Неполные предложения

1

47

Особенности строения полных и неполных предложений

1

48

Развитие речи. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

1

49

Развитие речи. Подготовка к изложению по тексту А. Новикова «Прощание с Пушкиным»

2

50

Развитие речи. Изложение «Прощание с Пушкиным»

Осложненное предложение. Однородные члены предложения.

9

2

6

51

Предложения с однородными членами.

1

52

Союзы при ОЧ

1

53

Обобщающие слова при ОЧ

1

54

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом.

1

55

Однородные и неоднородные определения.

1

56

 Закрепление изученного по теме «Однородные и неоднородные определения»

1

57

Обобщение по теме «Однородные члены предложения»

1

58

Развитие речи. Текст. Порядок предложений в тексте.

1

59

Развитие речи. Изложение с творческим заданием.

1

60

Повторение орфографии (О-Ё после шипящих и Ц)

1

61

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Осложненное предложение. Обособленные члены предложения.

16

1

14

62

Понятие об обособлении.

1

63

Обособление согласованных  определений

1

64

Обособление несогласованных  определений

1

65

Обособление приложений.

1

66

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.

1

67

Повторение орфографии (правописание суффиксов в разных частях речи)

1

68

Обособление дополнений.

1

69

Обособление дополнений, выраженных существительными с предлогами.

1

70

Обобщение изученного по теме «Обособление определений и дополнений»

1

71

Повторение орфографии (Н и НН в разных частях речи)

1

72

Контрольный диктант по теме «Обособление определений и дополнений»

73

Развитие речи. Композиционные формы сочинений

1

74

Развитие речи. Психологический портрет.

1

75

Развитие речи. Сочинение. Психологический портрет.

1

76

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

1

77

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

78

Уточняющие члены предложения

1

79

Обособление уточняющих членов предложения.

1

80

Повторим орфографию (слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи)

1

81

Развитие речи. Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения.

1

Вводные слова, словосочетания, конструкции. Обращения.

6

1

4

82

Предложения с вводными словами, словосочетаниями.

1

83

Предложения с вводными предложениями.

1

84

Вводные предложения и вставные конструкции.

1

85

Предложения с обращениями.

1

86

Развитие речи. Обращение как средство связи предложений в тексте.

1

87

Развитие речи. Сжатое изложение

1

88

Слова-предложения. Особенности слов предложений

1

Повторение

14

13

89

Повторение изученного. Фонетика и орфография.

1

90

Повторение изученного. Морфемика и орфография.

1

91

Повторение изученного. Самостоятельные части речи. Глагол. Наречие. Деепричастие.

1

92

Повторение изученного. Именные  части речи.

1

93

Повторение изученного. Служебные части речи.

1

94

Повторение изученного по лексике и культуре речи.

1

95

Повторение изученного по синтаксису.

1

96

Повторение изученного по синтаксису и пунктуации.

1

97

Повторение орфографии и пунктуации.

1

98

Итоговый контрольный диктант.

99

Комплексный анализ текста

1

100

Повторение изученного в 8 классе

1

101

Итоговое тестирование.

1

102

Повторительно-обобщающий урок по орфографии и пунктуации.

1

Развитие речи (всего в течение года)

19

Умения и навыки:

  1. различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
  2. выделять словосочетания из предложения;
  3. соблюдать нормы грамматической связи слов
  4. обогащать свою речь разнообразными моделями словосочетаний;
  5. выбирать из синонимического ряда словосочетаний наиболее подходящие к данному типу и стилю высказывания;
  6. выделять грамматическую основу предложения;
  7. разбирать предложения по членам;
  8. выбирать из синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
  9. целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
  10. соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера текста, в который включается предложение;
  11. соблюдать нормы интонирования предложений разных видов и расстановки логического ударения в соответствии со смыслом высказывания;

  1. различать односоставные и двусоставные предложения;
  2. осмысливать обобщённое значение некоторых определённо-личных и неопределённо-личных предложений;
  3. использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы, выбирая наиболее подходящие к данной речевой ситуации, содержанию и типу текста;
  4. употреблять назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа;

  1. различать полные и неполные предложения;
  2. различать неполные и односоставные предложения;
  3. осмысливать роль и сферу употребления неполных предложений в речи, уместно их использовать в речевой практике;

  1. видеть в предложении однородные члены;
  2. распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
  3. правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;
  4. выбирать союз, по значению соответствующий смыслу высказывания;
  5. уместно использовать предложения с однородными членами в тексте;

  1. соблюдать правильную интонацию при обособлении;
  2. заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями;
  3. уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте;

  1. соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями; вставными конструкциями;
  2. использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учётом речевой ситуации, содержания, стиля высказывания.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

        УМЕНИЯ:

  1. анализировать композиционные и языковые средства выражения идейного содержания, эмоционально-экспрессивной выразительности текста;
  2. кратко излагать содержание статьи, художественного произведения, кинофильма, прослушанной беседы, лекции, радио- и телепередачи с использованием субъективной оценки;
  3. собирать материал по двум и более источникам в соответствии с определённой темой и замыслом высказывания;
  4. строить устное высказывание публицистического стиля в форме, специфичной для устной речи (сообщение, доклад, выступление);
  5. писать сочинение на основе воображения, на морально-этическую тему с использованием описания внешности человека, архитектурного памятника, на литературоведческую тему по изученному произведению.

                                             ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                                                8 КЛАСС (102 часа)

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

        Литературный русский язык.

О функции русского языка в современном мире.

            Повторение изученного в 5-7 классах

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

ПОНЯТИЕ О СИНТАКСИСЕ

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

             Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.

             Способы подчинительной связи.

ПУНКТУАЦИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ И ПРАВИЛ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ        

Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.

        Строение и грамматическое значение словосочетаний.

        Цельные словосочетания.

Предложение        Понятие о сообщении. Строение предложения. Интонация конца предложения.

        Грамматическая основа предложения.

        Предложения простые и сложные.

        Предложения утвердительные и отрицательные.

        Виды предложений по цели высказывания.

        Виды предложений по эмоциональной окраске.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ        

Основные виды простого предложения.

        Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Главные члены предложения

        Подлежащее. Способы его выражения.

        Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное.

        Особенности связи подлежащего и сказуемого.

        Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения        Определение. Согласованное и несогласованное определение.

        Приложение как вид определения.

        Дефис при приложении.

        Дополнение. Его основные значения и способы выражения.

        Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.

        Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.

        Синтаксические функции инфинитива.

        Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.

        Особенности использования односоставных предложений в речи.

        Синонимика двусоставных и односоставных предложений.

        Знаки препинания в конце назывных предложений.

ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        Неполные предложения в речи.

        Строение и значение неполных предложений.

        Тире в неполном предложении.

ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложения с однородными членами

        Понятие об однородных членах предложения.

        Средства связи однородных членов.

        Союзы при однородных членах, их разряды по значению.

        Запятая между однородными членами.

        Однородные и неоднородные определения.

        Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

        Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами 

        Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.

        Общие условия обособления определений.

        Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами.

        Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.

        Обособленные предложения.

        Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения.

        Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.

        Обособленные уточняющие члены предложения.

        Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями 

        Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация водности.

        Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.

        Синонимия вводных конструкций.

        Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.

        Выделение на письме вводных предложений.

        Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.

        Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.

        Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.

        Знаки препинания при  обращении.

Слова – предложения

        Особенности строения, значения и употребления слов – предложений в речи.

        Пунктуационное оформление слов – предложений.        

        

         Развитие речи

Речь письменная и устная

Текст. Микротекст. Микротема

Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

Заглавие как средство связи предложений в тексте

Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения.

Порядок предложений в тексте.

Порядок слов в предложении

Обращение как средство связи предложений в тексте..

Психологический портрет.

                                         Календарно-тематический план

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      №

Тема

Часы

Дата

Вид учебного занятия

Требования к ЗУН

Примечания

п

ф

Введение

1

О функции русского языка в современном мире

1

2.09

Беседа

Навык связной речи, умение обобщать

Повторение

2

Повторение правописания основных типов орфограмм.

1

3.09

Практикум

Систематизация ЗУН

3

Повторение правописания гласных в корнях и гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

1

7.09

Практикум

Систематизация ЗУН

4

Повторение морфологии и некоторых вопросов правописания.

1

8.09

Практикум

Систематизация ЗУН

5

Повторение правописания не с различными частями речи.

1

9.09

Практикум

Систематизация ЗУН

6

Развитие речи. Речь письменная и устная.

1

14.09

Развитие речи

Словесное рисование, микротема

7

Комплексное повторение (анализ текста, части речи, члены предложения, состав слова, фонетика, орфография)

1

15.09

Практикум

Систематизация ЗУН

8

Комплексное повторение (орфография, морфология, лексика)

1

16.09.

Практикум

Систематизация ЗУН

9

Контрольный диктант по теме «Повторение в начале учебного года»

1

17.09

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН

10

Анализ диктанта. Практикум по орфографии и пунктуации

1

21.09

Практикум.

Коррекция ЗУН

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

11

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

1

22.09

Теоретическое занятие

Понятия «синтаксис», «пунктуация»

12

Виды  и средства синтаксической связи.

1

23.09

Теоретическое занятие

Сочинительная и подчинительная связь

13

Словосочетания, их строение и грамматическое значение.

1

24.09

Теоретическое занятие

Основные виды словосочетаний

14

Способы подчинительной связи

1

28.09

Практикум

Умение определять способ связи слов

15

Цельные словосочетания

1

29.09

Практикум

Наиболее употребительные словосочетания

16

Работа по грамматике

1

30.09

Практикум

Комплексное применение ЗУН

Предложение.

17

Понятие о предложении. Строение предложения Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

1

1.10

Теоретическое занятие

Умение осознавать П как основную единицу языка

18

Основные виды простого предложения.

1

5.10

Практикум. Беседа

Виды простого П.

19

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

1

6.10

Практикум. Беседа

Логическое ударение

20

Повторим орфографию. Орфограммы в корне. Правописание НЕ с частями речи.

1

7.10

Практикум

Активизация ЗУН по теме.

21

Развитие речи. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения.

1

8.10

Развитие речи

Умение выделять микротемы

22

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения «Обыкновенный человек».

1

12.10

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

23

Практикум по орфографии и пунктуации

1

13.10

Практикум

Систематизация ЗУН по теме

Главные члены предложения.

24

Подлежащее и способы его выражения.

1

14.10

Теоретическое занятие

Умение выделять главные члены П

25

Сказуемое и способы его выражения.

1

15.10

Практикум

Умение отличать виды сказуемого

26

Повторение орфографии (правописание глаголов)

1

19.10

Практикум

Систематизация ЗУН по теме

27

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

20.10

Практикум

Условия постановки тире в прост. предл.

28

Закрепление изученного по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

1

21.10

Практикум

Условия постановки тире в прост. предл.

29

Развитие речи. Текст. Микротекст. Микротема.

1

22.10

Развитие речи

Умение различать определять способы и средства связи

30

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Рожь»

1

26.10

Развитие речи

Навык словесного рисования

31

Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь»

1

27.10

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

32

Практикум по орфографии и пунктуации

1

28.10

Практикум

Систематизация ЗУН по теме

Второстепенные члены предложения.

33

Грамматические значения второстепенных членов предложения.

1

29.10

Теоретическое занятие

Грамматические значения зависимых слов.

34

Определение.

1

9.11

Практикум

Умение различать согласованные и несоглас. О

35

Приложение.

1

10.11

Практикум

Умение распознавать приложение

36

Дополнение

1

11.11

Практикум

Навык синтакс. разбора.

37

Основные виды обстоятельств.

1

12.11

Теоретическое занятие

Умение различать виды обстоятельств

38

Закрепление изученного по теме «Основные виды обстоятельств»

1

17.11

Практикум

Умение различать виды обстоятельств

39

Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения».

1

18.11

Практикум

Систематизация ЗУН

40

Повторение орфографии (правописание приставок)

1

19.11

Практикум

Систематизация ЗУН по теме

41

Контрольный диктант по теме «Предложение. Главные и второстепенные члены»

1

23.11

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН

42

Анализ контрольного диктанта

1

24.11

Практикум

Систематизация ЗУН

43

Развитие речи. Основные способы и средства связи предложений в тексте.

1

25.11

Развитие речи

Умение определять способ связи

44

Развитие речи. Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

1

26.11

Развитие речи

Умение определять способ связи

45

Практикум по орфографии и пунктуации

1

30.11

Практикум

Систематизация ЗУН по теме

Односоставные и неполные предложения.

46

Понятие об односоставных предложениях.

1

1.12

Теоретическое занятие

Умение различать 1СП и 2СП.Развитие пунктуационных навыков

47

Определенно-личные предложения.

1

2.12

Практикум

Умение распознавать О-ЛП в тексте

48

Закрепление изученного по теме «Определенно-личные предложения»

1

3.12

Практикум

Умение использовать О-ЛП в разных стилях речи

49

Развитие речи. Подготовка к изложению с элементами сочинения 

1

7.12

Развитие речи

Умение выделять микротемы

50

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения «У истока Волги».

1

8.12

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

51

Неопределенно-личные предложения.

1

9.12

Практикум

Умение распознавать Н-ЛП в тексте

52

Закрепление изученного по теме «Неопределенно-личные предложения»

1

10.12

Практикум

Особенности употреблен. в речи Н-ЛП

53

Безличные предложения.

1

14.12

Практикум

Умение распознавать БП в тексте

54

Закрепление изученного по теме «Безличные предложения»

1

15.12

Практикум

Особенности употреблен. в речи БП

55

Назывные предложения

1

16.12

Практикум

Особенности употреблен. в речи НП

56

Развитие речи. Назывные предложения как способ выражения темы текста.

1

17.12

Развитие речи

Умение использовать именительный представления всоч.

57

Административный контрольный диктант.

1

21.12

Практикум

Систематизация ЗУН

58

Практикум по орфографии и пунктуации

1

22.12

Практикум

Систематизация ЗУН

59

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

1

23.12

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН

60

Неполные предложения

1

24.12

Теоретическое занятие

Умение различать 1СП и НП.

61

Особенности строения полных и неполных предложений

1

28.12

Практикум

Умение различать 1СП и НП.

62

Развитие речи. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

1

29.12

Развитие речи

Умение создавать связный текст

63

Практикум по орфографии и пунктуации

1

12.01

Практикум

Систематизация ЗУН

Осложненное предложение. Однородные члены предложения.

64

Предложения с однородными членами.

1

13.01

Теоретическое занятие

Умения опознавать ОЧ, правильно ставить запятые

65

Союзы при однородных членах.

1

14.01

Теоретическое занятие

Умения опознавать ОЧ, правильно ставить запятые

66

Запятые между однородными членами предложения.

1

18.01

Практикум

Умения опознавать ОЧ, правильно ставить запятые

67

Развитие речи. Подготовка к изложению по тексту А. Новикова «Прощание с Пушкиным»

1

19.01

Развитие речи

Умение выделять микротемы

68

Развитие речи. Изложение «Прощание с Пушкиным»

1

20.01

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

69

Обобщающие слова при однородных членах.

1

21.01

Практикум

Пунктуацион. и интонационные умения

70

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом.

1

25.01

Практикум

Умение составлять схемы

71

Однородные и неоднородные определения.

1

26.01

Практикум

Умение различать однород. и неоднород. О, пунктуационно правильно оформлять их

72

 Закрепление изученного по теме «Однородные и неоднородные определения»

1

27.01

Практикум

Систематизация ЗУН по теме

73

Обобщение по теме «Однородные члены предложения»

1

28.01

Практикум

Систематизация ЗУН

74

Практикум по орфографии и пунктуации

1

1.02

Практикум

Систематизация ЗУН

75

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

1

2.02

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН

76

Анализ контрольного диктанта

1

3.02

Практикум

Систематизация ЗУН

77

Развитие речи. Текст. Порядок предложений в тексте.

1

4.02

Развитие речи

Активизация знаний по теме «Средства связи»

78

Повторение орфографии (О-Ё после шипящих и Ц)

1

8.02

Практикум

Систематизация ЗУН по теме

79

Работа по грамматике.

1

9.02

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН

80

Анализ работ.

1

10.02

Практикум

Систематизация ЗУН

81

Развитие речи. Подготовка  к написанию изложения с творческим заданием.

1

11.02

Развитие речи

Умение составлять план текста.

82

Развитие речи. Изложение с творческим заданием.

1

15.02

Развитие речи

Умение создавать связный текст

Осложненное предложение. Обособленные члены предложения.

83

Понятие об обособлении.

1

16.02

Теоретическое занятие

Интонация, пунктуация при обособлении

84

Обособление согласованных  определений

1

17.02

Практикум

Знать правила обособления О

85

Обособление несогласованных  определений

1

18.02

Практикум

Знать правила обособления О

86

Обособление приложений.

1

22.02

Практикум

Формирование пунктуацион. навыка

87

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.

1

24.02

Практикум

Умение определять значение оборота с как

88

Обобщение по теме «Обособление определений и приложений»

1

25.02

Практикум

Систематизация ЗУН

89

Повторение орфографии (правописание суффиксов в разных частях речи)

1

1.03

Практикум

Систематизация ЗУН по теме

90

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по данному началу.

1

2.03

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

91

Развитие речи. Сочинение по данному началу «Каким быть?».

1

3.03

Развитие речи

Умение создавать связный текст

92

Обособление дополнений.

1

4.03

Практикум

Умение выделять дополнения с предлогами

93

Обособление дополнений, выраженных существительными с предлогами.

1

9.03

Практикум

Повторение: производные предлоги

94

Обобщение изученного по теме «Обособление дополнений»

1

10.03

Практикум

Систематизация ЗУН

95

Повторение орфографии (Н и НН в разных частях речи)

1

11.03

Практикум

Н и НН в разных ч.р.

96

Развитие речи. Композиционные формы сочинений

1

15.03

Развитие речи


Умение создавать связный текст

97

Административный контрольный диктант.

1

16.03

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН

98

Анализ контрольного диктанта

1

17.03

Практикум

Систематизация ЗУН

99

Практикум по орфографии и пунктуации

1

18.03

Практикум

Систематизация ЗУН

100

Развитие речи. Психологический портрет.

22.03

Развитие речи

Умение создавать связный текст

101

Развитие речи. Сочинение. Психологический портрет.

23.03

Развитие речи

Умение создавать связный текст

102

Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.

1

24.03

Практикум

Умение определять границы ДО, знаки препинания

103

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

1

25.03

Практикум

Умение определять границы ДО, ставить знаки препинания

104

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

5.04

Практикум

Формирование пунктуацион. навыка

105

Уточняющие члены предложения

1

6.04

Практикум

Понятие уточнения

106

Обособление уточняющих членов предложения.

1

7.04

Практикум

Умение выделять уточняющие члены

107

Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами».

1

8.04

Практикум

Систематизация ЗУН

108

Повторим орфографию (слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи)

1

12.04

Практикум

Систематизация ЗУН

109

Развитие речи. Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения.

1

13.04

Развитие речи

Типы речи. Особенности рассуждения

110

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами предложения».

1

14.04

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН

111

Анализ контрольного диктанта

1

15.04

Практикум

Систематизация ЗУН

Вводные слова, словосочетания, конструкции. Обращения.

112

Предложения с вводными словами, словосочетаниями.

1

19.04

Теоретическое занятие

Знаки препинания при ВВ.

113

Предложения с вводными предложениями.

1

20.04

Практикум

Знаки препинания при ВВ.

114

Вводные предложения и вставные конструкции.

1

21.04

Практикум

Умение различать ВВ. слова, предл., вставные конструкции и выделять их

115

Предложения с обращениями.

1

22.04

Практикум

Виды обращения, их роль

116

Развитие речи. Обращение как средство связи предложений в тексте.

1

26.04

Развитие речи

Развитие речевых умений

117

Практикум по орфографии и пунктуации.

1

27.04

Практикум

Систематизация ЗУН

118

Развитие речи. Сжатое изложение

1

28.04

Развитие речи

Комплексное применение ЗУН

119

Слова-предложения. Особенности слов- предложений.

1

29.04

Теоретическое занятие

Практикум

Особенности слов-предложений, сфера употребления

120

Обобщение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями».

1

3.05

Практикум

Систематизация ЗУН

121

Контрольный диктант по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями».

1

4.05

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН

122

 Практикум по орфографии и пунктуации

1

5.05

Практикум

Систематизация ЗУН

Повторение

123

Повторение изученного. Фонетика и орфография.

1

6.05

Практикум

Систематизация ЗУН

124

Повторение изученного. Морфемика и орфография.

1

10.05

Практикум

Систематизация ЗУН

125

Повторение изученного. Самостоятельные части речи. Глагол. Наречие. Деепричастие.

1

11.05

Практикум

Систематизация ЗУН

126

Повторение изученного. Именные  части речи.

1

12.05

Практикум

Систематизация ЗУН

127

Административный контрольный диктант.

1

13.05

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН

128

Повторение изученного. Служебные части речи.

1

17.05

Практикум

Систематизация ЗУН

129

Повторение изученного по лексике и культуре речи.

1

18.05

Практикум

Систематизация ЗУН

130

Повторение изученного по синтаксису.

1

19.05

Практикум

Систематизация ЗУН

131

Повторение изученного по синтаксису и пунктуации.

1

20.05

Практикум

Систематизация ЗУН

132

Повторение орфографии и пунктуации.

1

24.05

Практикум

Систематизация ЗУН

133

Комплексный анализ текста

1

25.05

Практикум

Коррекция ЗУН

134

Повторение изученного в 8 классе

1

26.05

Практикум

Систематизация ЗУН

135

Итоговое тестирование.

1

27.05

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН

136

Повторительно-обобщающий урок по орфографии и пунктуации.

1

31.05

Практикум

Систематизация ЗУН

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. – М., Дрофа, 2006
  2. Богданова Г. А.  Уроки русского языка в 8 кл. – М., Дрофа, 2006
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс. – М.,  Вако, 2006
  4. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку. 8-9 классы. – М., Вако, 2008
  5. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 кл. – М., Дрофа, 2004
  6. Русский язык. Практика. 8 кл. Под ред. Ю.С. Пичугова, М., Дрофа, 2002

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. CD-ROM  Хрестоматия по литературе.
  2. CD Библиотека школьника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....