Спецкурс по русскому языку для 11 класса
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Спецкурс по русскому языку для 11 класса "Сочинение-рассуждение в вопросах и ответах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-11-speckurs.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)

 СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

  Заседание ШМО                  Зам. директора по УВР                Директор школы № 2        

    Протокол № ____                        Казикова Е.В.                             Корчагина Н.С. _________________                 __________________                    _________________

«___»_______20__г.               «___»_________20__г.                  «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

СПЕЦКУРСА   ПО  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ

для 11-Б класса

«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

В   ВОПРОСАХ   И   ОТВЕТАХ»

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2012-2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Программно-методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой, «Сам себе редактор» Ю.В. Дубовицкой, «Культура устной и письменной речи» Т.В. Потёмкиной и С.В. Сабуровой.

        В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.   Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ  ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что небольшое сочинение-рассуждение (часть С) предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение  является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

  Цели элективного курса:

  1. гуманитарное развитие учащихся;
  2. развитие творческих способностей личности;
  3. овладение учащимися свободной письменной речью;
  4. подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи элективного курса:

  1. совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  2. формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  3. совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  4. совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  5. формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

         Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 11 классов.

Особенности методики:  

  1. формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых групп (парная),
  2. проблемное изложение материала,
  3. подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов,
  4. применение компьютерных технологий,
  5. самостоятельное освоение теоретического материала,
  6. контроль и самоконтроль.

 Программа элективного курса предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  2. формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
  3. определять позицию автора;
  4. высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
  5. уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
  6. анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Как строится текст?

Текст как единица синтаксиса и связной речи. Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста, последовательность изложения). Типы речи. Стили речи. Абзац – сложное синтаксическое целое.  Текст как смысловое и структурное единство.

  1. Как связаны предложения в тексте?

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Виды межфразовых связей. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).

  1. Чем связываются предложения между собой?

Средства межфразовых связей. Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных). Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи. Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.

  1. Какова композиция сочинения-рассуждения ЕГЭ по русскому языку?

Зачин сочинения-рассуждения. Тема и проблема текста. Как сформулировать проблему? Что такое комментарий проблемы? Виды комментария. Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме? Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Финал сочинения.

  1. Как отредактировать сочинение?

Классификация речевых ошибок. Лексические ошибки и их исправление. Грамматические ошибки и их исправление. Логические ошибки и их исправление. Речевые недочеты, приводящие к нарушению связности текста. Неумелое цитирование. Использование словарей, справочников в процессе редактирования (правки) текста.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Содержание

 

Кол-во часов

I четверть. Сентябрь.

1

2

3

4

Введение. Задачи спецкурса по русскому языку

Текст как результат речевой деятельности

Основные признаки текста.

Типы речи. Сочетание различных типов речи в тексте

1

1

1

1

Октябрь.

5

6

7

8

9

Стили речи

Строение текста. Абзац – сложное синтаксическое целое

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью

Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов

Заключительная часть (концовка) текста

1

1

1

1

1

II четверть. Ноябрь.

10

11

12

Средства межфразовых связей

Лексические средства связи

Синонимы, антонимы

1

1

1

Декабрь.

13

14

15

16

17

Лексико-грамматические средства межфразовых связей

Единство видовременных форм глаголов-сказуемых

Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов

Вводные слова как средство связи предложений в тексте

Практикум. Комплексный анализ текста

1

1

1

1

1

III четверть. Январь.

18

19

20

Создание текста. Композиция сочинения-рассуждения

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?

Тема и проблема текста. Как определить проблему?

1

1

1

Февраль.

21

22

23

24

Как прокомментировать проблему? Виды комментария Позиция автора. Способы её выражения

Собственное мнение по выявленной проблеме

Что такое аргумент? Типы аргументирования

1

1

1

1

Март.

25

26

27

Способы ввода аргументов

Финал сочинения. Как закончить?

Практикум. Написание сочинения-рассуждения и его анализ

1

1

1

IV четверть. Апрель.

28

29

30

31

Классификация речевых ошибок

Лексические ошибки и их исправление

Грамматические ошибки и их исправление

Логические ошибки и их исправление

1

1

1

1

Май.

32

33-35

Цитаты. Способы цитирования

Практикум. Написание и редактирование сочинений-рассуждений

1

3

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Дубовицкая Ю.В. Русский язык. Элективные курсы / М.: Материк-Альфа, 2007
  2. Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
  3. Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы / под общей ред. С.А. Войтас / М.: Айрис-пресс, 2007

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки. Спецкурс в старших классах / СПб.: Паритет, 2003
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С) / М.: «Экзамен», 2006.
  3. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку / М.: ВАКО, 2005
  4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах / М.: Просвещение, 1997
  5. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы / М.: ТЦ Сфера, 2005
  6. Нефедова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы» / М.: АСТ6 Астрель, 2009
  7. Пучкова Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2005
  8. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005
  9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык / Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. / М.: АСТ6 Астрель, 2010
  10. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! / М.: Эксмо, 2007
  11. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / М.: Эксмо, 2008
  12. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену / М.: Интеллект-Центр, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Спецкурс по русскому языку 8 класс

Календарно-тематическое планирование...

Спецкурс по русскому языку 7 класс "Трудные случаи орфографии и пунктуации".

Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с·         невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;·...