Из опыта работы
материал по русскому языку по теме

Работа представляет собой обобщение опыта работы по теме "Личностно-ориентированное образование в современной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx17.25 КБ
Office presentation icon iz_opyta_raboty.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.


В основу моей системы работы положена идея личностно ориентированного образования. Главная цель моей работы – заложить в ученике механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания и другие, необходимые для становления личности.

Исходя из этого, основные функции можно определить, как:

  1. гуманитарную – признание самоценности человека, формирование нравственного и физического здоровья. Она реализуется через понимание, взаимопонимание, общение, сотрудничество.
  2. культурообразующую – приобщение к миру культуры, чувство общности с другими носителями этой культурной традиции. Механизмы – культурная идентификация, то есть установление духовной связи между человеком и народом.
  3. социальную – усвоение социального опыта. Механизмы – рефлексия, творчество.

Содержание личностно ориентированного образования должно помочь ученику выбрать значимые для него ценности, овладеть определенной системой знаний, освоить способы решения научных и жизненных проблем, открыть для себя свой внутренний мир, уметь его анализировать.

В системе личностно ориентированного образования разводятся понятия «обученности» и «образованности». И это правильно. Ведь обучить в принципе можно всему и любого, а вот образовываться каждый должен сам, организуя свою деятельность на основе личных потребностей и интересов. Ученик пропускает информацию через свой субъективный опыт и преобразует в индивидуальное знание. И роль учителя в том, чтобы стать равноправным партнером.

Как эти идеи личностно ориентированного образования реализуются в моей работе?

Обычно урок начинается с постановки учебной цели учителем и с формирования личных образовательных целей учеников. Они у всех разные и зависят от личного опыта учащегося. Учебный материал подбираю с учетом объема знаний учащихся. Дифференциация важна, так как познавательные способности у всех разные. Поэтому готовлю задания разной степени сложности. Для слабых – карточки с подсказкой, для учеников посильнее – исследовательского характера. Это позволяет вовлечь в работу всех, развить заинтересованность, дать уверенность в своих силах.

Практикую не только простые словарные диктанты, но и диктанты с продолжением, по опорным словам и другие виды.

При изучении морфемики ученик, лучше усвоивший материал, может писать графический диктант, а более слабый – записать слова и разобрать их по составу.

Это касается и уроков литературы, где дифференциация может быть еще более значительной: кому-то и сообщение о писателе сделать непросто, а другой способен анализировать, проводить диалог с текстом, делать выводы.

Часто использую задания проблемного характера. Это может быть проблемный урок или проблемные вопросы в рамках урока.

Провожу уроки-семинары, диспуты, практикумы, уроки самостоятельной работы исследовательского типа, уроки-экскурсии, состязания, деловые игры. У учеников есть возможность проявить свои способности. Каждый находит свое место в уроке.

Использую групповые формы работы, «мозговые штурмы» и другие интересные формы как индивидуальной, так и коллективной работы на уроке.

Применяю в своей работе ИКТ. Как для подготовки презентаций к урокам, так и для создания банка данных по разным проверочным и тестовым работам. Помогаю ученикам в создании своих презентаций и проектов.

Что касается позиции учителя в системе личностно ориентированного образования, то мне близки новые педагогические функции, которые устанавливаются. Я стараюсь использовать их в своей работе.

  1. Учитель как собеседник – стараюсь ориентироваться на ученика, его проблемы, помогать ему, поддерживать
  2. Учитель как человек, создающий условия для учения
  3. Учитель как исследователь – применяю в своей работе методы, позволяющие получить информацию о ребенке, его успехах, трудностях, корректирую и направляю процесс развития ученика
  4. Учитель как психотерапевт – стараюсь на уроке верно считывать информацию об эмоциональном состоянии ученика, реагировать на нее
  5. Учитель как эксперт – стараюсь создать во взаимоотношениях  с учениками такую атмосферу, чтобы они доверяли мне.

Считаю очень важным использовать на уроках диалогические формы общения. Диалог дает возможность ученику исследовать свой внутренний мир, выражать свои мысли и чувства. Но чтобы диалогическое общение состоялось, нужны определенные условия:

- вопросы для обсуждения должны быть важными для ребенка и соответствовать его развитию,

 - должны присутствовать элементы ролевой игры,

- выражение учениками своего мнения должно быть свободным, без опасения критики.

Из многочисленных нетрадиционных методов, обеспечивающих создание на уроке личностно ориентированной ситуации (например, метод интроспективного анализа, метод творческого самочувствия, игровые методы и т.д.) больше других использую метод творческого самовыражения. Он помогает ученику раскрыть свои возможности, укрепить веру в себя, в свой творческий потенциал. Конечно, на уроках литературы такое

самовыражение возможно прежде всего через литературное творчество (стихи, иллюстрации, загадки, послание писателю, письмо герою и т.д.

На уроках русского языка важно не заучивание правил, а развитие языкового чутья, способности использовать выразительные средства языка, важным является развитие коммуникативной компетентности учащихся.

«Воображение важнее знания», - говорил Эйнштейн. На уроках русского языка языковое мышление, чутье, зоркость развиваются с помощью раскрепощения фантазии учащихся – письмо самому себе или родителям, сочинения с формулировкой «Если бы….», тексты публицистического стиля по вопросам, соответствующим возрасту ребенка. Использую коллективное создание текстов.

Образование не заканчивается на уроках, поэтому много внимания уделяю внеклассной работе – конкурсы, викторины, предметные олимпиады, научные конференции. Традиционным является в нашей школе Литературный бал. Все внеклассные мероприятия направлены на развитие интереса к предмету, формирование эстетического вкуса.

Уже не первый год в рамках школьной программы «Одаренные дети» работаю с ребятами, демонстрирующими более высокие интеллектуальные способности. Являюсь школьным координатором по проведению Всероссийских и Краевых заочных олимпиад.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...