Рабочие программы по русскому языку
рабочая программа по русскому языку по теме

Рабочие программы  по русскому языку для 6, 7, 8 и 9 классов общеобразовательной школы (к учебному комплексу под редакциней В.В.Бабайцевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_russkomu_yazyku.rar449.17 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Изобильненского

муниципального района Ставропольского края.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17».

С О Г Л А С О В А Н О

на заседании МО

учителей русского языка и

литературы, истории и обществознания

Руководитель МО

____________  Батлук С.А.

Протокол № ____ от ___.___.20___ г.

У Т В Е Р Ж Д А Ю:

Директор МОУ «СОШ № 17»

____________  Куц Б.Н.

Приказ № ____ от ___.___.20___ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому языку для 8 «А» класса

основного общего образования базового уровня

на 2011-2012 учебный год

                       Составитель:

                  Куц Н.Г.,

                                                                     учитель русского языка и литературы,

                                                                высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  1. формирование у учащихся языковой интуиции;
  2. приобретение и систематизация знаний о родном языке;
  3. овладение функциональной грамотностью;
  4. расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
  5. овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
  6. овладение орфографией и пунктуацией;
  7. формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
  8. формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира

Эти цели обусловливают следующие задачи:

дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы Бабайцева В.В. и др. // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы/ Составитель Л.М.Рыбченкова.- М.: Дрофа,  2010) Авторская программа рассчитана на 105 часов, в связи с тем, что МОУ «СОШ№17» работает в условиях 34-часовой учебной недели количество часов данной рабочей программы сокращено:

Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю), из них:

  1. Контрольных диктантов – 4
  2. Контрольных сочинений –  2
  3. Контрольных изложений – 2
  4. Контрольных тестов –  2
  5. Развитие речи – 17
  6. В соответствии с методическим письмом «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2009-2010 году» в рабочей программе отведено 10 часов  на региональный компонент.  

   

В содержании, обеспечивающем формирование языковой и лингвистической компетенции, в отличие от авторской программы, мною выделены следующие дидактические единицы:

Разделы

Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Предложение

Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные.

Простое предложение

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи согласования с определяемым словом. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Нормы сочетания однородных членов. Функции и способы выражения обращений. Синонимия вводных конструкций. Особенности употребления вводных конструкций.

Культура речи

Культура речи. Критерии культуры речи. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое).

       Технологии обучения, используемые в данной программе: проблемное обучение, развивающее обучение, игровое обучение. Методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, эвристический метод, исследовательский метод. Формы работы: урок, домашняя работа, консультации, дополнительные занятия.

  Формы промежуточной и итоговой проверки в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на лингвистическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста.

Виды деятельности учащихся: рецептивная, творческая,  частично-поисковая,  поисковая.

Изучение курса проводится по учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой:

«Русский язык. Теория. 5 – 9 классы». (В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М.:«Дрофа» , 2007-2010 год).

«Русский язык. Практика.8 класс». (Под ред. Ю. С. Пичугова. М.: «Дрофа» , 2007-2009 год).

«Русская речь. Развитие речи. 8 класс». (Е. И. Никитина. М.: «Дрофа», 2007-2009 год).

Учебно-методическое обеспечение:

 для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М.: Дрофа . 2007 - 2010 г
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. - М.: Дрофа, 2006
  3. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
  4. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. - М.: Дрофа. 2007 - 2009 .
  5. Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. - М.: Дрофа. 2007 - 2009
  6. Тихонова В.В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005

для учителя:

  1. Богданова Г.А.Уроки русского языка в 8 классе. - М.: Просвещение. 2004
  2. Богданова Г.А..Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение 2000
  3. Кудинова О.А. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. - М.: ЭКСМО. 2005
  4. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.- М.: Дрофа. 2001
  5. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. - М.: Дрофа. 2005
  6. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов.- М.: Мнемозина. 2003
  7. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. - М.: Дрофа, 2002
  8. Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. - М.: Дрофа. 2005
  9. Тесты. Русский язык. Дидактический материал. 8 класс. - М.: Айрис-пресс.2008

КАЛЕНДАРНЫЙ  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Дата

Название раздела программы

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы доп.содержания

Вид контроля

Домашнее задание

план

факт

1

2.09

Русский язык – родной язык. РК Языковой портрет жителей района.

1

Урок-лекция

Структура и содержание учебного пособия. Особенности произношения и употребления слов жителями Изобильненского района.  

Знать функции русского языка в современном мире.

Уметь работать с учебником. Знать особенности произношения и употребления слов жителями района.  

Элементы книги

Упр.4, 10

Повторение изученного в 5 – 7 классах.

3+1

2

5.09

Повторение фонетики.

Практикум

Фонетика и орфоэпия     как разделы науки о языке. Звуки речи.  Ударение.  

Знать предмет изучения фонетики и графики, различать звук и букву, гласные и согласные, соблюдать нормы произношения

Составление звуковой записи слов

Фонетический разбор

Упр.14, записать краткие ответы на вопросы

3

6.09

Повторение лексики. РК Диалектная среда моего района.

Практикум

Лексикология как раздел науки о языке.

Лексика  как словарный  состав, совокупность слов данного языка. Особенности словоупотребления на территории района.

Знать, что называется лексическим и грамматическим значением слова,

особенности словоупотребления на территории района.

Работа с толковым словарем и словарем фразеологизмов

Фронтальный опрос

Упр.15 устно, упр.17 разборы

4

7.09

Повторение морфологии.

Практикум

Принципы выделения частей речи: общее  грамматическое значение,     морфологические признаки,    синтаксическая роль

Уместно   употреблять изученные части речи в предложении

Заполнить таблицу «Самостоятельные и служебные части речи» своими примерами

Распределительный диктант

Упр.22, надписать все части речи

5

12.09

РР Уметь говорить и слушать.

Развитие речи

Роль устного общения. Параллелизм предложений.

Строить устное высказывание, анализировать текст.

Работа с учебной литературой

Фронтальный опрос.

Упр. 10, 11

Синтаксис и пунктуация.

Понятие о синтаксисе.

3 + 1

6

13.09

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Комбинированный

Понятия «синтаксис», «синтаксические единицы» и «пунктуация», понятия сочинительной и подчинительной связи, понятие «средства синтаксической связи»

Знать понятия сочинительной и подчинительной связи, уметь определять их на практике

Виды орфограмм, части речи

Словарно-орфографическая работа

§156, 157, упр.47

7

14.09

Способы подчинительной связи.

Практикум

Способы подчинительной связи

Уметь определять способ  подчинительной  связи в словосочетании

Работа над схемами

Словарный диктант

§158, упр.52

8

19.09

РР Пишут всегда для кого-то.

Развитие речи

Роль письменного общения. Правила ведения переписки.

Уметь определять тему и идею текста, пересказывать, высказывать свое мнение о прочитанном.

Понятие интеллигентности.

Устное высказывание

Упр. 19, 20, 21, подготовиться к опросу

9

20.09

Контрольный диктант  по теме «Повторение».

Урок контроля

Основные изученные правила и понятия

Уметь воспроизводить аудируемый текст, соблюдая орфографические и пунктуациграм нормы, выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

Работа со схемами

Пунктуация как система знаков препинания.

2

10

21.09

Анализ контрольного диктанта. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Практикум

Анализ диктанта

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка

Взаимодиктант

тест

11

26.09

Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.

Практикум

Система знаков препинания русского языка

Уметь различать одиночные и парные знаки препинания.

Комплексный анализ текста

Графический диктант

Устный ответ по плану

Словосочетание.

3+2

12

27.09

Основные виды словосочетаний.

Урок-лекция

Разделение словосочетаний на сочинительные и подчинительные

понятие о синонимичных словосочетаниях

Знать разделение словосочетаний на сочинительные и подчинительные;

уметь подбирать синонимичные словосочетания

Групповая работа с опорными схемами

Индивидуальный опрос

§159, упр.60

13

28.09

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Практикум

Деление словосочетаний на группы по характеру главного слова, выделение из предложений

Различать подчинительные и сочинительные словосочетания; выделять словосочетания из предложения

Составить словосочетания по схемам

Тест

§159, составить схемы словосочетаний

14

3.10

Цельные словосочетания.

Комбинированный

Цельные словосочетания и их роль в предложении

Уметь определять цельные словосочетания

Работа с научным текстом

Выборочный диктант

§160, упр.64

15

4.10

РР Контрольное сочинение на морально-этическую тему.

Развитие речи

Признаки текста на морально-этическую тему. Композиция        текста. Изобразительные средства.

Уметь писать сочинение на морально-этическую тему,    соблюдать    последовательность и связность изложения мыслей, нормы письма

Определение   темы   и идеи сочинения,   составление       плана, рабочих материалов создание   черновика и   его   редактирование.

Сочинение

16

4.10

РР Контрольное сочинение на морально-этическую тему.

Развитие речи

Работа с памятками

Предложение.

5+1

17

10.10

Понятие о предложении.

Урок-лекция

Предложение   как  единица синтаксиса  и  минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других единиц. Грамматическая основа предложения

Знать определение предложения, уметь находить грамматические основы, выделять их, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, соблюдать верною интонацию конца предложения

Лексическая работа

Взаимоопрос

§161, упр.72

18

11.10

Предложения простые и сложные.

Комбинированный

Деление предложений на простые и сложные в зависимости от строения их основы

Выделять грамматическую основу;

разбирать предложения по членам

Словарно-орфографическая работа

Фронтальный опрос

§162, составить схемы

19

12.10

Предложения утвердительные и отрицательные.

Комбинированный

Особенности данных видов предложений. Правильное их употребление в речи.

Уметь целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания

Работа над правилами орфоэпии

Составить текст по опорным словам

Составить рассказ на тему

20

17.10

Виды предложений по цели высказывания.

Комбинированный

Виды предложений по цели высказывания:   повествовательные, побудительные   и вопросительные. Сфера использования их и роль в тексте. Интонационные и смысловые особенности повествовательных,     побудительных      и      вопросительных предложений

Понимать   цель   высказывания как основу различения видов  предложений,  характеризовать предложение по цели высказывания – интонационно  правильно  произносить, определять сферу использования и роль в организации текста, Правильно ставить знаки препинания конца предложения

Отработка грамматических правил

Выборочный      диктант.  

§163, упр. 75

21

18.10

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Комбинированный

Виды предложений по эмоциональной окраске:

невосклицательные   и   восклицательные.

Интонационные и смысловые       особенности восклицательных предложений.

Интонационно правильно произносить предложения, оформлять на письме, использовать восклицательное предложения как средство усиления выразительности.

Работа с учебной литературой

Фронтальный опрос

§164, анализ текста

22

19.10

РР Что значит талантливый читатель?

Развитие речи

Беседа с текстом. Степени понимания текста.

Уметь проводить беседу с текстом, знать степени понимания текста.

Бессоюзие и многосоюзие.

Составление оригинального текста

Анализ текстов

Простое предложение.

14 + 2

23

24.10

Основные виды простого предложения.

Комбинированный

Понятие о двусоставных и односоставных,

распространённых и нераспространённых предложениях

Различать основные виды простого предложения.

Лексическая работа

Творческий диктант

§165, упр.80

24

25.10

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Комбинированный

Инверсия и прямой порядок слов в предложении, понятие о логическом ударении.

Уметь ставить логическое ударение, уметь составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов.

Работа над правилами орфоэпии

Составление предложений по схемам

§166. 167, упр.88

Главные члены предложения.

25

7.11

Подлежащее и способы его выражения.

Комбинированный

Подлежащее – главный член предложения, способы его выражения

Знать способы выражения подлежащего;

уметь находить подлежащее, выраженное разными способами, правильно соотносить главные члены предложения

Работа с учебной литературой

Синтаксический разбор     предложений.

§168, упр.107

26

8.11

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Практикум

Основные типы сказуемых, простое глагольное сказуемое, строение и значение

Знать основные типы сказуемых;

уметь  различать разные типы сказуемых

Словарно-орфографическая работа

Устное сообщение о главных членах предложения

§169, 170, упр.118

27

9.11

Составное глагольное сказуемое.

Практикум

Составное глагольное сказуемое, его отличие от простого, вспомогательная часть

Знать особенности составного сказуемого;

уметь определять тип сказуемого

Части речи

Фронтальный опрос

§171, упр.119, самост. §172

28

14.11

Составное именное сказуемое.

Практикум

Особенности строения составного именного сказуемого, именная и вспомогательная части

Знать типы сказуемого, способы его выражения;

уметь  определять грамматическую основу предложений

Работа над правилами орфоэпии

Индивидуальный опрос

§173, составить таблицу

29

15.11

Тире между подлежащим и сказуемым.

Практикум

Тире между подлежащим и сказуемым, нулевая связка, условия, при которых тире не ставится

Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым;

уметь ставить знаки препинания в таких предложениях

Отработка грамматических правил

Работа с деформированным  текстом

§174, упр.130

30

16.11

РР Определение понятия. РК  Духовная культура казачества.

Развитие речи.

Определение понятия. Родовые и видовые понятия. Духовная культура казачества.

Знать теоретические сведения по теме, уметь применять их на практике. Знать основные понятия в жизни казаков.

Антитеза. Сравнение.

Составление текста по опорным словам.

Упр. 38

Второстепенные члены предложения.

31

21.11

Второстепенные члены предложения.

Комбинированный

Второстепенные члены предложения. Способы их определения. Многозначные члены предложения.

Различать второстепенные члены предложения. Выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания.

Работа над правилами орфоэпии

Взаимоопрос

Стр. 180 – 181, упр. 146

32

22.11

Определение. Согласованные и несогласованные.

Практикум

Понятие определения, способы выражения, роль в предложении.

Знать понятие согласованные и несогласованные определения, уметь

находить их в тексте и правильно ставить знаки препинания

Лексическая работа

Взаимодиктант

§175, упр.153 по образцу

33

23.11

Приложение. Дефис при одиночных приложениях.

Практикум

Приложение. Дефис при одиночных приложениях.

Знать понятие приложения, уметь писать приложения при сочетании нарицательных существительных и нарицательных и собственных существительных

Составление схем расстановки знаков препинания

Создание текста

§176, упр.161

34

28.11

Дополнение. Основные виды обстоятельств.

Практикум

Понятие дополнения, значения, способы выражения. Основные виды обстоятельств.

Знать понятие дополнения, уметь опознавать дополнения в предложении

Словарно-орфографическая работа

Работа с деформированным  текстом

§177, упр.174

35

29.11

РР Микротема и микротекст (РК Работа с текстом ставропольского писателя).

Развитие речи.

Понятие о микротеме и микротексте, средства выразительности речи,параллелизм однородных членов предложения. Работа с текстом местного писателя.

Знать понятия микротема и микротекст, уметь использовать средства выразительности речи, анализировать текст ставропольского писателя.

Словарно-орфографическая работа

Фронтальный опрос

Упр.61

36

30.11

Синтаксические функции инфинитива.

Практикум

Синтаксические функции инфинитива.

Знать синтаксические функции инфинитива в предложении и уметь их определять

Отработка грамматических правил

Карточки

§179, составить таблицу

37

5.12

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных дееприч. и сравнит.оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Комбинированный.

Выделение запятыми различных видов обстоятельств.

Знать, что такое обстоятельство,

уметь определять их вид и выделять на письме

Орфограммы деепричастия

Тест

§178, упр.172, разборы

38

6.12

Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

 Урок контроля

Главные и второстепенные члены предложения, их виды, способы выражения, знаки препинания при них

Уметь воспроизводить аудируемый текст, соблюдая орфографические и пунктуационнные нормы, выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

Повторить правило о простом предложении

Односоставные предложения.

8+4

39

7.12

Анализ диктанта. Понятие об односоставных предложениях.

Урок-лекция

Понятие об односоставных предложениях, группы по значению и способу выражения главного члена

Знать, что такое односоставные предложения, уметь отличать их от двусоставных и правильно употреблять в речи.

Лексическая работа

Фронтальный опрос

§180, упр.193

40

12.12

РР Цепная и параллельная связь предложений в тексте. РК История Изобильненского района.

Развитие речи

Понятие о  цепной и параллельной связи предложений в тексте;

средства связи – морфологические и лексические;

факты истории Изобильненского района, отраженные в текстах.

Знать суть цепной и параллельной связи предложений в тексте; уметь определять средства связи, определять способ связи в заданном тексте. Знать факты из истории района.

Работа над правилами орфоэпии

Повесть Горького «В людях».

Упр. 98

41

13.12

Определённо-личные предложения.

Практикум

Определённо-личные предложения, синонимия о-л предложений  и двусоставных предложений.

Знать, что такое определённо-личные предложения, уметь распознавать определённо-личные предложения на  основании грамматических признаков

Работа с учебной литературой

Тест

§181, упр.201(выписать о-л предложения)

42

14.12

Способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.

Практикум.

Способы выражения сказуемого, синонимия о-л предложений  и двусоставных предложений.

Знать способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях, уметь подбирать синтаксические синонимы

Словарно-орфографическая работа

Фронтальный опрос

Правило повторить, тест

43

19.12

Неопределённо-личные предложения. РК Пословицы и поговорки в языке казачества.

Практикум

Неопределённо-личные предложения и их основные признаки. Пословицы и поговорки казаков как н-л предложения.

Знать, что такое неопределённо-личное предложение и его основные признаки. Уметь анализировать поговорки казаков как н-л предл.

Театрализованное представление

Взаимоопрос

§181, упр.215

44

20.12

Односоставные предложения с обобщенным значением.

Практикум.

Определенно-личные и неопределенно-личные предложения с обобщенным значением.

Уметь находить в тексте предложения с обобщающим значением, уметь самостоятельно составлять такие предложения

Отработка грамматических правил

Карточки

тест

45

20.12

РР Контрольное изложение текста на морально-этическую тему.

 Урок контроля

Тема, идея, композиция      текста на морально-этическую тем, способы связи предложений в тексте

Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого   текста,     вычленять структурные   части   исходного текста,   составлять    сложный план, подробно пересказывать прослушанный текст, сохраняя при пересказе структуру, языковые средства выразительности,   соблюдать   при, письме языковые нормы русского языка

Словарно-орфографическая работа

Изложение

46

26.12

РР Контрольное изложение текста на морально-этическую тему.

 Урок контроля

Повторить правила

47

27.12

Безличные предложения.

Практикум

Безличные предложения, их значения, синонимия безличных и двусоставных предложений

Знать, что такое безличные предложения;

уметь составлять безличные предложения с безличными глаголами

Работа над правилами орфоэпии

Диктант «Проверяю себя»

§183, упр.223,224,225

48

28.12

Назывные предложения.  РК Имена собственные как памятники истории и культуры народа.

Практикум

Понятие о назывных предложениях, Отличие назывных и неполных двусоставных предложений. Использование собственных имен в качестве назывных предложений в текстах ставропольских авторов.

Знать правило о назывных предложениях, уметь отличать их от двусоставных неполных. Знать об использовании собственных имен в качестве назывных предложений в текстах ставропольских авторов.

Лексическая работа

Графический диктант

§184, упр.231

49

9.01

Синонимия  двусоставных и односоставных предложений.

Практикум

Двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы.

Различать односоставные и двусоставные предложения; использовать их различные виды как синтаксические синонимы

Отработка грамматических правил

Фронтальный опрос

Упр.236

50

10.01

 РР Синтаксические средства сравнения.

Развитие речи

Синтаксические средства сравнения.

Знать фигуры речи, уметь находить их в тексте.

Анализ текста

Упр.104

Полное и неполное предложение.

3

51

11.01

Особенности строения полных и неполных предложений.

Рассказ учителя

Неполные предложения, особенности их строения.

Знать  особенности строения полных и неполных предложений; уметь распознавать полные и неполные предложения разного строения и значения

Пословицы и поговорки

Тест

§185, составить таблицу

52

16.01

Тире в неполном предложении.

Практикум

Условия постановки тире в неполном предложении.

Уметь ставить знаки препинания в неполном предложении

Словарно-орфографическая работа

Карточки

Упр.244

53

17.01

Контрольный тест по темам «Односоставное предложение» и «Неполное предложение».

 Урок контроля

Виды неполных предложений, особенности их строения и употребления в речи

Усвоить все теоретические знания по теме, уметь использовать их на практике

Тест

Повторить правило об однородных членах

Осложнённое предложение.

Предложения с однородными членами.

8+2

54

18.01

Анализ контрольного теста. Понятие об однородных членах предложения.

Урок-лекция

Понятие об однородных членах, способы их выражения, ряды однородных членов

Знать понятие однородных членов предложения

Знаки препинания в сложном предложении

Индивидуальный опрос

§186. Упр.250

55

23.01

РР Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Развитие речи

Понятие о заглавии как средстве связи предложений в тексте, композиционный стык

Знать понятие о заглавии как средстве связи предложений в тексте, уметь художественно, выразительно передать содержание  услышанного текста, самостоятельно подобрав к нему заглавие.

Выразительные средства языка

Фронтальный опрос

Упр. 94, 98, 95 на выбор

56

24.01

Разделение запятыми однородных членов, соединенных повторяющимися союзами.

Комбинированный

Разделение запятыми однородных членов, соединенных повторяющимися союзами.

Уметь ставить знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися союзами.

Работа над правилами орфоэпии

Работа с деформированным  текстом

§186, упр.264

57

25.01

Разделение запятыми однородных членов, соединенных составными союзами.

Практикум.

Разделение запятыми однородных членов, соединенных составными союзами.

Уметь ставить знаки препинания при однородных членах, соединенных составными союзами.

Правописание союзов

Взаимоопрос

Правило, упр.271

58

30.01

Запятые между однородными членами.

Практикум

Запятые между однородными членами.

Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения; уметь выполнять синтаксический разбор предложений с однородными членами

Работа над правилами орфоэпии

Составить предложения с однородными членами

тест

59

31.01

РР Порядок предложений в тексте.

Развитие речи

Порядок предложений в тексте. Инверсия.

Знать теоретические сведения по теме, уметь применять их на практике.

Риторический вопрос.

Фронтальный опрос

Упр.132, 133 (читать), упр.135 письменно

60

1.02

Обобщающие слова при однородных членах.

Практикум

Понятие обобщающего слова, знаки препинания при обобщающих словах.

Уметь  правильно пунктуационно оформлять на письме обобщающие слов при однородных членах предложения

Отработка грамматических правил

Фронтальный опрос

§188, упр.278

61

6.02

Понятие об однородных и неоднородных определениях.

Практикум

Особенность значений однородных и неоднородных определений; роль в предложении, выразительные возможности.

Знать  отличительные особенности однородных и неоднородных определений, уметь находить  в предложении однородные члены

Лексическая работа

Карточки

§189, упр.291

62

7.02

Повторим орфографию. Правописание суффиксов.

Практикум

Правописание слов с суффиксами  -чив, -лив-, -чат-, -ат-, правописание гласных перед

 -н-  и  -нн-  в прилагательных и причастиях

Знать правила по теме, уметь применять их на письме

Работа над правилами орфоэпии

Диктант «Подскажи словечко»

Повторить правила по теме, разборы

63

8.02

Контрольный диктант по теме «Однородные члены».

 Урок контроля

Однородные члены, их роль в предложении, знаки препинания при однородных членах, связанных различными способами.

Уметь воспроизводить аудируемый текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

Повторить правило

Предложения с обособленными членами.

15+3

64

13.02

Анализ диктанта. Понятие об обособлении. Общие условия обособления.

Урок-лекция

Понятие об обособлении. Общие условия обособления. Две группы обособленных членов предложения.

Соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми предложениям

Словарно-орфографическая работа

Индивидуальный опрос

§190, упр.314

65

14.02

РР Обращение как средство связи предложений в тексте.

Развитие речи

Понятие об обращении как средстве выразительности речи и средстве связи предложений в тексте

Знать  понятие об обращении как средстве выразительности речи и средстве связи предложений в тексте; уметь использовать данное средство в собственной письменной речи в форме сочинения на определённую тему.

Словарно-орфографическая работа

Упр.151, 153, 156 на выбор

66

20.02

Обособление  согласованных определений, выраженных причастным оборотом.

Практикум

Общие условия обособления определений. Обособленные согласованные определения, выраженные причастным оборотом.

Знать  общие  условия обособления определений;

Уметь применять правила обособления причастных оборотов и определений

Отработка грамматических правил

Диктант «Проверяю себя»

Упр. 322, схемы в тетради учить

67

21.02

Обособление согласованных определений с дополнительным обстоятельственным значением.

Практикум

Обособление согласованных определений с дополнительным обстоятельственным значением.

Уметь ставить знаки препинания в предложениях с согласованными определениями с дополнительным обстоятельственным значением

Словарно-орфографическая работа

Предупредительный  диктант

§192, упр.335

68

22.02

Обособление  согласованных определений, относящихся к личному  местоимению.

Практикум

Обособление  согласованных определений, относящихся к личному  местоимению.

Уметь ставить знаки препинания в предложениях с согласованными определениями, относящимися к личному  местоимению.

Работа с учебной литературой

Устное сообщение

тест

69

27.02

РР Контрольное сочинение на лингвистическую тему.

Развитие речи

Особенности сочинения на лингвистическую тему. Композиция        текста. Изобразительные средства.

Уметь писать сочинение на лингвистическую тему,    соблюдать    последовательность и связность изложения мыслей, нормы письма

Определение   темы   и идеи сочинения,   составление       плана, рабочих материалов создание   черновика и   его   редактирование.

Сочинение

70

27.02

РР Контрольное сочинение на лингвистическую тему.

Развитие речи

Устное сообщение

71

29.02

Обособление приложений, относящихся к личному  местоимению.

Практикум

Правила обособления приложений(исключая приложения с союзом как);

условия обособления приложений

Знать условия обособления приложений, уметь применять правила на письме

Лексическая работа

Карточки

§194, упр.349

72

5.03

Обособление приложений, распространенных и одиночных.

Практикум

Условия обособления приложений, распространенных и одиночных.

Знать условия обособления приложений, уметь применять правила на письме

Работа в группах по составлению коллективного текста

Взаимоопрос

§194, упр.357 (таблица)

73

6.03

Обособление приложений с союзом как.

Практикум

Обособление приложений с союзом как.

Уметь обособлять приложения с союзом как

Отработка грамматических правил

Работа с деформированным  текстом

Правило учить, составить предложения по схемам

74

12.03

Обособление дополнений.

Практикум

Понятие об обособленных уточняющих дополнениях,

синонимическая замена производных предлогов при обособленных дополнениях

Знать понятие об обособленных уточняющих дополнениях;

уметь  производить синонимическую замену производных предлогов при обособленных дополнениях

Части речи

Индивидуальный опрос

§195, упр.379

75

13.03

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами

Практикум

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами,

границы деепричастного оборота

Уметь  выделять запятыми обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами;

уметь  правильно определять границы деепричастного оборота

Знаки препинания при причастном обороте

Тест

§196, упр.372

76

14.03

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями.

Практикум

Обособление одиночных деепричастий,

фразеологизмы, сохранившие  форму деепричастий

Уметь обособлять одиночные деепричастия;

знать фразеологизмы, сохранившие  форму деепричастий

Словарно-орфографическая работа

Фронтальный опрос

§196, упр.381

77

19.03

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Практикум

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Уметь выделять запятыми обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами

Работа над правилами орфоэпии

Карточки

§197, упр.386

78

21.03

Обособление уточняющих  членов предложения.

Практикум

Понятие об обособленных уточняющих членах, различение уточняющих, однородных и неоднородных членов предложения

Знать  понятие обособленных уточняющих членов,

уметь различать уточняющие, однородные и неоднородные члены  предложения

Отработка грамматических правил

Индивидуальный опрос

§198, упр.395

79

2.04

Обособление уточняющих членов предложения, присоединенных союзами

Практикум

Уточняющие члены предложения, присоединяемые  к уточняемым словам союзами то есть, или (=то есть) и др.

Уметь ставить знаки препинания в предложениях с уточняющими членами, уметь использовать такие предложения в письменной речи

Синонимия союзов

Работа с деформированным  текстом

Правило, тест

80

3.04

Повторим орфографию. Слитные, раздельные, дефисные написания.

Практикум

Правила дефисного написания в разных частях речи, основные случаи слитного и раздельного написания существительных с предлогами, производных предлогов

Знать правила дефисного написания в разных частях речи и основные случаи слитного и раздельного написания существительных с предлогами, производных предлогов

Работа по составлению схем

Фронтальный опрос

Упр. 408, 412

81

4.04

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами».

Урок контроля

Обособленные члены предложения, знаки препинания, сложные случаи постановки знаков препинания.

Уметь воспроизводить аудируемый текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

упр.413 устно

Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями.

8+1

82

9.04

Анализ диктанта. Вводные слова.

Комбинированный.

Понятие вводных слов в русском языке, наличие таких слов в других языках, роль вводных слов в речи.

Уметь составлять предложения с вводными словами;

уметь определять  значение вводных слов и устанавливать их роль в тексте

Лексическая работа

Устный опрос

§199, упр.418

83

10.04

Основные смысловые разряды вводных слов.

Комбинированный

Основные группы вводных слов по значению, роль в речи.

Знать группы вводных слов по значению

Работа с учебной литературой

Карточки

§199, упр.424

84

11.04

Вводные слова со значением уверенности-неуверенности.

Практикум

Вводные слова со значением уверенности-неуверенности.

Соблюдать правильную интонацию в предложениях с вводными словами, конструировать такие предложения

Составление коллективного текста

Взаимоопрос

тест

85

16.04

Вводные слова, выражающие чувства и указывающие на источник сообщения.

Практикум

Вводные слова, выражающие чувства и указывающие на источник сообщения.

Уметь правильно употреблять в речи предложения с такими вводными словами

Словарно-орфографическая работа

Тест

Заполнить таблицу примерами

86

17.04

Вводные слова, указывающие на порядок мысли и способ ее оформления.

Практикум

Вводные слова, указывающие на порядок мысли и способ ее оформления.

Уметь использовать в речи разнообразные вводные слова

Работа над правилами орфоэпии

Тест

Упр.433

87

18.04

 Вводные предложения  и вставные конструкции.  Знаки препинания при них.

Практикум

 Вводные предложения  и вставные конструкции.  Знаки препинания при них.

Уметь ставить знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

Деловая игра

Фронтальный опрос

Правило, упр.428

88

23.04

РР Контрольное сжатое изложение. 

Урок контроля

Микротема, микротекст, способы сжатия текста, абзац, строение текста, тема, идея

Уметь связно передавать своими словами содержание прочитанного текста, вычленять ключевые, опорные предложения (микротемы текста) и раскрывать их

Словарная работа

Карточки

89

24.04

Обращение. Знаки препинание при нем.

Комбинированный

Понятие об обращении, знаки препинания в предложениях с обращениями.

Знать, что такое обращение;

уметь  употреблять обращения

Работа с учебной литературой

Индивидуальный опрос

§200, упр.444, 446

90

25.04

Роль обращения в речи. РК  Фольклор жителей Ставропольского края.

Практикум

Понятие об обращении как средстве выразительности речи и средстве связи предложений в тексте. Риторическое обращение.

Знать об обращении как средстве выразительности речи и средстве связи предложений в тексте;

уметь использовать данное средство в собственной речи

Словарно-орфографическая работа

Составление текста по опорным словам

Правило, упр.453

Слова-предложения.

1

91

30.04

Особенности слов-предложений. РК Язык и быт казачьей станицы

Комбинированный

Особенности слов-предложений. Роль в речи. Междометные слова-предложения в речи казаков.

Уметь опознавать слова-предложения; осмысливать нормы и сферу использования. Знать сферу употребления казаками слов-предложений.

Лексическая работа

Фронтальный опрос

§201, упр.463

Повторение изученного в 8 классе.

11

92

2.05

Повторим орфографию. Правописание окончаний слов разных частей речи.

Практикум

Правописание  гласных  в окончаниях   существительных,    прилагательных, числительных, глаголов, причастий и местоимений.

Опознавать части речи, видеть морфему и орфограмму в ней,  выбирать соответствующее правило и применять его, уметь делать обобщения на основе изученного

Морфологический разбор слова

Взаимоопрос

Упр.465

93

3.05

Орфограммы корня.

Практикум

Правописание    безударных гласных в корне слова. Орфограмма «Проверяемая согласная в корне слова»

Уметь   подбирать   проверочные слова при проверке безударных гласных,  проверяемых ударением,  определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные

Работа над правилами орфоэпии

Тест

тест

94

7.05

Орфограммы в приставках.

Практикум.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Знать правила и уметь применять их на практике

Словообразовательный и морфемный разборы

Составить слова по схемам

Составить таблицу

95

8.05

Знаки препинания при однородных членах.

Практикум

Интонационные   и   пунктуационные особенности предложений    с    однородными членами. Союзы как сигнал появления  пунктограммы  в простом и сложном предложении

Владеть способами выявления однородных членов предложения, использовать выразительные возможности конструкций с однородными членами, уметь ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

Отработка грамматических правил

Карточки

96

15.05

Знаки препинания при обособленных членах.

Практикум

Уметь ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Составление графических схем

Графический диктант

Составить схемы предложений

97

16.05

Контрольный тест за курс 8 класса.

Урок контроля

Все изученное в 8 классе

Усвоить все теоретические знания по теме, уметь использовать их на практике

Повторить правило

98

21.05

Анализ теста. Выделение запятыми уточняющих членов предложения.

Комбинированный.

Уметь   интонационно   выразительно читать предложения с обращениями,  вводными, словами   и   вставными   конструкциями,   объяснять   постановку знаков препинания

Словарно-орфографическая работа

Фронтальный опрос

тест

99

22.05

Знаки препинания при вводных словах.

Практикум.

Использование        вводных слов   как   средство   связи предложений.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Уметь использовать вводные слова как средства усиления выразительности речи, выделять на письме знаками препинания

Работа над правилами орфоэпии

Карточки

Упр.471

100

23.05

Знаки препинания при обращениях.

Практикум.

Знаки препинания в предложениях с обращениями. Наблюдение за употреблением   обращений   в   разговорной речи, языке художественной литературы

Уметь определять грамматические функции обращения, пунктуационно оформлять их на письме, использовать   обращения   как средство выразительности

Словарно-орфографическая работа

Индивидуальный опрос

Упр.479

101

28.05

Правильно ли мы говорим по-русски? (правила орфоэпии) РК История и духовная жизнь казачества через призму языка.

Комбинированный

Правила орфоэпии, особенности произношения в нашем регионе, отражение в языке культуры казачества.

Уметь выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить анализ речи носителей языка.

Отработка грамматических правил

Тест

Упр.482

102

29.05

Итоговый урок.

Урок-лекция

Знать и понимать основные изученные правила и применять их на практике

Роль языка в жизни общества

Фронтальный опрс

Уроки, включающие в себя региональный компонент.

1

Русский язык – родной язык. РК Языковой портрет жителей района.

3

Повторение лексики. РК Диалектная среда моего района

30

РР Определение понятия. РК  Духовная культура казачества.

35

РР Микротема и микротекст (РК Работа с текстом ставропольского писателя).

40

РР Цепная и параллельная связь предложений в тексте. РК История Изобильненского района.

43

Неопределённо-личные предложения. РК Пословицы и поговорки в языке казачества.

48

Назывные предложения.  РК Имена собственные как памятники истории и культуры народа.

90

Роль обращения в речи. РК  Фольклор жителей Ставропольского края.

91

Особенности слов-предложений. РК Язык и быт казачьей станицы

101

Правильно ли мы говорим по-русски? (правила орфоэпии) РК История и духовная жизнь казачества через призму языка.


Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.

Уметь: речевая деятельность:

 аудирование:

  1. дифференцировать главную и   второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
  2. фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
  3. определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
  4. рецензировать устный ответ учащегося;
  5. задавать вопросы по прослушанному тексту;
  6. отвечать на вопросы по содержанию текста;
  7. слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

  1. используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
  2. при необходимости переходить на изучающее чтение;
  3. читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

  1. пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
  2. вести репортаж о школьной жизни;
  3. строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
  4. создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
  5. составлять инструкции по применению того или иного правила;
  6. принимать участие в диалогах различных видов;
  7. адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

  1. пересказывать фрагмент прослушанного текста;
  2. пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
  3. создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
  4. писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
  5. составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

  1. находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
  2. распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

  1. правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
  2. оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  1. разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
  2. разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
  3. пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

  1. разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
  2. пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
  3. оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
  4. находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  1. распознавать части речи и их формы;
  2. соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
  3. опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

•применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

  1. опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
  1. различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
  2.  правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
  3. правильно строить предложения с обособленными членами;
  4. проводить интонационный анализ простого предложения;
  5. выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
  6. проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
  7. использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  8. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3  четверть

4 четверть

Год

Итого

Кол-во

План. дата

Кол-во

План. дата

Кол-во

План.

дата

Кол-во

План.

дата

Административный контроль ЗУНов

Количество плановых контрольных  диктантов

1

20.09.11

1

6.12.11

2

8.02.12

4.04.12

4

4

Количество плановых контрольных  тестов

1

17.01.12

1

16.05.12

2

2

Количество плановых контр.   изложений

1

20.12.11

1

23.04.12

2

2

Количество плановых контр. сочинений

1

4.10.11

1

27.02.12

2

2

      Средства обучения:

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации, диски, дидактические материалы, учебники, сборники тестов.

Литература:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.7, 9, 32)  
  1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. 2004 г.
  2. Программа по русскому языку. 5 – 9 классы, авторы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина и др. – М.: Дрофа, 2010 г.
  1. Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 1988.
  2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000.
  3. Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004.
  4. Бабайцева В. В., БеднарскаяЛ. Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. — М., 2003.
  5. Бабайцева В. В., Сальникова О. А. Русский язык. Тренинг по орфографии. — М., 2004.
  6. Валгина Н. С. Современный русский язык. Пунктуация. — М., 1999.
  7. Валгина Н. С. Теория текста. — М., 2003.
  8. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа...— М., 1993.
  9. Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987.
  10. Гран и к Г. Г., Бондаренко СМ., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.
  11. ГраникГ. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
  12. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников 5—8 классов. — М., 2001.
  13. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. — М., 1994.
  14. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.
  15. Львова СИ. Там, где кончается слово... — М., 1991.
  16. Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.
  17. Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
  18. Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
  19. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1988.
  20. Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.
  21. Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
  22. Скобликова Е.С Обобщающая работа по орфографии. — М., 2005.
  23. Смелкова 3. С. Деловой человек: культура речевого общения. — М., 1997.
  24. С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа русский язык 6 класс

Планирование составлено учителем русского языка и литературы  МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной,   на основе рабочей программы  2 вида по русскому языку, утвержденной 30...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК (УМК «Школа 2100») 8 Б класс

составлено на основе  Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 («Школа 2100»под ред.Р.Бунеева и Е.Бунеевой)– М.: БАЛАСС, 2010; Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫ...

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...