конспект урока "Двусоставные и односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку на тему

Кастерина Татьяна Ивановна

В разработке представлены все части урока: объяснение, закрепление, контроль. Учащиеся на примере художественных текстов учатся видеть двусоставные и односоставные предложения, указывать тип предложений с одним главным членом, определяя грамматические признаки сказуемых.Объяснение проходит путем составления алгоритма. Контроль представлен в виде теста, что позволяет быстро проверить усвоенный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_odnos.pred_.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Двусоставные и односоставные предложения.

Цели:

  1. умение находить в тексте двусоставные и односоставные предложения;
  2. развитие речевых навыков;
  3. воспитание эстетического вкуса.

Задачи:

  1. углубить знания о типах односоставных предложений;
  2. уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;
  3. составить алгоритм действия для определения типа односоставного предложения;
  4. повысить культурный уровень через обращение к образцовым текстам  художников слова.

Оборудование: учебник Русский язык 10-11 кл. Н.Г.Гольцова, «Русское слово», М, 2008; полоски бумаги с напечатанными предложениями, карточки для составления алгоритма «Классификация односоставных предложений», сборники стихотворений А.С.Пушкина, тест.


Ход урока:


1. Мы с вами, ребята, продолжаем повторять сведения о  предложениях. Вспомните, что мы называем предложением?

(Предложение – это слова, связанные по смыслу и грамматически. Предложение имеет смысловую и интонационную завершенность).

- На сегодняшнем уроке мы поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.

      Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое кроткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай).

- Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

(Они не просто самые короткие, у них нет одного главного члена предложения).

- Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член предложения.

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

2. Исследовательская работа в группах.
Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги. Внимательно рассмотрите эти предложения. Определите вид каждого предложения по наличию главных членов.

 Я умею читать книги.
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Ночь тёмная.

3. Составление алгоритма.


Односоставные предложения

                                                                     

Определенно- личные                                                                   Назывные (И.п.)

   (1 , 2 лицо, ед. и мн.ч.)

                                                                                     

                                                                                     

                      Неопределенно- личные

                           (3лицо мн.ч.)

Обобщенно- личные

(2лицо, ед. и мн.ч.)

                                   Безличные

            (гл.ср.р., кат.состояния, инфинитив,

           слово нет, слова нужно, надо,  необходимо)

4. Упр. 341. (в устной форме)

- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными (1-5 пр.)

5. Ребята, перед вами лежат сборники стихотворений А.С.Пушкина.   Прочитайте знакомое вам с детства стихотворение  «Няне», выполнив лингвистический анализ.

  1. Укажите тип односоставных предложений, определяя грамматические признаки главных членов.

Подруга дней моих суровых,
Г
олубка дряхлая моя!
Одна в глуш
и лесов сосновых
Д
авно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном св
оей светлицы
Г
орюешь, будто на часах,
И медл
ят поминутно спицы
В тв
оих наморщенных руках.
Гл
ядишь в забытые вороты
На ч
ерный отдаленный путь:
Тоска,
предчувствия, заботы
Т
еснят твою всечасно грудь.
То чуд
ится тебе...

  1. Назовите орфограммы, которые вам встретились в тексте, объясняя правописание слов.
  2. Какое значение в поэтическом тексте имеет слово всечасно? (ежечасно (устар. нареч.))

6. Вспоминаем книги.

ЗАДАНИЕ: перечислите названия произведений, состоящие из назывных предложений, в которых встречаются числительные. (ОТВЕТ: «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна, «Первые радости» К.Федина, «Два капитана» В.Каверина, «Три сестры» А.Чехова, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина).

7. Тест (прилагается).

Итог урока: На сегодняшнем уроке мы говорили о двусоставных и односоставных предложениях, их различии. На примере поэтических текстов заметили, что односоставные предложения очень часто встречаются в текстах художественной литературы, т.к. они придают  яркость речи.

сказуемое

подлежащее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Конспект урока "Виды односоставных предложений"

Конспект урока "Виды односоставных предложений"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".

Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...