Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
статья по русскому языку по теме

Фатеева Галина Александровна

 

 

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИ

ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Словарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-теме обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от умения учителя правильно организовать занятия по изуче-нию новых слов и словосочетаний. При объяснении трудных слов необходимо учитывать те закономерности, которые обусловили происхождение слова.

    Применение этимологического анализа необходимо в современной школе. В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением. Школьный учебник не разъясняет их правописа-ние, ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень слов, что вызывает    значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их много-численности  , во-вторых, известно, что механическое запоминание без понима-ния и осмысления является самой трудной формой  получения знаний. Такое обучение не является интересным.

    Для того, чтобы обучение, в том числе русскому языку, было успешным, нужно учитывать при обучении психологического развития детей школьного возраста: мышления, воображения, памяти, внимания, особенности развития речи. Этимологический анализ позволяет привить интерес к урокам русского языка, путем занимательных упражнений, развить языковое чутье, расширять кругозор, сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика. Ребенок будет легче и уверенней употреблять слово в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания. С работы над словом начинается формирование связной речи. От качества работы учителя на данном этапе будет зависеть дальнейшая судьба слова: войдет ли оно в активный словарь учащегося или останется в пассивном запасе.

    Этимология - это раздел науки о языке, изучающий происхождение слов. Этимология (от греч. « etymon» - истинное значение слова и «logos» - учение). Выясняя происхождения слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук – истории, археологии, этнографии. Комплекс собственно лингвистических сведений о слове, исторических и культурных сведений о называемой им вещи позволяет строить более и менее правдоподоб-ные гипотезы о происхождении слова не только в русском языке, но и в других   языках.

Беспроверочное  написание является одним из трудных разделов методики обучения орфографии. Словарные слова обычно заучиваются учащимися механически, а значит, не осознанно, что вызывает много трудностей, т.к. в начальной школе дается большое количество слов для запоминания, которые являются непроверяемыми. Практика показывает, что большинство словар-ных слов может быть проверено на основе языка-источника. Такую проверку можно организовать с помощью этимологического анализа слова, в упрощен-ном и сокращенном виде – этимологическая справка.

    Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, об его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его со-временное написание. Т.о. этимологический анализ обеспечивает осмыслен-ность слова, повышает правильность и точность запоминания непроверяемых написаний. Например, слово мешок произошло от слова мех, столица от сло-ва стол. Вообще, этимологический анализ обогащает словарь учеников, он служит важным средством объяснения непонятных слов и тем самым объяс-няет написание слов.

    Изменить навыки правописания непроверяемых  и трудных слов можно в несколько этапов:

1.     Методисты советуют заучивать за один раз правописание не отдельных лексем, а групп этимологически родственных слов, обычно не более 5-6.

2.     При объяснении и проверке целесообразнее обращать внимание учени-ков не только на формальное сходство слов, но и на семантическую связь между ними( общую сему, т.е. элемент лексического значения).

3.     В первую очередь предъявлять наиболее простое с точки зрения орфографии слово, которое станет проверочным для других. Остальных участников «этимологической команды» располагать в соответствии с понятными для школьников словообразовательными и семантическими связями.

4.      Не упускать случаи для сообщения занимательных сведений по этимологии изучаемых слов.

    На уроке это может быть так. Предварительная запись на доске: колея и кольчуга; колесо и кольцо. Учитель кратко объясняет связь этих слов с древнерусским существительным коло на морфемном и семантичес-ком уровне «круг», проводит современное толкование сложных  для понимания слов колесо, колея( «глубокий след от колеса»), кольцо, кольчуга(«старинная воинская защитная одежда в виде рубахи из металлических колец»). Около, околыш(«плотный цветной ободок, каемка вокруг фуражки»), околица («место вокруг деревни, окружа-ющая местность»), окольный (окружной, непрямой»). Сюда же можно включить родственное слово колобок («небольшой круглый хлеб»).

    Ученики находят общее значение корня во всех словах, переписывают в тетрадь данное этимологическое гнездо, ставят ударение. После этого целесообразно обратить внимание на слова околыш, околица, окольный. В них проверяемая гласная находится в сильной позиции. Легко можно проверить орфограмму в приставке, так как корень -коло-, перед ним находится приставка  -о-, потому что приставки –а в русском языке не бывает, кроме заимствованных слов.

    Можно также на уроке обратиться к художественным текстам, которые иллюстрируют поэтический прием этимологизации:

Начальный смысл мы ищем в каждом слове.

Велит нам жито жаждой жить…(Н. Рыленков)

«Манилов никак не хотел выпускать руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо, что тот уже не знал, как ее выручить».(Н. Гоголь)

    Или заинтересовать учеников неожиданным вопросом: какая может быть связь между компотом и композитором? Оба слова имеют тот же этимологический корень, что и латинский глагол ponere («класть, ставить»). Более того, и этимологическая приставка у них абсолютно одинаковая: тоже латинская приставка ком-, синонимичная русской со- в словах сотрудник, сочувствие. Композитор буквально значит «составитель, сочинитель», а компот – «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод).Этимологическими родственными композитору  и компоту (причем и со стороны корня, и со стороны приставки) являются также композиция (буквально «состав»,  компонент  («составная часть чего-либо»), компоновка(«составление целого из частей»), компоновать.

    Использование этимологического анализа  слов на уроке русского языка повышает интерес учащихся к предмету. Этимология не только сообщает массу удивительных фактов об обычных на первый взгляд словах, но и дает возможность проверить безударные гласные в сложных и серьезных словах, которые являются «непроверяемыми».

 

 

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"

Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно  я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности

В данной работе даны рекомендации по применению этимологического анализа на уроках русского языка для развития орфографической грамотности....

Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости

Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство восп...

Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости

Данное тематическое планирование составлено по программе Быстровой Е.А., рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)....

Восстановление и развитие учебных навыков учащихся через применение наглядных пособий и перевода математических задач в практическую плоскость.

Методы позволяющие продуктивно решать одну из важнейших проблем преподавания математики в вечерних (сменных) школах и ликвидировать пробелы в знаниях учеников по различным разделам школ...