Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости
статья по русскому языку (8 класс) по теме

Краснова Оксана Евгеньевна

Данное тематическое планирование составлено по программе Быстровой Е.А., рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_8_bystrova.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  к учебнику Быстровой Е.А. 8 класс

п/п

№ урока в теме

Тема урока

Изучаемые вопросы

Оборудование (экспериментов, лабораторных, практических, опытов)

Примечание

1

1

Функции русского языка в современном мире

Знакомство с учебником; раскрытие ценности русского языка и его места в кругу славянских языков

Беседа,

работа с книгой

РЕЧЬ

2

1

Р.Р. Текст и его признаки средства связи предложений в тексте

Что такое текст, его признаки, средства связи

3

2

Р.Р. Типы речи

Знакомство с типами речи,их разновидность

4

3

Р.Р. Стили речи

Стили речи, их разновидность

5

4

Р.Р .Разговорный язык, его жанры

Особенности разговорного стиля

6

5

Р.Р. Научный стиль речи ,его жанры

Особенности научного стиля

ИКТ

7

6

Р.Р. Отзыв. Рецензия. Написать рецензию на книгу,спектакль или кинофильм (упр.№58)

Создавать письменные высказывания. Работа над рецензией (д/з)

8

7

Р.Р. Официально-деловой стиль речи

Знакомство с жанрами стиля

9

8

Р.Р .Публицистический стиль речи

Особенности стиля

ИКТ

10

9

Р.Р. Жанры публичистического стиля

Знакомство с жанрами

11

10

Р.Р .Сочинение об экологических проблемах вашего края

Написание сочинения

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (6 часов)

12

1

Принципы русской орфографии.

Правописание частей речи

Урок повторения

13

2

Морфология

Правописание частей речи

14

3

Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Урок повторения

15

4

Морфология.  Глагол

Правописание глаголов

CD Кирилла и Мефодия

16

5

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Трудности при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

17

6

Контрольный диктант № 1

Систематизация знаний, контроль.

Проверка знаний

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 часов +1р/р)

18

1

Синтаксис как раздел грамматики

Углубление представлений о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; основные единицы синтаксиса.

Урок усвоения новых знаний

19

2

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

С/с как единица синтаксиса; грамматические средства связи в с/с; главное и зависимое слово в с/с; виды с/с.

CDКирилла и Мефодия

20

3

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

CDКирилла и Мефодия

21

4

Р.Р.Сочинение по упр.№135

Работа над сочинением

22

5

Синтаксический разбор словосочетаний.

План синтаксического  разбора словосочетаний.

Проблемные задания

23

6

Предложение. Основные признаки предложения. Грамматическая основа.

Строение предложения

24

7

Интонация. Логическое ударение

Строение предложения, виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды простого предложения (двусоставные и односоставные).

CD Кирилла и Мефодия

25

8

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Предложения в соответствии с коммуникативной задачей

Проблемные задания

Интонационный диктант

ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.(15ч.)

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6+2 р/р).

26

1

Главные члены предложения. Подлежащее.

Главные члены предложения; подлежащее и способы его выражения.

Беседа, опорные схемы

27

2

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Сказуемое, его основные типы. Понятие простое глагольное сказуемое.

28

3

Составное глагольное сказуемое.

Понятие составное сказуемое.

таблица

29

4

Составное именное сказуемое.

Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного.

Опорн.

схемы.

30-31

5-6

Р/Р Изложение с элементами сочинения-рассуждения.

Определение темы, идеи, составление плана, написание изложения.

32

7

Тире между подлежащим и сказуемым.

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Тестирование

33

8

Контрольный диктант № 2

Систематизация знаний, контроль.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7ч.)

Предложения распространённые и нераспространённые ,полные и неполные (2ч.)

34

1

Роль второстепенных членов в предложении.

Понятие второстепенные члены предложения.

CD Кирилла и Мефодия

35

2

Определение.

Согласованные и несогласованные определения, способы их выражения.

36

3

Приложение. Знаки препинания при нём.

Приложение как разновидность определения.

37

4

Дополнение. Виды дополнеий

Прямое и косвенное дополнение

38-39

5-6

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Понятие обстоятельств

40

7

Порядок слов в предложении

Прямой и обратный порядок слов в предложении

41-42

8-9

Предложения распространённые и нерас пространённы, полные и неполные

Особенности полных и неполных предложений

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8+2 р/р).

43

1

Виды односоставных предложений

Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными.

CD Кирилла и Мефодия

44-45

2-3

Р.Р Сочинение-описание (упр.№5)

Работа над сочинением-описанием по репродукции одной из картин

Репродукции картин

46

4

Определённо-личные предложения.

Типы односоставных предложений. Определённо-личные предложения.

47

5

Неопределённо-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения.

48

6

Обобщённо-личные предложения

Особенности обобщённо-личных предложений

49-50

7-8

Безличные предложения.

Знакомство с безличными предложениями; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях.

51

9

Назывные предложения.

Типы односоставных предложений. Назывные предложения.

52

10

Административное тестирование по теме «Односоставные предложения»

Контроль знаний

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОСЛОЖНЁННОЙ СТРУКТУРЫ(42Ч.)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13+1 р/р).

53

1

Понятие об осложнённом предложении.

Осложнённое предложение.

54

2

Понятие об однородных членах предложения.

Использование предложений с однородными членами в текстах и речи.

55

3

Однородные и неоднородные определения.

Различие однородных и неоднородных  определений, оформление их пунктуационно.

Работа с текстами худ.произведений, проб. задания

56

4

Однородные и неоднородные определения.

Различие однородных и неоднородных  определений, оформление их пунктуационно.

Работа с текстами худ.произведений, проб. задания

57-58-59

5-6-7

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Сочинительные союзы и знаки препинания при них.

60

8

Р.Р Сочинение-рассуждение (по упр.№80)

Работа над сочинением

Текст упр.№80

61-62

9-10

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

63

11

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

План синтаксического и пунктуационного разбора.

64

12

Повторение по теме: Предложения с однородными членами».

Систематизация знаний по теме.

Тест

65

13

Контрольный диктант

Систематизация знаний, контроль.

66

14

Работа над ошибками.

Анализ диктанта. Ликвидация пробелов.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18+2 р/р).

67

1

Понятие об обособлении.

Обособленные члены предложения, их роль в речи.

Опор.схемы.

Интеграция с уроками литературы: примеры обособления из худ.литературы

68

2

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Общие условия обособления определений.

Таблицы

69-70

3-4

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Общие правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений.

71

5

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений.

Правила обособления определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений.

72-73

6-7

Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.

Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение.

74-75

8-9

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Правила обособления приложений.

Табдицы

76

10

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.

Систематизировать знания о постановке знаков препинания при союзе как.

77-78

11-12

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов.

Таблицы

79

13

Обособленные дополнения

Условие обособления дополнений

80-81

14-15

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Понятие об уточняющих членах предложения.

82

16

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными  членами.

Планы разборов.

83

17

Повторение по теме: “Предложения с обособленными членами».

Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного.

84

18

Административное тестирование по теме «Обособленные члены предложения»

Систематизация знаний, контроль.

85

19

Контрольный диктант № 5 по теме: «Обособленные члены предложения».

Систематизация знаний, контроль.

86

20

Анализ диктанта, работа над ошибками.

Анализ диктанта. Ликвидация пробелов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И ВСТАВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ (8+2р.р)

87-88

1-2

Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них.

Группы вводных конструкций по значению

Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Группы вводных слов.

89-90

3-4

Вводные предложения, знаки препинания при них

Вводные предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

91-92

5-6

Р/Р Сочинение-рассуждение публицистического характера

Публицистический текст, его особенности.

93-94

7-8

Обращение и знаки препинания при нём

Выделительные знаки препинания при обращении

95

9

Синтаксический разбор простого предложения

Образец разбора

96

10

Итоговый контрольный диктант (административный)

Проверка знаний

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (5+1 р/р)

97

1

Синтаксис и морфология.

Первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.

Тестирование

98

2

Р/Р Итоговое изложение

Комплексный анализ текста.

99

3

Синтаксис и пунктуация.

Систематизация знаний изученных языковых явлений.

100

4

Синтаксис и культура речи..

Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный.

Работа со словарём редакт.текста

101

5

Синтаксис и орфография.

Связь синтаксиса и орфографии.

102

6

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости

В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это ...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости

Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство восп...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Статья "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся".

Статья посвящена возможностям использования различных художественных текстов на уроках русского языка. Обращение к произведениям русской литературы играет важную роль в формировании не только лингвист...

Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)

Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в ...