Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Берсенева Юлия Михайловна

Рабочая программа по русскому языку по учебнику "Хлебинская Г.Ф. Русский язык.10 класс (базовый и профильный уровни).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmy.zip41.87 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                                           Согласовано:                                                   Рассмотрено на заседании

Директор МОУ СОШ № 63                                                Заместитель директора                                    МО учителей русского                            

Постнова В.Л.                                                                        по УВР                                                             языка и литературы                      

                                                                                                                                                                           Протокол №     от                

                                                                                                                                                                           Руководитель МО:

                                                                            Рабочая программа                             

                                                                       на 2012—2013 учебный год

Предмет      Русский язык      

Класс          10 А

Учитель      Берсенёва Юлия Михайловна

Педагогический стаж     5 лет 

Квалификационная категория     вторая

 

Наименование программы: Программа для  общеобразовательных учреждений, среднее (полное ) образование (профильный уровень). Русский язык. 10-11классы.   Хлебинская  Г.Ф.   М.: ОЛМА  -Учебник Медиа Групп, 2010. – 64с.

Учебник :  Русский язык.   10 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений.  Рекомендовано.  Хлебинская Г.Ф.  Рекомендовано МО и НРФ.   М: «ОЛМА Медиа Групп»,  2011.

Количество часов за год - 34,  в неделю - 1 .


                                                                                  Пояснительная записка

          Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков, а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного   р а з в и т и я   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне

  1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  2. дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  3. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  4. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10 классе по данной программе сводятся к следующему:

 -  дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

-   закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-  совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

-  развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

 В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). 

К концу 10 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  1. по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
  2. по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
  3. по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
  4. по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
  5. по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
  6. по синтаксису: различать изученные виды изученные в 8-9 классах простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
  7. по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных в 8-9 классах случаях.
  8. извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
  9. по развитию речи: составлять план текста, определять его тип и стиль. Выделение в тексте ключевых слов. Формулировать проблему текста. Отбирать лексические и грамматические средства для связной передачи информации. Употреблять в устной и письменной речи выразительных средств. Разделять информацию на главную и второстепенную, делить текст на абзацы, выделять ключевые слова. Излагать свою точку зрения, аргументировать ее. Отбирать фактический материал для аргументации ответа. Анализировать текст любого стиля речи. Создавать собственное высказывание с доказательствами и примерами, доказывающими свою точку зрения.

Литература для учителя.

  1. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
  5. ЕГЭ-2009. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2009.
  6. Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
  7. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
  8. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
  9. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
  10. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
  11. Пучкова Л.. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М., изд. «Экзамен», 2010.
  12. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
  13. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
  14. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
  15. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
  16. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005
  17. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
  18. Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
  19. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., 2004


                                                          Календарно – тематическое планирование

 

Содержание

Количество часов

сроки

Ожидаемый результат

Нестандартные методы

1.

Русский язык и русистика.

1

Знать развитие русского языка

Лекция-беседа ИКТ

2.

Общие сведения о языке и речи. Культура речи.

4

3

Предмет и задачи языкознания. Структура, разделы.

1

Знать основные понятия раздела

4

Язык и речь. Культура речи.

1

5

Входное контрольное тестирование и его анализ

1

Контроль знаний

6

Повторение. Практическая работа  по теме «Типы норм литературного языка»

1

7

Текст. Стили и жанры

9

Контроль знаний

8.

Текст. Микротема. Типы связи между предложениями

1

Систематизация знаний и умений

9

Понятие о функциональных стилях. Порядок стилистического анализа.

1

10.

Научный стиль. Доклад и реферат как жанры научного стиля. Стилистический анализ научного текста.

1

Систематизация знаний по научному стилю

Работа в парах

11

Официально-деловой стиль. Функция, сфера общения, разновидности

1

Систематизация знаний по офи

циальн.дел.ст.

12

Публицистический стиль. Языковые особенности.

Жанры. Публицистический анализ.

1

Систематизация знаний по научному стилю

13

Разговорный стиль. Сфера общения. Жанры.

1

Систематизация знаний .

Урок-практикум

14

Сочинение по прочитанному тексту

2

15.

Контрольная работа

1

Контроль знаний

Лексика. Фразеология. Лексикография

6

16

Слово. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы.

1

Сформировать навыки эффективной коммуникации

17

Исконно русские и заимствованные слова

1

18

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.

1


Работа в режиме проектной деятельности

19.

Фразеологизмы

1

20.

Изобразительно-выразительные средства

1

Работа в группах

21.

Контрольная работа

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

4

22.

Звуковой состав русского языка. Звуки и буквы. Алфавит.

1

Овладение нормами звукового состава

23.

Слог. Ударение. Интонация.

1

Совершенствовать

нормы произношения

24.

Изобразительно-выразительные средства фонетики

1

25

Тестирование

1

Морфемика и словообразовательный разбор

3

26.

Корневая морфема и основа.

1

27.

Словообразующие и формообразующие  суффиксы

1

28.

Способы образования слов

1

Овладеть нормами анализа

Орфография

7

29.

Правописание чередующихся гласных в корне, непроизносимые, удвоенные согласные в корне.

1

Уметь принимать на практике орф. нормы

30

Правописание приставок, букв Ы, И после приставок

1

31

Употребление Ь, Ъ знаков

1

32

Употребление букв  Э, Е, Ё и  буквосочетания Й

1

33

Прописная и строчная буквы. Правила переноса

1

34

Контрольная работа и её анализ

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....