Формы и приемы организации деятельности учащихся при подготовке к ГИА на уроках русского языка"
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Макарова Маргарита Викторовна

В докладе представлены небольшие находки, которые помогают при подготовке к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_makarovoy_m.v.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада:

«Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ГИА на уроках русского языка».

                       

 

 

 Докладчик: Макарова Маргарита Викторовна,

учитель 2 квалификационной категории

 МБОУ «СОШ № 2»,

педагогический стаж 7 лет.

Альметьевск, 2012 год.


                                                                                           

 В этой работе мне хотелось бы обратить внимание на проблему, с которой сталкиваются многие учителя старших классов массовых школ. Она связана с тем, что в настоящее время достаточно большое число выпускников имеет трудности в усвоении русского языка.  

       Как же сделать так, чтобы все   ученики успешно окончили   школу?

       Подразумевается, что старшеклассники хорошо знакомы с основным курсом русского языка, поэтому в школах времени на повторение изученного в 5-8 классах отводится очень мало. Однако практика показывает, что именно этот материал и даже материал, и изучаемый в начальной школе,  является наиболее сложным для проблемных учеников. Не говоря уже о теории, знание которой также необходимо для успешной сдачи экзамена…

        Что же делать? Надо, прежде всего,  отграничить этих детей от основной массы школьников, так как в занятиях с неуспевающими  должны использоваться другие методики. Дело в том, что готовиться вместе с классом к выпускным экзаменам они не в состоянии: слишком велики пробелы в знаниях. При выполнении того или иного задания они просто не понимают, что от них требуется. Если обычному, среднестатистическому школьнику достаточно повторить тему, какое-либо правило, отработать сложные случаи, и он с легкостью выполнит любое типичное задание, так как сразу «видит» все подводные камни, то слабым ученикам приходится объяснять пройденный материал заново и подчас не один раз.

       Провожу занятия с такими детьми   в небольших группах по 2-3 человека. В них собраны школьники, имеющие одинаковые проблемы, допускающие во многих случаях одни и те же ошибки. Кроме того, темы, которые являются для слабого ребенка наиболее трудными и которые он не может усвоить в группе, прорабатываются с ним на индивидуальных занятиях, что дает хороший результат.

       Назовем темы, в которых проблемные старшеклассники допускают наибольшее количество ошибок:

       ● Н, НН в разных частях речи;

       ● НЕ с разными частями речи;

       ● правописание омонимичных частей речи;

       ● обособленные члены предложения;

       ● орфограммы в глаголах;

       ● О - Ё после шипящих;

       ● орфограммы в приставках;

       ● безударные гласные в корне, проверяемые и не проверяемые ударением; корни с  чередованием гласных.        

              Методика работы с детьми, имеющими проблемы в обучении русскому языку, предусматривает более детальное повторение, а во многих случаях изучение заново материала, в котором имеются пробелы. Предполагается использование большего количества наглядных материалов, тренировочных упражнений. Иногда при повторении сложной темы приходится использовать более облегченные варианты, нежели те,  которые обычно дают в выпускных классах, что связано с особенностями данного контингента учащихся: многие не воспринимают   сложный лексический материал, поэтому сначала приходится использовать простые вещи, и только потом переходить к более сложным. Иногда даже приходится вспоминать правила-рифмовки, используемые в начальной школе, например, при запоминании глаголов-исключений:

                                          Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Или правописание букв О-Ё после шипящих:

                                           В безударном положенье

О пиши ты без сомненья:

Шоколад, шоссе, шофер,

Пончо, шовинизм, жонглёр,

Шотландка, ранчо, креп-жоржет,

Добавь жокей. Ошибок нет!

Прежде всего, надо понять, почему тот или иной ученик допускает ошибки, а потом работать над темой, которая не была усвоена.

  Целью таких занятий является обобщение и систематизация знаний по конкретным темам, закрепление и углубление лингвистических знаний и умений применять их на практике, также ознакомление с содержанием и типами заданий ГИА по русскому языку, разбор заданий.

              Экзаменационная работа состоит из трех частей  (A, B и С)  и включает в себя разные виды заданий: А – задания с выбором ответа, В -  задания с кратким ответом,  С – задания с развернутым ответом. Однако подготовку к  ГИА  советую проводить не от А1 к С1, а в соответствии с логикой языка. Поэтому повторение и систематизацию начинаем с темы «Фонетика. Орфоэпия», так как многие правила русского языка связаны именно с этими разделами лингвистики.

  Но часто детям с трудностями в обучении  бывает нелегко  воспользоваться правилом, и тогда необходима инструкция по его применению. Это может быть рисунок, таблица, опорная схема или алгоритм – так дети лучше запоминают материал. Алгоритм – это схема, модель мыслительных операций, при которой,  применяя ряд последовательных действий в нужном порядке, мы приходим к правильному результату. Конечно,  работа с алгоритмом требует определенного навыка, но на приобретение этого навыка не надо жалеть времени, оно обязательно окупится.

Школьников смущают и утомляют не поддающиеся никаким правилам словарные слова, конечно, их надо учить, но почему не сделать это интересно? На уроках составляем интересные тексты и пишем словарные диктанты один раз в неделю:

В преддверии турнира по теннису корреспондент сидел за колонной на террасе, с аппетитом пил кофе и рисовал карикатуры на знакомых коммерсантов.

На дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввишна под аккомпанемент виолончели потчевала отставного асессора Аполлона Филипповича винегретом и яствами.

   Несколько слов о том, как проводятся занятия.  Могут быть использованы все традиционные виды упражнений, проводимых на уроках. Однако это не должно быть сугубо выполнение тестового задания, хотя ученики в большинстве случаев стремятся выполнять такого рода упражнения, забывая о том, что сначала необходимо заполнить те пробелы в знаниях, без которых механическое выполнение тестов будет только пустой тратой времени.

      Часть занятий может быть посвящена повторению или объяснению нового материала, в котором школьники допускают наибольшее количество ошибок.

      Обращаю ваше внимание на то, что не должно быть «диктовки ради диктовки». Отрабатываем только одну тему, одно правило. Ошибки на другие правила, другие темы исправляем без особых комментариев, иначе на ученика хлынет такой поток информации, с которой он не в силах будет справиться.

     После прочного усвоения учеником какой-либо темы стараемся довести это знание до полного автоматизма. Это достигается как путем ознакомления ребенка с многочисленными конкретными примерами, так и путем самостоятельного выполнения им достаточно большого количества соответствующих заданий (в том числе и заданий тестового характера).

     Заключительный этап работы над темой – зачет, контрольная работа, диктант, тестовое задание, сходные с заданиями ГИА и ЕГЭ. И только потом переходим к следующей теме.

    И в заключение некоторые рекомендации психологического характера. Старшеклассники – это большие дети,  и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди,  которые помогут  им справиться с трудностями, - это  их учителя и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка

ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства.Мало самому знать свой предмет и помнить что-то, что было когда-то выучено по методике и дидактике.Важн...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языкаВ современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка

В современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток на выбор методов, форм и средств организации учебно-познавательной деятельности....