Рабочая программа по русскому языку 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Глушенко Елена Николаевна

Рабочая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabochaya_programma_5_kl._buneev.docx104.17 КБ

Предварительный просмотр:

Ставропольский край Буденновский район с. Орловка

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

_________ Батаева Е.В.

Протокол № ___ от «___» ___ 2011 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы

по УВР МОУ СОШ № 14

с. Орловки

________ Иванова В.И.

«___» __________2011г

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ № 14

с. Орловки

_______ Степанченко М.В.

Приказ № _______

 от «___» ________2011г.

Рабочая программа педагога

                Глушенко Елены Николаевны                

(Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)

     учителя русского языка и литературы  II квалификационной категории                

             по русскому языку                

 (наименование учебного предмета \ курса)

                5а класс                

(ступень образования  \ класс)
 базовый

(уровень)

принята на заседании

педагогического совета

протокол №  1  от

« 30 » августа  2011 г

2011-2012 учебный год

№ урока

Форма контроля

Раздел, тема урока

Количество часов

Дополнительная литература

Использование ИКТ

Дата

план

факт

Введение (2 ч)

РР

Язык как средство общения. Нужно ли изучать родной язык?. Р/р. Повторение признаков текста. Типы речи. Устный рассказ на предложенную тему. (упр.3)

1

Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова. Методические рекомендации. 5 класс.Урок1

1

02.09.

2011

Роль родного языка в духовной жизни человека. Красота  и богатство русского языка.

1

Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова. Методические рекомендации. 5 класс.Урок2

2

03.09.

2011

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

(ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ КУРСА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ) (82ч)

Слово и его звуковая оболочка (15 ч)

РР

Звуки языка. Гласные и согласные звуки. В.К.Тредиаковский- исследователь русского произношения. (§1)

Р/р. План текста (упр. 14)

1

3

Звук и буква. Двойная роль букв е,ё,ю,я (§2)

1

5

РР

Звук и слог. (§3) Правила переноса слов. Фонетический разбор слова.

 Р/р. Учебно-научный текст. (упр.29)

1

6

В.к.

Входной контроль

1

7

Орфограмма. Опознавательный признак орфограммы. Проверяемые согласные в корне слова. (§4)

1

8

Проверяемые, непроверяемые и  непроизносимые согласные в корне слова.

1

9

РР , РР

К.изл.1

Р/р. Описание. Подробное изложение текста- описания (упр. 43-44).

2

10

12

Условия выбора орфограммы. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме. Разделительные ь и ъ.

1

13

РР Соч.1

Р/р .Текст-описание. Сочинение- описание по личным впечатлениям. (упр. 49-50)

1

14

Нормы произношения звуков речи. (§5)

1

15

Буквы о, ё после шипящих в корне слова. (§6)

1

16


Развитие  орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.

1

17

РР К.соч.1

Р/р. Сочинение-описание пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень». (упр. 68)

1

19

П.р.

Проверочная работа

1

20

Слово и его лексическое значение (28 ч)21

Лексика. Лексическое значение слова. (§7)

1

21

Способы толкования лексического значения слова. В.И. Даль – составитель толкового словаря.

1

22

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

1

23

Многозначные слова и омонимы.

1

24

Синонимы. Словарь синонимов. (§8)

1

26

Антонимы. Словарь антонимов. (§9)

1

27

Морфема - значимая часть слова. (§10)

1

28

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. (§11)

1

29

Правописание чередующихся гласных в корне слова. Буквы а-о в корне –лаг- - -лож-. (§12)

1

30

Буквы а-о в корне –раст-(-ращ-)- -рос-

1

1

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы

1

3

РР

Буквы а-о в корне –гар- - -гор-.

Р/р. Свободный диктант (упр. 139)

2

4

5

Буквы а-о в корне  -зар- - -зор-.

2

6

7

РР

Р/р. Свободный диктант (упр. 145)

1

8

Значение приставок. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з(-с). (§13)

1

10

Буквы е, и в приставках пре- и при- (§14)

1

11

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.

2

12

13

РР

Буквы з,с на конце приставок.  (§15)

Р/р.Свободный диктант. (упр. 170)

1

14


Буквы ы, и после приставок. (§16)

1

15

Значения суффиксов. (§17)

1

17

Приставочный и суффиксальный способы образования слов. (§18)

1

18

Сложные и сложносокращенные слова, образование и правописание. (§19)

2

19

20

К.р.1

Контрольная работа № 1

1

21

Анализ контрольного диктанта

1

22

Грамматическое значение слова (4 ч)

РР

Соч.

(раб.)

Окончание. Форма слова. Вклад М.В.Ломоносова в развитие науки о языке. (§20)

Р/р. Сочинение-описание по опорным словам (упр. 198)

1

К.с.д.1

Морфологические признаки слов (самостоятельных частей речи). (§21)

Контрольный словарный диктант № 1

1

Самостоятельные части речи и их признаки

1

Служебные части речи. (§22)

1

Слово в предложении (23 ч)

Слово в словосочетании и предложении. (§23)

1

Слово как член предложения. Главные члены предложения. (§24)

1

Второстепенные члены предложения. Определение. (§25)

1

Дополнение

1

Обстоятельство. Виды обстоятельств (ознакомление)

1

Роль знаков препинания в письменной речи. Однородные члены предложения - смысловые отрезки, их признаки. Знаки  препинания в предложениях с однородными членами. (§26)

2

Предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Знаки  препинания в предложениях, содержащих обобщающие слова.

2

Обращение  - смысловой отрезок, его признаки. Распространенные и нераспространенные обращения. (§27)

1

Знаки препинания в предложениях с обращением

1


Вводные слова - смысловые отрезки, их признаки. Значение вводных слов (уверенность, неуверенность, чувства, источник сообщения). Знаки препинания в предложениях с вводными словами (ознакомление). (§28)

2

Синтаксический разбор простого предложения. (§29)

1

Сложное предложение. Части сложного предложения – смысловые отрезки. (§30)

1

РР, РР Изл.1

Р/р. Подробное изложение текста – повествования. (упр. 280)

2

Синтаксический разбор сложного предложения. (§30)

1

Обобщение: знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение)

1

Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения. Сложносочиненное предложение (ознакомление). (§31)

1

Бессоюзная связь между частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения (ознакомление).

1

Подчинительная связь между  частями сложного предложения. Сложносочинённые предложения (ознакомление).

1

П.р.

Проверочная работа.

1

Слово в тексте (12 ч)

Художественный и научный текст. (§32)

1

РР,РР

Изл.2

Р/р. Подробное изложение художественного текста – описания (упр. 311)

2

РР

Р/р. Учебно – научный текст. (§33)

1

Изучающее чтение (отработка приёмов изучающего чтения и понимания учебно-научного текста).

1

РР

Р/р. Монологическая и диалогическая речь. (§34)

1

Знаки препинания при оформлении диалога на письме

1

РР

Р/р. Нейтральные и стилистически – окрашенные слова. Разговорный стиль

1

РР,РР Изл.3

Р/р. Подробное изложение текста, включающего диалог (упр. 330)

2

РР,РР Соч.2

Р/р. Сочинение – повествование  с элементами описания (упр. 331)

2

КНИГА 2

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ) СЛОВА.

Слова со значением «предмет»

Имя существительное в языке и речи (41ч)

Лексическое значение имени существительного. Имя существительное как часть речи. (§36)

1

Способы образования имен существительных. (§37)

1

Имя существительное и способы его образования. (§38)

1

Гласные в суффиксах имен существительных  - ек, -ик. (§39)

1

Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных  -чик (-щик) (§40)

1

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы

1

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных. (§41)

2

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных (§42)

1

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Род имён  существительных. (§43)

1

К.с.д.2

Имена существительные общего рода

Контрольный словарный диктант № 2

2

Число имён существительных. Нормы образования и употребления форм имён существительных. (§44)

1

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

Имена существительные, которые имеют форму единственного числа.

1

РР Соч.3

Р/р. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» (упр. 396)

1

К.р.2

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Т.к.1

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

Тестовый контроль № 1

1

Падеж. Склонение имён существительных. (§45)

1

Разносклоняемые имена существительные

1


Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных

1

РР,РР

Соч.-м.

Р/р. Сочинение-миниатюра (повествование) с использованием несклоняемых существительных (упр. 414)

1

Буквы е, и в падежных окончаниях имён существительных. (§46)

2

Правописание существительных на –ия, -ие, -ий

1

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы

1

Имя существительное как член предложения. Имя существительное в роли подлежащего. Однородные подлежащие и знаки препинания при них. (§47)

1

Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение. (§48)

1

Имя существительное в роли определения (ознакомление) (§49)

1

Имя существительное  в роли обстоятельства (§50)

1

Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами существительными.

1

Имя существительное в роли сказуемого (ознакомление). Составное именное сказуемое (§51)

1

Тире между подлежащим и сказуемым (§52)

2

Морфологический разбор имени существительного (§53)

1

К.р.3

Диктант с грамматическим заданием

1

Имена существительные в тексте. (§540

1

РР,РР К.изл.2

Р/р. Подробное изложение текста-повествования с элементами описания. (упр. 465)

2

РР Соч.4

Р/р. Сочинение-рассказ о случае из своей жизни. (упр. 466)

1

Указательные слова-местоимения (18 часов)

Разряды местоимений. Местоимения-существительные (§55)

1

Личные местоимения-существительные

1

Возвратное местоимение-существительное себя. (§56)

1

РР Соч.5

Р/р. Сочинение-размышление с использованием возвратного местоимения-существительного (упр. 481)

1

Вопросительные местоимения-существительные кто и что (§57)

1

Неопределённые местоимения-существительные (§58)

1

Слитное написание приставки НЕ- в неопределенных местоимениях-существительных.

1

Дефисное написание неопределённых местоимений

1

Отрицательные местоимения-существительные (§59)

1

Различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях

2

Раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях-существительных

2

РР

Р/р.  Роль местоимений-существительных в предложении (§60)

1

Морфологический разбор местоимений-существительных (§61)

1

К.р.4

Диктант с грамматическим заданием

1

РР

Местоимения-существительные в тексте. (§62)

Р/р.Творческое списывание с выбором слов из ряда данных

1

РР Соч.(р)

Р/р. Сочинение-повествование с использованием местоимений- существительных (упр. 520)

1

Слова со значением «действие или состояние предмета»

Глагол в языке и речи (53 ч)

РР Соч.-м

Лексическое значение глагола. (§63)

Р/р. Сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов звучания (упр. 524)

1

РР

Р/р.Подготовка к сочинению-описанию по картине

1

РР К.соч.2

Р/р. Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова «Московский дворик» (упр. 526)

1

К.с.д.3

Глагол как часть речи (§64)

Контрольный словарный диктант № 3

1

Морфологические признаки глагола

1

Способы образования глаголов (§65)

1

Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный способы образования глаголов

1

Глаголы переходные и непереходные (§66)

2

Возвратные глаголы (§67)

1

РР

Р/р. Исправление неправильно построенных предложений с возвратными глаголами (упр. 545)

1

Вид глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. (§68)

1

РР Соч.-м.

Р/р. Сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов совершенного и несовершенного вида.

1

Видовые пары глаголов

1

Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-). (§69)

1

Правописание глагольных суффиксов

1

Буквы е-и в корнях с чередованием (§70)

2

Буквы а-о в корне -кас-/-кос (§71)

2

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы

1

Спряжение глаголов (§72)

1

Разноспрягаемые глаголы

1

К.р.5

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола (§73)

2

РР

Р/р. Составление рассказа по опорным словосочетаниям (упр. 587). Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы

1

РР

Р/р. Свободный диктант (594)

1

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола (§74)

1

Условное наклонение глагола

1

Повелительное наклонение глагола

1

Правописание глаголов в форме повелительного наклонения

2

РР

Р/р. Свободный диктант (упр. 610)

1

РР Соч.-р.

Р/р. Сочинение-рассуждение (упр. 611)

1

Время глагола. Настоящее и будущее время глагола (§75)

1

Лицо и число.

1

Прошедшее время глагола. Род.  (§76)

1

Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени

1

РР

Р/р. Свободный диктант (упр. 630)

1

Безличные глаголы (§77)

1

Особенности безличных глаголов

1

Глагол как член предложения. Сказуемое (§78)

1

Личные и безличные глаголы в роли сказуемого

1

К.с.д.4

Простое глагольное и составное глагольное сказуемое (ознакомление)  (§79)

Контрольный словарный диктант № 4

1

Составное глагольное сказуемое

1

Т.к.2

Морфологический разбор глагола (§80)

Тестовый контроль № 2

2

Глаголы в тексте.

Р/р.Сочинение-рассуждение (учебно-научный текст) «Богатство и выразительность глаголов в русском языке» (упр. 654)

2

К.р.6

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

Повторение(8 ч)

Повторение синтаксиса и пунктуации. (§82)

Р/р. Свободный диктант (упр. 660)

1

Повторение  морфологии (§83)

Р/р. Свободный диктант (упр. 664)

1

Повторение фонетики, состава слова и словообразования (§84)

Р/р. Сочинение-миниатюра «Семья слов». (упр. 667)

2

Повторение лексики

Р/р. Творческое списывание с самостоятельным лексическим выбором (упр. 670)

1

Повторение орфографии. (§86)

2

Текст (§87)

1

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы «Образовательная программа «Школа 2100»под редакцией Р.Н.Бунеева, Л.Ю.Комиссаровой, Е.В.Бунеевой, И.В.Текучевой, под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева «Программа по русскому языку для основной школы. 5-9 классы» в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и входит в состав УМК.

Программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю)

Календарно-тематическое планирование ориентировано на учебник по русскому языку для 5 кл. Авторы: Р.Н.Бунеев, Л.Ю.Комиссарова, Е.В.Бунеева, И.В.Текучева, 2009г.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены        основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

– Формирование у учащихся языковой интуиции.

– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой,

менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе5. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М.Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановкапроблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Структура курса русского языка в 5–9-м классах

Курс подразделяется на две части:

1) 5–7-й классы;

2) 8–9-й классы.

В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово.

Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.

Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы:

– слова со значением «предмет»;

– слова со значением «действие» или «состояние»;

– слова со значением «количество»;

– слова со значением «признак»;

– слова со значением «признак признака»;

– слова со значением «признак действия»;

– слова со значением «дополнительное действие».

Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.

Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.

В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка.

Материал излагается линейно и линейно-ступенчато.

Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.

Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.

В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Содержание тем учебного курса

Роль языка в жизни общества. Красота, выразительность и эстетические возможности русской речи (2ч)

Слово в языке и речи

(повторение и углубление курса начальной школы) (82ч)

Слово и его звуковая оболочка.

Звуки языка, гласные и согласные звуки.

Ударные и безударные гласные.

Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные).

Обозначение звуков на письме. Алфавит.

Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме.

Слог, слогоделение. Ударение.

Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм.

Условия выбора орфограммы. Орфографический словарь.

Нормы произношения звуков речи.

Орфоэпический словарь.

Буквы ё, о после шипящих в корне слова.

Вклад В.К. Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и орфоэпии (ознакомление).

Слово и его лексическое значение.

• Лексика. Лексическое значение слова.

Основные способы толкования лексического значения слова: объяснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово.

Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы.

Вклад В.И. Даля в развитие русской лексикологии и лексикографики (ознакомление).

Синонимы. Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейтральные и стилистически окрашенные (наблюдение).

Антонимы. Словарь антонимов.

• Морфемика. Словообразование.

Морфема – значимая часть слова.

Основа как носитель лексического значения слова.

Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и согласных в корне.

Правописание безударных гласных в корне: 1) проверяемых ударением; 2) не проверяемых ударением. Правописание корней с чередованием гласных а и о (-лаг- – -лож-, -раст- (-ращ-) – -рос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-).

Значения приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения слова. Правописание гласных и согласных в приставках.

Значение приставок пре- и при-. Буквы е и и в приставках пре- и при-.

Буквы з, с на конце приставок.

Буквы ы, и после приставок на согласные.

Значения суффиксов.

Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение).

Правописание сложных слов.

Сложносокращенные слова. Правописание сложносокращенных слов.

• Грамматическое значение слова.

Окончание как одно из средств выражения грамматического значения слова. Форма слова.

Морфологические признаки слов.

Часть речи как группа слов, имеющих:

1) одно и то же общее грамматическое значение;

2) одни и те же морфологические и синтаксические признаки.

Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов.

Междометия.

Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной науки о языке (ознакомление).

Слово в предложении.

Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникативная функция предложения. Интонация, смысловая роль интонации.

Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь между словами.

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосочетания.

Слово как член предложения. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление).

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложение распространенное и нераспространенное.

Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления.

Однородные члены предложения. Интонация перечисления.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

Обращение как смысловой отрезок предложения.

Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями.

Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление). Основные группы вводных слов (ознакомление). Интонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения.

Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложение (ознакомление).

Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации.

Запятая между частями сложного предложения.

Слово в тексте.

Развитие речи.

7 Последовательность работы над речеведческими понятиями определяется логикой расположения учебного материала по русскому языку. Перечень понятий и видов работы дан в программе последовательно, без привязки к конкретным темам раздела «Повторение и углубление курса начальной школы».

• Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Простой план текста.

• Типы речи – повествование, описание, рассуждение и их основные особенности.

Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочинение-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описание пейзажа по картине.

Текст-повествование.

Подробное изложение текста-повествования.

• Разговорный и книжные стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.

Научный стиль речи (задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства).

Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение.

• Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме.

Знаменательные (самостоятельные) слова

Слова со значением «предмет»

Имя существительное в языке и речи.

• Имя существительное как часть речи.

Лексическое значение имен существительных.

• Общее грамматическое значение имени существительного.

Понимание «предмета» в широком и узком значении. Грамматическое понятие «предмет». Опредмеченный признак, действие.

Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен существительных -чик- (-щик-). Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.

• Морфологические признаки имен существительных.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Имена существительные собственные/нарицательные, одушевленные/неодушевленные.

Большая буква в именах собственных; выделение имен собственных кавычками.

Род имен существительных. Существительные общего рода.

Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа.

Падеж. Именительный падеж единственного числа как начальная, словарная форма имени. Косвенные падежи.

Склонение имен существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.

Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. Особенности склонения имен существительных на -ия, -ий, -ие.

• Сочетательные возможности имен существительных.

Лексическая сочетаемость имен существительных.

Грамматическая сочетаемость имен существительных.

Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя существительное + имя прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками).

• Роль имени существительного в предложении.

Имя существительное в качестве подлежащего.

Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное.

Имя существительное в качестве определения (ознакомление).

Имя существительное в качестве обстоятельства.

Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление).

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформление предложений с именем существительным в качестве сказуемого.

• Текст. Текстообразующая роль имен существительных.

Указательные слова-местоимения

Местоимения – существительные

Местоимение в языке и речи.

• Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений (ознакомление).

• Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-существительных).

Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоимений. Род личных местоимений. Число личных местоимений.

Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоимения.

Вопросительно-относительные местоимения кто, что. Склонение местоимений кто, что.

Неопределенные местоимения кто-то, некто, что-то, нечто,что-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных местоимений. Слитное и раздельное написание не, ни в отрицательных местоимениях. Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

• Роль меcтоимений-существительных в предложении.

Местоимения в тексте.

Слова со значением «действие или состояние предмета»

Глагол в языке и речи.

• Глагол как часть речи.

Лексическое значение глаголов.

• Общее грамматическое значение глагола.

Основные способы словообразования глаголов.

• Морфологические признаки глагола.

Постоянные и непостоянные признаки.

Неопределенная форма глагола.

Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.

Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-). Буквы е и и в корнях с чередованием. Буквы а и о в корне -кас- – -кос-. Лексическое значение глаголов разных видов.

Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставочный.

Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы.

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.

Наклонение. Способы образования форм наклонения.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголом в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения.

Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число.

Прошедшее время глагола. Род.

Способы образования форм времени. Основа настоящего/будущего времени.

Правописание гласных перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени.

Безличные глаголы.

• Глагол в предложении.

Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое (ознакомление).

• Глагол в тексте.

Глагол в художественном тексте.

Развитие речи.

• Взаимодействие типов речи.

Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания.

Сочинение-рассказ о случае из жизни.

• Текст-рассуждение.

Сочинение-рассуждение.

• Повторение пройденного в 5-м классе.

Результаты 5-го года обучения

Учащиеся должны уметь:

по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

по связной речи: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (автор- ский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, -повествований, -рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.


Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс 5  а                             

Учитель  Глушенко Е.Н.

Количество часов в год  204, в неделю 6 часов

Плановых часов на входной контроль 1.

Плановых контрольных диктантов  6.

Плановых контрольных словарных диктантов  4.

Плановых контрольных тестов  2.

Плановых контрольных изложений 2.

Плановых контрольных сочинений 2.

Плановых часов на развитие речи учащихся  42.

Плановых часов на региональный компонент  20 .

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе следующих документов:

1.  «Образовательная программа «Школа 2100»под редакцией Р.Н. Бунеева, Л.Ю. Комиссаровой, Е.В. Бунеевой, И.В.Текучевой, под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева «Программа по русскому языку для основной школы. 5-9 классы»

2.  Минимум образования

Программа соответствует учебнику "Русский язык" для 6 класса общеобразовательных учреждений М. "Мнемозина"

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. «Образовательная программа «Школа 2100»под редакцией Р.Н. Бунеева, Л.Ю. Комиссаровой, Е.В. Бунеевой, И.В.Текучевой, под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева «Программа по русскому языку для основной школы. 5-9 классы»
  2. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы. В 2 кн. / Под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева . – 3-е изд., испр. – М.:Баллас, 2010.
  3. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку.  Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 5 класс. В 2-х частях. – Изд. 3-е, доп. – М.: Баласс, 2011.
  4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 5-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И,В. Текучевой. Пособие для учащихся.  – М.: Баласс, 2009.

Учебный год 2011/2012


Учебно-тематический план (сетка).

№ п/п

Разделы

Количество часов

Формы контроля

Рабочая программа

В.к.

К.д.

Изл.

Соч.

К.с.д.

Т

П.р.

Введение

2

Слово в языке и речи (Повторение и углубление курса начальной школы)

82

В.к.

К.д.1

К.изл.1

Изл.1 Изл.2

Изл.3

Соч.1

К.соч.1

Соч.2

К.с.д.1

П.р.1

П.р.2

Знаменательные (самостоятельные) слова. Слова со значением «предмет»

41

К.д.2

К.д.3

К.изл.2

Соч.3

Соч.4

К.с.д.2

Т.к.1

Указательные слова- местоимения

18

К.д.4

Соч.5

Слова со значением «Действие или состояние предмета»

53

К.д.5

К.д.6

К.соч.2

К.с.д.3

К.с.д.4

Т.к.2

Повторение

8

Итого:

204  час.

1

6

5

7

4

2

2

Таблица сокращений

В.к.

Входной контроль

К.д.

Контрольный диктант

Изл.

Изложение

К.изл.

Контрольное изложение

Соч.

Сочинение

К.соч.

Контрольное сочинение

К.с.д.

Контрольный словарный диктант

Т

Тест

Т.к.

Тестовый контроль

П.р.

Практическая работа


Список литературы

№ п/п

Название пособия

Методический журнал "Русский язык в школе"

Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику 5 класса общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова.- М.: Просвещение, 2003.

Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс. – М.: Школа-Пресс, 1999.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. "Русский язык. 5 кл.: для  общеобразоват. учреждений" / А.В. Кудинова. – М.: Издательство "Экзамен", 2007.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 5-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-у, доп. – М.: Баласс, 2006.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009.

Средства обучения

  1. Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические  словари.
  2. Словари синонимов, антонимов.
  3. Раздаточный и дидактический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (Образовательная система «Школа 2100»); 9 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе требований:· требований Федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Р...