СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ «ПОЭЗИЯ «КРЫЛАТОЙ ДУШИ» ЛАРИСЫ МЕЖЕНИНОЙ»
методическая разработка по русскому языку по теме

 

сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству белгородской поэтессы Ларисы Межениной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

«ПОЭЗИЯ «КРЫЛАТОЙ ДУШИ»  ЛАРИСЫ МЕЖЕНИНОЙ»

                                                                         Дмитриева Л.И.,

                                                                         Зенина Л.В.,

                                                                         МБОУ  СОШ № 24 г. Белгорода

Использование  ИКТ в воспитательной работе сегодня  не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. ИКТ делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным, обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий, повышают интерес к ним, создают благоприятные условия для развития мировоззренческой культуры и творческой индивидуальности обучающихся.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассному мероприятию можно назвать создание мультимедийных презентаций.

       Ежегодно в нашей школе проводятся литературные гостиные, посвящённые творчеству русских писателей и поэтов. Обучающиеся с увлечением готовят презентации творчества мастеров художественного слова.

       Предлагаем вашему вниманию сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству белгородской поэтессы, выпускницы нашей школы, Ларисы Межениной.

Оборудование:

  1. Компьютер, экран.  2. Презентация «Поэзия «крылатой души» Ларисы Межениной» (фотографии, рисунки, строки стихотворений поэтессы, пейзажные зарисовки).  3. Сборники стихотворений Ларисы Межениной.  

   

Жалеть не надо доброты:

Добро добром и отзовётся.

Лариса Меженина

1 ведущий: Поэзия-это не просто один из видов искусства. Для посвященных это свет, который ведет по жизненному пути и, отражаясь от сияния души человеческой, светит другим, помогая найти истину, удалить печали и обрести гармонию в душе.

2 ведущий: А ведь это так необходимо современному человеку,  живущему в грохочущем мире бешеных скоростей, суеты и зависти, лжи и меркантильности. В этом мире мы порой забываем о самом главном, о том, что помогает человеку оставаться в любых условиях человеком,-  о душе, которая есть у каждого из нас.

1 ведущий: У кого-то она свободная, светлая и открытая, а у кого-то крошечная, спрятавшаяся от света, загнанная в недра человеческой сути, но она все-таки есть, и час ее непременно настанет.

Марина Цветаева недаром говорила:

Если душа родилась крылатой,

Что ей хоромы и что ей хаты…

2 ведущий: О немногих из нас, пожалуй, об очень редких людях можно сказать, что душа их крылата. И сегодня судьба подарила нам счастливый миг встречи с личностью, чья душа, несомненно,  способна не только сама воспарить, но и вознести к вершинам духовного блаженства всех, кто с ней соприкасается.

1 ведущий: У нас в гостях - Лариса Меженина, поэтесса, автор двух потрясающих сборников стихотворений, последний, к слову сказать, ею же и проиллюстрирован, и просто замечательный человек.

2 ведущий: Удивляет способность этой хрупкой девушки видеть в людях только  хорошее. Об этом говорит эпиграф к одному из ее стихотворений: «Каждый из нас ангел, но только с одним крылом. И летать мы можем, только обнявшись друг с другом».  Многие ли  из нас могут вспомнить ситуации, когда их называли ангелами? Да и было ли такое в нашей жизни?

1 ведущий: Есть что-то очень печальное, даже трагическое в этих словах. Трагедии, словно посылаемые кем-то недобрым, сопутствуют человеку в этом мире, разрушая планы и ставя преграды на дорогах к мечте.

2 ведущий: Солнечным было начало Ларисиной жизни. Все, кто знал Ларису Меженину в школьные годы, помнят ее как удивительного человека с необычно теплым взглядом больших ясных глаз, всегда готовым помочь, выслушать.

1 ведущий:   Общительная, деятельная, она всегда в центре событий как в школе, так и, позднее, в институте. Казалось, все дается ей слишком легко, без усилий. За что бы она ни бралась, все делалось как-то весело, играючи. И, главное, рядом с ней было легко и спокойно.

2 ведущий: Человек необычайно яркой, разносторонней одаренности, она с детских лет увлекалась рисованием, музыкой, стихами.

Когда в классе читали ее творческие работы, наступала тишина. Сочинения Межениной были похожи на поэтические миниатюры. В них чувствовался особенный почерк, тихий, удивительный свет, ответственность за все, происходящее на Земле.

Чтец: «Вслушайтесь в утреннюю тишину. Слышите, как шелестят лепестки цветов от легкого прикосновения налетевшего ветерка, как журчит в зеленой траве маленький быстрый ручеек, как янтарный сок стекает по белоснежной коре стройной молодой березки?

Тишина…

Почему вдруг так отчаянно забилось сердце? Просто на минуту вдруг показалось, что ничего этого нет, только темная пустота, дым и пепел!

Эти мысли не дают мне покоя особенно по ночам, когда небо становится седым от звезд, от этих маленьких сияющих огоньков.

А ведь наша Земля тоже такая, только, наверное, еще меньше, еще нежнее, она хрупка и беззащитна. Наша Земля-это часть огромной Вселенной, это ее крохотная голубая часть.

И как страшно представить, что однажды она может погаснуть, погаснуть навсегда…

И, может, кто-то на другой планете, взглянув однажды в небо, подумает: «Упала звезда. Это к счастью».

А ведь счастья тогда не будет, потому что исчезнет жизнь на Земле!»

1 ведущий:   Могла ли Лариса Меженина знать тогда, когда ей только-только исполнилось шестнадцать, что судьба вовсе не думает о ее мечтах, напротив, пройдет немного лет, и она подвергнет девушку тяжелым испытаниям.

2 ведущий:  Последующая жизнь Ларисы полна драматических событий. Внезапно обрушившаяся болезнь приковала девушку к постели, разлучила со сверстниками , друзьями, сокурсниками. Лариса Меженина не представляла себе жизни, обособленной от других. Но судьба распорядилась иначе.

1 ведущий:   Более двух лет Ларисе не суждено было общаться с друзьями, ходить, играть на гитаре, писать и даже говорить. Врачи потеряли надежду. Но не  умерла надежда родителей. Именно они сделали все, чтобы поставить дочь на ноги.

2 ведущий: Болезнь не прошла бесследно, пришлось Ларисе оставить учебу, о работе не могло идти и речи . Но появилось время остановиться, подумать и о прошлом, и о будущем. Самое главное было - не озлобиться ни на мир, ни на людей, не потерять веру в себя и все это передать в своих стихах, которые помогают жить и чувствовать себя нужной в этой жизни…

1 ведущий:   Стихи Ларисы Межениной  поражают, может быть, удивляют, о многом заставляют задуматься, к ним хочется обращаться снова и снова. Они помогают нам находить ответы на трудные вопросы бытия, учат нас верности и благородству, нежности и любви…

1 чтец

Молитва

Не отставь  меня в час печали,

Не отвергни моей души

И на ней, словно на скрижалях,

Откровение напиши.

Не оставь в темноте  кромешной,

Что могу я одна, скажи?

От души моей многогрешной,

Лик свой светлый не отврати.

2  чтец

Я тебя не позову,

Не окликну даже,

Потому что я живу,

Как душа подскажет,

А душа мне говорит:

«Сбрось былого бремя,

От любви и от обид

Лечит только время».

Я тебя не позову.

Ниточки все рвутся.

И мой путь с твоим путем

Не пересекутся.

1 чтец

Великая мудрость – ждать,

Огромное счастье – верить

И чувствовать, что опять

Надежда откроет двери.

Крепиться, когда нет сил,

И, слезы сглотнув, смеяться.

И, падая, не просить.

И верить, и не бояться.

И твердо и точно знать-

Надежда откроет двери,

Когда научишься ждать

И свято в любовь верить.

2 чтец

Чужими мыслями жила,

Чужую боль носила,

Чужого милого ждала

И в дом чужой входила.

Чужая тень за мною шла,

И я себе призналась,

Что эта жизнь… чужой была,

Хоть и своей казалась.

1 чтец

Буду солнцем, буду ветром,

Буду утренним дождем,

Распустившеюся веткой,

Белой вишней под окном…

Буду чистою водою

В полдень жажду утолять

И травою луговою

Твоего прихода ждать.

Хочешь, светом ярким буду

И счастливым днем в судьбе,

И надеждою на чудо-

Только б нравиться тебе.

2 чтец

Дыханье трав колышет воздух…

Жужжанье пчел уносит грусть,

И тишины знакомый отзвук

Дает от боли отдохнуть.

И солнцу желтые реснички

Раскрыли первые цветы,

Чтобы отдать всему частичку

Своей любви и теплоты.

И счастья каждое мгновенье

Способно сердце уловить,

И это мира возрожденье

Несет в себе желанье жить.

1 чтец

Снова порознь горят две свечи,

Но над ними один ореол.

Одинокое сердце молчит-

Слов поток безвозвратно ушел…

И не стоит виновных искать-

В этом, может быть, главный закон,

Если хочешь из пепла восстать,

То не будет ненужных препон.

И, оставив поток укоризн,

На судьбу недостойно роптать,

Чтобы все, что приносит нам жизнь,

Постараться за благо принять.

2 чтец

Доброта

Когда не ладится в судьбе,

Сумей безоблачным проснуться,

И,  боль  преодолев в себе,

Добрее стать и улыбнуться.

И вновь от чувства правоты

К тебе твой светлый мир вернется.

Жалеть не надо доброты:

Добро добром и отзовется.

Слово предоставляется поэтессе Ларисе Межениной.

2 ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча, и мы надеемся, что знакомство с Ларисой Межениной не пройдет для вас даром: ваши души станут светлее, сердца наполнятся любовью к жизни, да и сами вы станете добрее и хоть немножко мудрее.

1 ведущий:   Пусть стихи Ларисы Межениной станут надежным спутником вашей жизни, а Лариса еще долго радует нас своим новым творчеством.

2 ведущий: Пусть нашей замечательной гостье всегда сопутствует удача, вдохновение, а сил и здоровья пусть прибавляется с каждой минутой. Вы очень  нужны нам,  Лариса, и мы с нетерпеньем будем ждать новых встреч с вами.

Применение ИКТ позволило создать атмосферу успешности для каждого участника литературной гостиной. Проведённое с использованием мультимедийной  презентации внеурочное мероприятие стало уроком духовности, способствовало воспитанию у школьников таких духовно-нравственных качеств, как любовь ко всему живому, долг, ответственность за всё происходящее вокруг, уважение к личности другого человека, умение видеть красоту в простом и обыденном, дарить тепло и доброту.

                                   Литература

  1. Меженина Л. Грусть как чистая молитва. – Белгород,  Везелица, 2006
  2. Меженина Л. Звёздный мост. – Белгород: Константа, 2008
  3. «Слово». Стихи поэтов литературной студии дворца культуры «Энергомаш». – Белгород, 1991


Предварительный просмотр:

КВН

"Знаешь ли ты родной свой язык?"

Нужно любить и непрерывно

изучать русский язык. Человек,

равнодушный к своему языку,-

дикарь

К.Паустовский

Цель: организовать деятельность обучающихся по повторению сведений о русском языке, полученных на уроках и во внеурочной деятельности; способствовать развитию устной речи, а также познавательного интереса обучающихся к родному языку.

Ведущий. В школе продолжается Неделя русского языка

Чтец 1. Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русской язык!

Чтец 2. Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!

Чтец 3.Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(С.Абдулла, узбекский поэт)

Ведущий. Сегодня в нашем зале встречаются самые любознательные, самые веселые и находчивые знатоки русского языка.

(Приветствие команд)

Ведущий: Наш 1-й конкурс - орфографическая эстафета

Каждый член команды должен правильно объяснить орфограмму в слове (слова спроецированы на экран)

Орфографическая эстафета

1 команда                                                          2 команда

Исти(н,нн)ый                                                Кури(н,нн)ый

Пр..пятсвие                                                  при..ключение

(с,з)дра..ствуй                                                 и(з,с)в..ните

ш..к..лад                                                                 б..т..рея

и(с,сс)ку(с,сс)тво                                и(с,сс)ку(с,сс)..нный

еж..вый                                                                    ореш..к

пол(часа)                                                         (пол)Москвы

(не)правда                                                          (не)настье

расч..ска                                                            крыж..вник

Ведущий. А теперь команды получают одинаковое задание: определить род имен существительных, составить с ними словосочетания по схемам

Прилагательное +сущ. или местоимение +существительное.

 

Знаешь ли ты род этих существительных?

Тюль, шампунь, мозоль, фланель, шинель,  фамилия, день рождения, такси, кофе, какао, кашне, депо, шоссе, иваси, маэстро, какаду, шимпанзе, Сочи, туфель или туфля (?),клавиш или клавиша (?),плацкарт или плацкарта(?)

Ведущий. Пока команды работают, набирая очки, болельщики могут им помочь. В качестве домашней подготовки к конкурсу болельщикам было предложено выучить высказывания писателей-классиков о русском языке. Итак, дерзайте, болельщики!

Ведущий. Слово командам. "Знаешь ли ты род этих существительных?"

Ведущий. Переходим к следующему конкурсу.

Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа. Выделите окончания.

1 команда. Вызов, шелк, месяц, госпиталь, циркуль, маляр, шофер, офицер, тренер, диктор, кондуктор, учитель, конструктор.

2 команда.

Мастер, доктор, директор, герб, профессор торт, автор,

адрес, инженер, договор, выбор, тенор, приз.

 

Поставьте имена существительные в форму родительного падежа  множественного числа. Выделите окончания.

1 команда.

Сани, килограмм, циркуль, серьга, теленок, блюдце,

трактор, место, дело, валенок, мандарин.

2 команда.

Апельсин, помидор, яблоко, солдат, носки, чулки, курица, свеча, дупло, полотенце, простыня, армянин, туфли, погон, татарин, челюсти, сапог.

Ведущий. Итак, команды работают, а болельщики помогают им набирать баллы. Предлагаем болельщикам фонетическую разминку. Кто быстрее прочитает звуки наоборот, чтобы получилось новое слово?

(Слова спроецированы на экран).

Фонетическая разминка

Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:

 из слова    лен - цифру

                   лей - дерево    

                   лай - лодку

                   люк - большой мешок

                   ток - домашнее животное

                   шел - неправду

                   шей - просьбу есть что-нибудь

                   лед - материал для крыши

                   тол- прибор для измерения моря

                   парк - морского жителя

                   лог - забитый мяч.

Ведущий. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Конкурс скороговорок. Представители команд по очереди произносят по одной скороговорке

Скороговорки

1.Бык  тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.Сшит колпак не по - колпаковски, надо его переколпаковать, да не перевыколпаковать.

3.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

4.Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.

5.Расскажите про покупку, про какую  про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку мою.

Ведущий. Лексика - один из самых интересных разделов языкознания. Вспомним библейскую фразу: "В начале  было слово..." И, пока команды будут искать потерявшиеся синонимы, мы проведем конкурс болельщиков. Предлагаем разгадать вам шарады и анаграммы.

Лексика

1.Найдите потерявшийся синоним.

Автомост                       полагать

адвокат                          промежуток

анализ                           стремление

блеск                              машина

верный                           период

влечение                        разбор

время                             ландшафт

глушь                             дебри

дефис                             защитник

думать                           интеллект

ива                                 сияние

лексика                          флора

пейзаж                           словарь

принуждение                насилие

интервал                        ракита

растительность             чёрточка

ум                                   неизменный      

2.Найдите потерявшийся антоним.

Беда                                нет

бездарный                      мир

будущее                          соглашаться

вверх                               мудрец

внешний                         удача

война                              вниз

вражда                            урод

встреча                           дорого

глупец                            талантливый

нежность                        дружба

грязь                               прошлое

да                                    оправдывать

дешево                            ложь

истина                            чистота

красавец                         внутренний

обвинять                        грубость

отвергать                        разлука

3.Разгадай шараду

Нота - мой первый слог,

Поставь рядом с ней предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица. (Мина)

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (Пирог)

4. Разгадай анаграмму

Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы - вмиг  

Превращусь я и в аллею,

И в лужайки, и в цветник. ( Карп - парк)

По мне движется к сердцу кровь,

Меня ищут на сгибах руки.

Если ж, буквы смешав,

Мы расставим их вновь,

То получим названье реки. (Вена - Нева)

5.Разгадай анаграмму

Воздух в шины я вдуваю,

жизнь несу я колесу.

Если ж  слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу. (Насос - сосна)

В океанах он живет,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот -

Будет дергаться щека. (Кит - тик)

Ведущий. Слушаем отчет команд о поиске потерявшихся синонимов и антонимов.

Чтец 1.  

Новое имя

Если только ты умен,

ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья звала её

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя  похитрее,

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идея.

Ведущий. Это юмористическое стихотворение С.Я.Маршака подсказало очередной конкурс.

Придумайте 2 имени и «защитите» их. А мы снова начинаем конкурс болельщиков. Н.В. Гоголь утверждал: « В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно».

1. Объясните значение фразеологизмов: филькина грамота, очная ставка.

2. Посчитайте, сколько крылатых выражений и фразеологизмов в тексте.

Помня, что один в поле не воин, что ум хорошо, а два лучше, что сила солому ломит, решили отвечать вам коллективно. А вопросы трудные, даже голова кругом пошла. Но, засучив рукава, принялись за дело. Ищем, ищем - конца не видно. Десятки книг перечитали от корки до корки, с головой зарывались в журналы. Постарались не ударить в грязь лицом. В конце концов ответили. Гора с плеч свалилась. Сидим теперь, ждем передачи, как красна солнышка. Что день грядущий нам готовит? (13)

 Ведущий. Как называются жители городов:

Пскова, Минска, Тулы, Курска, Ярославля, Харькова, Одессы, Томска?

(пскович, минчанин, туляк, курянин, ярославец, харьковчанин, одессит, томич).            

Ведущий. И наш последний конкурс. Не приходится сомневаться в том, что знаки препинания играют очень важную роль в письменном общении. Изменив знаки препинания, найдите в бессмыслице смысл.

 

1.Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

2.Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

3.Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

1.Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2.В нашем хозяйстве много рогатого скота: лошадей, свиней.

3. -Все ли здесь?

    -Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя еще не пришли.

Чтец.

Совершенство человечьей речи-

Вещий знак большой людской судьбы.

Умирают города и вещи-

Слово остается для борьбы.

Потому что человеку надо

Одолеть однажды немоту.

Потому что слово как награда

За любовь, работу, красоту.

Да оно ведь и само - работа,

И мечта, и молодость, и страсть.

Слово - наша вечная забота,

Без него - и всей Земле пропасть.

Подведение итогов. Награждение команд.  

     

                        Дмитриева Л. И. ,Зенина Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Поэзии любимые страницы"

Сценарий литературной гостиной "Поэзии любимые страницы", автор Дроздова Н.А....

Литературная гостинная "Поэзия и сказания народов ханты и манси"

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера....

Литературная гостиная "Поэзия - великий дар"

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе...

Литературная гостиная "Поэзия, которую поют".

Сценарий проведения литературного вечера....

Литературная гостиная " Поэзия Серебряного века"

Литературная  гостиная  о поэтах  Серебряного века (XX век)...

Литературная гостиная "Поэзия серебряного века"

Сценарий литературной гостиной...