Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку 7 класс с углубённым изучением языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_russkiy_yazyk_uglublennyy.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов п г т Тужа Кировской области

Согласовано                                                                                                                                   Утверждено

на кафедре гуманитарного образования                                                                                     педагогическим советом

Протокол №                                                                                                                                     Протокол №

от_________________                                                                                                                   от________________

Руководитель кафедры                                                                                                                  Директор школы

____________________                                                                                                                   ____________________

(В.А. Дёмина)                                                                                                                                  (А.В. Новикова)

Рабочая программа по русскому языку

7 класс

Учитель Яранцева Г.Л. ,

1 кв. категория

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа создана на основе Федерального  государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы и программы «Учебный комплекс под редакцией М.М.Разумовской» (Авторы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов). Также использованы рекомендации по углублённому изучению русского языка, данные кабинетом филологического образования Кировского ИПК и ПРО.

Программа предусматривает изучение русского языка на углублённом уровне и рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю, реализуется в учебнике «Русский язык для 5 класса» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

 

    Обучение русскому языку ведётся на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим  формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,  умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

     Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

     Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

.

      Изучение русского языка  предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения русскому языку

1.        Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

2.        Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

3.        Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

4.        Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые

факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

5.        Применение знаний и умений в жизни.

        

        

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

знать/понимать  определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

Речевая деятельность:

Аудирование

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

- составлять план текста. Производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение

- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;

- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т.д.)

- составлять тезисный план исходного текста;

- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по данному началу, с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

- формулировать выводы по итогам урока по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.;

- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского  литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные)

- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;

письмо:

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

- писать тексты – размышления на лингвистические темы дискуссионного характера;

- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи;

- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению  или при редактировании текста;

- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

текст:

- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;

- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

- объяснить значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

- определять способы образования слов различных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов;

- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексика и фразеология:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологических сочетаний во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно, выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматические характеристики слов при выборе правильного написания;

- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

- составлять схемы именных, глагольных, наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

                     

                                                     

Учебный план в часах

О языке

2 часа, 1 рр

Повторение изученного в 5-6 классах

43часа, 13 рр

Морфология и орфография. Наречие

33часа, 11рр

Служебные части речи. Предлог.

14часов, 2 рр

Союз

14часов, 2рр

Частица

21час, 7 рр

Междометие и звукоподражательные слова

5часов, 4 рр

Омонимия слов разных частей речи

8часов, 2рр

Повторение изученного в 5-7 классах

21час, 7рр

Итого

210 часов, 49 рр

Календарно – тематическое  планирование

210 часов в год: 161+49рр

Раздел программы

Кол-во уроков

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Контроль

дата

план

факт

О языке

2+1р

Язык как развивающееся явление

эпиграф, праславянский язык, древнерусский язык

Пересказ лингвистического текста

Этимология как раздел лингвистики

Этимология, этимологический словарь

Р Что мы знаем о речи и ее стилях

Определение стилевой принадлежности текста

Повторение изученного в 5-6 классе























43+13р

Звуковая сторона русской речи

Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слов

Фонетика и орфоэпия. Звукопись

Письменная работа – фонетический разбор слова

Словообразование.  Повторение.

Способы словообразования

Р Типы речи. Строение типовых фрагментов текста

Словообразовательный разбор слов

Контрольный словарный диктант (ЗСП)

Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо

Словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо

Р Стили и типы речи

Анализ текста

 Неморфологические способы образования слов

Переход из одной части речи в другую, сращение

Словообразовательный разбор слов

Повторение изученного по фонетике, морфемике, словообразованию

Проверочная работа по морфемике и словообразованию

Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике и орфоэпии

Контрольная работа

Р Способы и средства связи предложений в тексте

Цепная и парал. связь

Лексические и морфологические средства связи

Р Анализ текста  художественного стиля

Р Подробное   изложение «Ленька, любимец ребят» (упр.437)

изложение

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография, орфограмма, пунктуация,  пунктограмма

Разделительный Ъ и Ь

Мягкий знак для обозначения мягкости согласного

 Мягкий знак как показатель грамматической формы

Форма слова

Словарный диктант

Буквы О-Ё после шипящих и Ц

Буквы О –ё после шипящих и Ц

Словарный диктант

Р Сжатое изложение: рекомендации по написанию

Р Приёмы сжатия текста

Правописание приставок

Тест

Правописание безударных гласных в корне слов

Правописание чередующихся гласных

Правописание согласных в корне слов

Проверочная работа

Р Анализ текста. Подготовка к изложению

Приёмы сжатия текста

Р Сжатое изложение «За спасение больных»

Сжатое изложение

Правописание суффиксов

Словарный диктант

      38.

Правописание окончаний

Тест

39.    

Правописание окончаний

      40.

Диктант с дополнительными заданиями по речеведению, морфологии, орфографии

Контрольный диктант

  41-43      

 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

44.

Р Публицистический стиль

Публицистика, публицистический стиль

45.

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Словарный диктант

46.  

 

Употребление дефиса

Тестовая работа

       47.

Слитные, раздельные, дефисные написания

  48.

Р Публицистический стиль речи .

49-50

Словарное богатство русского языка

Лексический анализ текста

51-52        

Грамматика: морфология и синтаксис. Части речи.

грамматика

53-54

Знаки препинания в простом и сложном предложении

Графический диктант

55.

Диктант с дополнительным заданием по грамматике и орфографии

Контрольный диктант

56.

Анализ диктанта

57.

Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: особенности жанра

Анализ текста

58.

Р Сочинение на лингв.тему об особенностях публицистического стиля

Сочинение

59.

Тестовая работа по повторению

Тест

Наречие 

33+11р

60.

Какие слова являются наречиями

наречия

   61-62

Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи

63.

Р Заметка в газету

   64-65

Разряды наречий по значению

Разряды наречий

   66-67

Степени сравнения наречий

 Степени сравнения

Проверочная работа

 68

Морфологический разбор наречий

   69

Р Заметка в газету(подготовка к сочинению)

  70- 72

Слова категории состояния и модальные слова

Слова категории состояния, модальные слова

73

Р  Сочинение – заметка в газету

Сочинение

  74-75

Словообразование наречий

76

Контрольная работа по теме «Наречие»

Контрольная работа

77

Р Рассуждение- размышление

  78-79

Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений

80

Не в наречиях на –о, -е.

  81-82

Буквы Н и НН в наречиях на –о, -е.

Словарный диктант


























 83  

Р Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу

Сочинение

84

Буквы –о, -а на конце наречий

85

Дефис в наречиях

86

Дефис в наречиях

Проверочный диктант

87

Не и ни в отрицательных наречиях

88

Р Прямой порядок слов в спокойной монологической речи

Прямой порядок слов

89

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Тестовая работа

90

Правописание наречий

 91-92

Употребление наречий в речи

Самостоятельная работа (упр.259)

93

Р Порядок слов в спокойной монологической речи

94

95

Произношение наречий

   96-97

Р Порядок слов в экспрессивной речи. Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

Обратный порядок слов

      98

Проверочный диктант по правописанию

наречий

Диктант

 99

Повторение и обобщение по теме «Наречие»

100

Контрольный диктант по теме «Наречие» с дополнительными заданиями

Контрольный диктант

101

Работа над ошибками

102

Р Анализ текста

Анализ текста

103

Р Изложение «Поговорим о бабушках»

Изложение

Служебные части речи

     1

104

Самостоятельные и служебные части речи. Основная роль служебных частей речи

 Предлог

14+2р  

105

106

107


108

Предлог как служебная часть речи.

 Разряды предлогов

 Роль предлогов в словосочетании и предложении  

Многозначность предлогов. Морфологический разбор предлога.

Простые и составные предлоги, производные и непроизводные предлоги, разряды предлогов



Тестовая работа

109

Р Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста

Сочинение

110

111

112

113

114

Правописание предлогов. Орфограммы «Буква Е на конце предлогов». «Пробел между частями производных предлогов» Орфограмма «Отсутствие пробела в производных предлогах».Разграничение омонимов

Проверочная работа,тест

115

Р Описание состояния человека

116-

118

Употребление предлогов в речи

Проверочная работа

119

Тестовая работа по предлогу

Тест

120  

Проверочный диктант по теме «Предлог»

Диктант

Союз

14+2р

121- 124

Союз как часть речи. Разряды союзов. Разряды сочинительных союзов по значению, их употребление в простом и сложном предложении. Функции и значение подчинительных союзов.

Сочинительные и подчинительные союзы, простые и составные

Тестовая работа

125

Р Описание состояния человека

126- 128

Правописание союзов

129- 132

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Проверочная работа – пунктуационный разбор предложений

133

Р Анализ текста

134

Диктант с дополнительным заданием по теме «Предлог», «Союз»

Контрольный диктант

135

Работа над ошибками

136

 Тестовая работа

Тест

Частица

21+7р

137- 140

Частица как часть речи. Разряды частиц. Модальные частицы, их значение

Частица, модальные, формообразующие, отрицательные частицы

Зачёт по разрядам частиц

141

Р Описание состояния человека

142- 143

Правописание частиц

144

Правописание частиц

145- 146

Правописание частиц Не и Ни

Проверочная работа

147

Употребление в речи частиц не и ни

148

Р Подготовка к домашнему сочинению (упр.494)

Домашнее сочинение

149- 150

Различение частиц и приставок не и ни

151

Повторение. Правописание частиц

152

Контрольный диктант по теме «Частицы»

контрольный диктант

153

Р Анализ домашнего сочинения «Как я в первый раз»

154

Р Анализ текста.Сочинение- рассуждение на основе текста

Сочинение

154- 156

Употребление частиц в речи. Тестовая работа

Словарный диктант (ЗСП),тест

157- 158

Произношение предлогов, союзов, частиц

159

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

Контрольная работа

160

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

161

Р Характеристика человека

Характеристика человека: художественная и деловая

162

Р Деловая характеристика человека

163

Р Подготовка к сжатому изложению

Междометия и звукоподра-

жательные слова

5+4р

164- 165

Междометие как часть речи. Роль междометий в речи.Разряды междометий

междометие

166- 167

Р Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» (упр.499)

Сжатое изложение

168

Правописание междометий

169- 170

Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличие от междометий

Звукоподражательные слова

Тестовая работа

171- 172

Р Описание внешности человека

Омонимия слов разных частей речи

7+2р

173

Омонимия слов разных частей речи

Омонимия частей речи

174- 175

Дифференциация омонимов

Тестовая работа

176

Определение морфологической принадлежности слова как

177

Разграничение кратких прилагательных, наречий, частиц

178

Разграничение существительных и прилагательных

Проверочная работа-определение частей речи

179- 180

Р Описание внешности человека. Сочинение – миниатюра-описание человека (по личным

впечатлениям)

Сочинение – миниатюра – описание внешности человека

181

Омонимия частей речи.Проверочная работа

Проверочная работа

Повторение изученного

21+7р

182

Языковая система

Разделы науки о языке

Самостоятельные и служебные части речи

183- 184

Фонетика и орфоэпия. Фонетический и орфоэпический разбор слов

Проверочная работа – фонетическая запись предложен.

185

Фонетика и орфография

186

Р Сочинение на лингвистическую тему

Сочинение

187

Морфемика и словообразование

188- 190

Правописание приставок. Правописание корней

191

Р Повторение изученного по теме «Характеристика человека» Соединение в одном тексте характеристики человека и описание его внешности

192- 193

Правописание суффиксов

Проверочная работа на правописание морфем

194

Правописание окончаний

195

Диктант по теме «Словообразование и

орфография»

Диктант

196

Лексика и фразеология

Лексический анализ текста

197- 198

Морфология и орфография

199

 Р Сочинение о человеке (характеристика человека и описание его внешности)

Сочинение по личным впечатлениям

200

Р Анализ сочинения. Работа над ошибками

201-202

Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор предложения

Письменная работа по пунктуации

203

Итоговая тестовая работа по курсу русского языка  в 7 классе

Итоговая тестовая работа

204- 205

Р Повторение и обобщение изученного по разделу «Речь»

206

Р Итоговый тест по разделу «Речь»

Тест

207- 210

Резервные уроки

        

       

Литература

     

   Для   учителя

1 . Разумовская М.М., П.А. Лекант. Русский язык. 7 класс. Учебник.- М., Дрофа, 2009

2. Львова СИ., Львов В.В.. Русский язык.7 класс. Учебник – М. Мнемозина, 2009

3. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория.5-11 классы. Учебник для углублённого изучения русского языка - М., Дрофа, 2008

4. Бабайцева В.В., Глазков А.В. и др. Русский язык 6-7  класс. Практика М., Дрофа, 2006

5. Баранов М.Т. Русский язык . Учебник 7 класс – М., Просвещение, 2006

6. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи 5-7 класс.- М., Дрофа, 2005

7. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской - М., Дрофа, 2006

8. Уроки русского языка в 7 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской (составитель О.А. Финтистова.)- Волгоград: Учитель, 2007

9. Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику Русского языка 7 класс под редакцией М. М. Разумовской - М., Дрофа, 2006

10. Новикова Л.И. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Русского языка 7 класс под редакцией М. М. Разумовской - М., Экзамен, 2007

11. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку – М. Просвещение, 1998

12. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь:7 класс.- М.Сфера, 2006

13. Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста- М.Айрис, 2005

14. Школьные словари русского языка.

Для учащихся

1 . Разумовская М.М., П.А. Лекант. Русский язык.7 класс. Учебник.- М., Дрофа, 2009

2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку – М. Просвещение, 1998

3.Школьные словари русского языка.

4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 7 класс.- М.Сфера, 2006

5. Контрольно-измерительные материалы Русский язык: 7 класс (Составитель Н.В.Егорова – М.ВАКО, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе

Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...