СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
статья по русскому языку по теме
«Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведёт лишь к тому, что они становятся ещё глупыми и дурными»
Д. Локк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Т. А. Цыс
Филиал Бейской школы - интернат
Кальская общеобразовательная школа
Россия, Республика Хакасия, Бейский район, село Калы
«Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведёт лишь к тому, что они становятся ещё глупыми и дурными»
Д. Локк.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого детьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Это требует и четко определенного качества усвоения учебного материала по предмету. [1, с. 11].
Наиболее важным моментом в формировании понятия является выделение его существенных признаков. Для этого используют анализ сравнение признаков, синтез и обобщение.
В общих чертах процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа: образование, развитие и интеграция. Поэтапное формирование понятий осуществляется в процессе активной познавательной деятельности учащихся. Пропуск отдельных этапов осложняет процесс овладения понятиями. [2, с. 43].
Известно, что содержание понятия выражается через признаки предмета или явления. Обычно под содержанием понятия понимается совокупность отличительных признаков, основным ядром в содержании являются существенные признаки. Синтез элементов, их единство отображает сущность понятия. Выявление признаков служит основой формирования (определения) понятия. От количества существенных признаков (предметов и сторон, фиксированных в понятии, т.е. от объема понятия) зависит полнота отображения предмета в понятии. Иногда отмечается, что понятия по содержанию могут быть "менее простыми" и "более простыми". Однако подобное деление относительно, так как одно и то же понятие может быть более простым по сравнению с другим и более сложным по сравнению с третьим.
Степень сложности понятия определяется полнотой отображения предметов и явлений. Как справедливо замечают философы, чем сложнее понятие, тем больше законов заключается в его содержании. [3, с. 48]. Данное обстоятельство имеет большое значение в обучении школьников, так как чем сложнее понятие (т. е. полнее его объем), тем продолжительнее должен быть путь его раскрытия в образовательном процессе.
Однако понятия, даже простые и элементарные, нельзя дать учащимся в готовом виде. Потому психолог А.Н. Леонтьев подчеркивает, что для овладения понятием как "продуктом человеческой деятельности нужно осуществлять деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном продукте", а Н.Ф. Талызина уточняет это положение так: "Надо с самого начала организовать у учащихся действия с предметами, которые будут направлены на интересующие нас в этих предметах стороны" и рекомендует: "Учащимся надо задать ориентиры, по которым они будут "снимать" с предметов образ"[4, с. 176].
Психологи подчеркивают, что понятия всегда формируются и усваиваются через посредство действий, в процессе, через включение в познавательную деятельность. Поэтому процесс становления понятий в мышлении школьников представляется как процесс постепенного, поэтапного восхождения от предметного, образного отражения явлений к абстрагированию понятий. Этот процесс формирования и развития понятий не сводится к заучиванию готовых знаний, он реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся.
Указанный процесс проходит через ряд этапов овладения понятием (обычно по схеме: восприятие – представление – понятие – система понятий). При определении данных этапов учитывают возраст учащихся, так как это позволяет установить качественное состояние процесса овладения понятиями. Безусловно, также важным является содержание изучаемого материала. [5, с. 512]. Если содержание понятия оказывается сложным и не может быть раскрыто при первоначальном знакомстве, или выведение (определение), понятия осуществляется не на основе генерализации, а путем развертывания одного за другим признаков предметов и явлений, заключенных в понятии, то процесс формирования понятия растягивается на продолжительное время.
Накопление предшествующих (опорных) знаний – это одно из важных условий для определения (выведения) многих понятий. Данное обстоятельство послужило основанием для выделения трех этапов в формировании и развитии понятий такого плана:
I этап – накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия;
II этап – интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия;
III этап – использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение, взаимослияние с другими или, наоборот, от дифференцировка).
Указанные этапы являются общими для формирования всех сложных понятий, хотя некоторые из них имеют свою специфику, обусловленную содержательной сутью, местом включения в учебный предмет и гносеологическими особенностями[6, с. 239]..
Формирование и развитие всех понятий представляют собой сложный процесс, основой которого является развитие знаний не только в плане: ощущение- восприятие – представление – понятие – система понятий, но и как накопление опорных знаний – определение и закрепление понятий – дальнейшее развитие их в системе на базе структуры учебного материала. При этом содержание и его структура имеют большое дидактическое значение[7].
В методической литературе, когда говорят об определении и применении понятий в образовательном процессе, обычно используются два выражения: формирование понятий и развитие понятий. Словосочетание "формирование понятий" обычно используют, когда идет речь об определении понятия, выведении его дефиниции (от лат. definitio – определение)[8]. Сформировать понятие – это значит установить существенные признаки предмета, сформулировать определение (дефиницию) понятия и назвать соответствующий термин. Однако определение понятия не есть навсегда данное и неизменное. Чем шире и глубже познания об окружающем мире, тем полнее и точнее понятие, отображающее все более существенные свойства и связи предметов и явлений действительности[9].
Процесс формирования понятий в сознании учащихся признается методистами и дидактами одной из центральных проблем педагогики и методики[10].
Формирование и развитие понятий во многом зависят от правильных и доступных пониманию определений. Они способствуют выделению главного в содержании понятия, следовательно – четкости и ясности его восприятия. Значительную положительную роль выполняет наглядность, особенно демонстрационный и лабораторный эксперимент, а среди логических приемов (наряду с такими, как сравнение, анализ, синтез, обобщение) – вопросы и задания проблемного характера[11].
"Проблема образования понятий является центральной проблемой дидактики и методики потому, что задача обучения – передать молодому поколению опыт, накопленный веками, а этот опыт заключается в понятиях. Овладеть основами науки - это значит овладеть системой основных понятий данной науки". Главная причина непрочного усвоения основ наук в том, что знания учащихся не доводятся до соответствующих понятий, а остаются на стадии восприятия или представления.
Список использованной литературы
- Подласый И.П. Педагогика. Теория и технология воспитания / Москва: 1999/ ВЛАДОС. – 2007. - С. 11
- Буланова – Топоркова М.В. Педагогические технологии// Буланова – Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. – М.: 2004. – С – 336.
- Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит//М.: Педагогика. - 1991.- С. – 48.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания// М.: Педагогика. - 1982. С – 176.
- Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология// М.: Школьные технологии. - 2005. С – 512.
- Ингекамп, К. Педагогическая диагностика / М.: Педагогика. - 1991. - С. – 239.
- Кабанова – Меллер Е. Н. /Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.// М., 1968.
- Казакова Д.В. Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником // Образование в современной школе №11 (72) - 2005.
- Лихачёв Б., Педагогика. Курс лекций. Издание второе, исправленное и дополненное //М.: Омега – Л. - 2005.С – 336.
- Основы текстоведения в школе. / Под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск - 2000.
Безменова, Л. А. К вопросу об обучении учащихся текстовой деятельности / Л. А. Безменова // Приоритетные направления модернизации общего образования: материалы межрегиональной учительской научно-практической конференции. – Томск: ТОИПКРО, 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-138423-1353218382.jpg)
«Развитие мышления школьников в процессе обучения математике»
В статье "Развитие мышление школьников в процессе обучения математике" представлена краткое изложение проблемы РО, технология обучения правилам в системе РО и технологическая к...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-133926-1351552953.jpg)
Анализ текста на уроках литературы как средство духовного становления и развития личности школьника
Статья содержит разработку урока на тему : "Иван Александрович Гончаров Жизнь и творчество. (Обзор).Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова."...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-284700-1478544590.jpg)
Статья на тему "Устное решение задач по химии как средство развития мышления школьников"
С целью интенсификации процесса обученияи эффективности развития мышления,обучающихся важно обучение устному решению задач, начиная с 8 класса. Этот прием ставит школьников перед необходимостью размыш...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-324879-1386236741.jpg)
Диагностика и развитие мышления школьников на уроках математики
Творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-386963-1390838181.jpg)
Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования
Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность. И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523425-1415786432.png)
« РАЗВИТИЕ КОНВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Обобщение опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-104234-1510480244.jpg)
«Метапредметный подход в преподавании математики как необходимое условие развития мышления школьников»
Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Гол...