Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Мозговая-Гирянская Наталия Николаевна

Урок развития речи в 5-м классе по теме:

"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_5_klass.doc89 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt347.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5-м классе по теме:

"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.

Ход урока.

На доске написана тема урока: “Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?”

1. Вступительное слово учителя. Звучит «Песенка о волшебниках» (Г. Гладков – В.Луговой).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, а волшебный: мы будем постигать тайны общения, так как тема нашего урока: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные

слова?"

Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звоним ли мы по телефону, пишем ли письмо, разговариваем ли на перемене – везде происходит общение.

И каждому из нас хочется, чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, но для этого нам необходимо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов будет в нашей речи, тем приятнее будет общаться с нами людям. Вот мы и отправимся сегодня с вами в удивительную, чудесную страну, где познакомимся с разными формами этикета, научимся правильно употреблять их, в зависимости от ситуации общения.

        Добро  пожаловать в «Страну Этикетных слов"!

2. Пятиклассники садятся за столы, которые заранее распределил им учитель, чтобы было удобнее выполнять  групповые задания. На столах лежат разноцветные карточки с заданиями.

На экране:  ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Ученики знакомятся с понятиями «этикет» и «этикетные слова», записывают их  в тетради.

3.Слово учителя:

-Дорогие ребята!  Прежде чем  мы попали  в волшебную страну этикетных слов, мы сказали друг другу: «Здравствуйте!».

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто “здравствуйте”, больше ведь мы

Ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ученики отвечают на  поставленный вопрос в стихотворении  В.Солоухина, рассуждают о роли приветствия в жизни человека

4. Выполнение практических заданий по карточкам.

Задание: выберите из этикетных  слов, только те, которые относятся к теме:

1 группа – «Приветствие»

2 группа – «Прощание»

3 группа – «Просьба»

4 группа – «Отказ»

Пятиклассники выбирают нужные слова и прикрепляют их на разноцветные шары, которые заранее развешены на доске.

Вопрос классу:

- Ребята, а какие слова мы используем в нашей речи, если нужно кого-то утешить?

-А если хотим выразить благодарность?

-В какой форме и при каких условиях нужно употреблять те или иные этикетные слова?

5. Работа со схемой.        

                                        

                                                

Кому

           О ком, о чём

Кто говорит                                                    Где

Когда

Почему

зачем

        Работая с этой схемой, ученики обнаруживают, что изменение какого-либо элемента влечёт за собой выбор иной этикетной  формулы.

        Какое, например приветствие мы услышим в данной речевой ситуации?

Кому (матери)

Цель (приветствие)

Кто (мальчик)

О чём (пожелание добра)

Где (дома)

Когда (утром)

        Стоит изменить только один компонент речевой ситуации, как меняется и речевая формула:

Кому                                 приятелю                 привет! салют!

                                учителю                здравствуйте

                                прощание                пока, до свидания

цель                                 благодарность                спасибо

извинение                прости, пожалуйста

                                 

                                вечером                добрый вечер

когда                                поздно вечером                спокойной ночи

                                днём                        добрый день

Вывод: выбор слов приветствия определяется речевым этикетом, т.е. зависит от того, знакомы вы или нет; от возраста того, кого вы приветствуйте.

6. Работа с учебником.

Выполнение упражнений:         учебник М. М, Разумовской, 336 (устно) 337(письменно) 338 (письменно)

7.Сценка «В автобусе», заранее подготовленная учащимися под руководством учителя.

Пятиклассник Валера входит в автобус и видит знакомую бабушку. В транспорте очень тесно.

-Здорово, бабуля! – кричит Валера знакомой бабушке.

-Здравствуй, сынок! – отвечает бабушка.

Валера обращает внимание на сидящего около него мужчину и, стараясь быть вежливым, произносит:

-Убедительно Вас прошу, уступите бабушке место!

-Пожалуйста, садитесь! – обращаясь к бабушке, произносит мужчина.

Валера достал из кармана деньги и пытается передать их водителю, чтобы оплатить проезд.

 -Будь другом! Передай деньги за проезд!- обращается он к бабушке.

-Извини, сынок, я не могу подняться.

-Сделай одолжение, передай деньги! – обращается он к незнакомому мужчине.

-Мне очень жаль, но я не могу тебе помочь.

-Эй,  передай деньги!- обращается Валера к девочке.

-Еще чего!

Вопросы классу:

-Ребята! Какие этикетные слова Валера употребил неуместно?

-Кто из пассажиров правильно использовал этикетные слова? А кому следует использовать их в своей речи?

8. Беседа о разговоре по телефону.

Учитель. Что такое, по-вашему, телефон? Каково его назначение? Как связаны между собой речевой этикет и телефон? Почему так важно культурно, правильно разговаривать по телефону?

Перечислите жизненные ситуации, когда мы обращаемся к телефону.

Задания группам: разыграть речевые ситуации:

 1 группа – звонок другу домой с определённой целью (узнать домашнее задание)

 2 группа – вызвать «Скорую помощь»

 3 группа – Звонок маме на работу с определенной целью

На экране: опорные слова

  1. Привет
  2. Здравствуй(те)
  3. Прошу Вас
  4. Не сочтите за труд
  5. Пока
  6. До свидания
  7. До скорой встречи
  8. Добрый вечер (день, утро)
  9. Извините
  10. Спасибо
  11. Благодарю за помощь
  12. Пожалуйста
  13. Будь другом
  14. Будьте любезны
  15. Простите за беспокойство

Анализ речевых ситуаций

Вывод:

-Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Ведь только искренне доброжелательное отношение к собеседнику, истинная забота о его благополучии побуждают человека выразить своё дружелюбие, благосклонность с помощью словесных знаков внимания.

9. Работа с учебником .

Выполнение упражнения:         338 (письменно).

Проверка выполнения упражнения.

10.  Подведение итога:

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу, давайте еще раз вспомним, когда и в какой форме мы можем употреблять этикетные слова!

На экране:

  1. Пишем письмо
  2. Разговариваем по телефону
  3. Общаемся с друзьями

                       близкими

                       взрослыми

 ( знакомыми и незнакомыми)

                     

 -Наш урок подошел к концу, но случилось чудо: вы все теперь стали настоящими волшебниками, и помоги вам в этом этикетные слова, которые раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого нам  радостнее жить. Я, надеюсь, что теперь вы будете часто употреблять их в своей речи. Произносите добрые приятные слова и выражения и при этом всегда улыбайтесь!

Домашнее задание: придумайте  речевые ситуации с этикетными словами.

                         

                                           

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"

В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....

презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"

презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.

Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное  обуче...

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...

Тема: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова»

Цели урока:  Образовательная:           познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.Развивающие:...

КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)

Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...