Урок русского языка по теме "Буквы и, ы после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Пикалова Марина Анатольевна

Изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5.docx_i-y_posle_c.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Буквы И и Ы после Ц"

Цели и задачи урока: 

  1.  продолжить формирование орфографической зоркости учащихся, отрабатывать навыки написания корней, суффиксов с орфограммой "Буквы И и Ы после Ц"; формировать умение и желание пользоваться орфографическим словарём;
  2.  развитие умения выделять главное; в изучаемом материале сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, развивать самостоятельность и познавательный интерес учащихся;
  3.  продолжить воспитание бережного отношения к родному языку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.                                                                                              Приветствие. Психологический настрой на урок.                                                                Учащиеся произносят слова:                                                                                                              "Я, Я - самый умный,
Я, Я - самый смелый,
Я, Я все сумею,
Я, Я все смогу.
Я обязательно сегодня на уроке "пятерку" получу.                                                          
Целеполагание:  (Тема записана на доске).                                                                                                                                 - Какова  цель нашего   урока? (Учащиеся  формулируют цели). Обязательно должно прозвучать, что учащиеся хотят научиться грамотно писать, что хотят узнать, когда пишется буква И, а когда - буква Ы в корнях, суффиксах имен существительных, оканчивающихся на -ция.                                                                                                                   - А зачем вам нужно знать это правило? (Учащиеся высказывают свое мнение).                                                                                                                            - Давайте постепенно начнем достигать целей, поставленных нами в начале урока. Первой нашей целью является грамотное письмо. Грамотно мы будем писать в том случае, если станем регулярно повторять уже изученные нами правила и запоминать новые.                                                                                          II. Орфографическая диктовка.                                                                                           "Повторяем все, что знаем, вспоминаем, что забыли". (Комментированное письмо на ранее изученные правила).                                                                                                   Бесчувственный человек, сжигать мосты, восстановление сил, сделать ремонт, разделить на всех, рассердиться на товарища, бесшумный мотор, рассмешить подругу, бесполезная вещь, рассыпать песок, мощный разбег.

III. Новая тема.                                                                                                                         Давайте обратимся к записям на доске:  Ц…нга, ц…ркуль, панц…рь, ц…рк, ц…кл.                                                                                                                          Акац…я, секц…я, акц…я, нац…я, лекц…я.                                                      Отц…, овц…, огурц…, колодц… .                                                                                - В каких частях слова находятся орфограммы?  Изучите правило на стр.108-109, вставьте пропущенные буквы.                                                                                                          - А теперь сделайте вывод и сформулируйте правило  написания букв И и Ы после Ц.

Работа в парах по заданию: Начертите схему, в которой будут охвачены все пункты правила, сформулированные вами.                                                                                               Учитель:                                                                                                                                                 - Давайте обратимся к учебнику и сравним схемы (страница 252). Что написано в учебнике и не было нами сказано? (Ученики должны ответить, что это слова-исключения).                                                                                            - Давайте подумаем, как мы зарифмуем эти слова-исключения, чтобы они легче нам запомнились. (5 минут на творческую работу)                                                                                     IV. Закрепление изученного материала.                                                                          Обозначение орфограммы и условия выбора правильного написания  (упр. 330-332)                                                                                                            Физминутка. Тематическое задание на: потянуться, если в слове после буквы ц  пишем букву и, подпрыгнуть, если в слове после буквы ц пишем ы. Слова: куцый, молодцы, сенцы , цыпочки, борцы, коллекция.                                                                         Подбор слов с изученной орфограммой по орфографическому словарю.                             Работа в парах: Используя слова с орфограммой, изученной на данном уроке, составить тексты на тему «Животные»,  «В цирке».                                                                           Оценивание составленных текстов.                                                                                            Учитель:                                                                                                                                           - Часто ли в речи используем  слова с данной орфограммой? Вывод.                  Упражнение на закрепление «Подбери синоним»: Основной Закон государства (конституция), прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть), инструмент для вычерчивания окружности (циркуль), систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция), плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).                 V. Итоги урока.                                                                                                                      Оценивание своих результатов. Цветограмма.                                                                       Учитель:                                                                                                                                                   - Поднимите карточки голубого цвета, если не допустили ни одной ошибки.                                  - Поднимите карточки зеленого цвета, если допустили 2-3 ошибки.                                                   - Поднимите карточки красного цвета, если у вас 4 и более ошибки.                                                                                                 - Что было сложным в изучении новой темы? Над чем нам еще предстоит работать на последующих уроках? Какую оценку вы поставите себе за сегодняшний урок? (Учащиеся выставляют себе оценки).

VI. Домашнее задание.                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"

Класс  6Предмет  русский языкТема  Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...

Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...

Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"

  На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов.   Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...

Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....