Турнир по русскому языку для учащихся 7 классов « КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Беляева Маргарита Владимировна

 

Знать язык, уметь им пользоваться для воплощения и передачи мыслей, чувств, вдохновения - задача нелегкая. Но вполне выполнимая. И мы надеемся, что вы это докажете сегодня.

Желаем Вам счастливого путешествия!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Турнир  по русскому языку для учащихся 7 классов

« КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ».

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №10

г.Ессентуки

Беляева Маргарита Владимировна

Звучат фанфары. Выходит ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наше путешествие в сказочную страну. Страна эта огромна, состоит она из отдельных княжеств, которые населяют необычные жители. Название этих княжеств вам уже хорошо знакомы. Это Фонетика и Орфоэпия, Морфология и Синтаксис, Лексика и Фразеология и, конечно же, Словообразование. Путешествуя по княжествам на уроках русского языка, вы встречаетесь с разнообразными правилами и законами, которым безоговорочно подчиняются жители этих княжеств. Наука, изучающая эти законы, называется языкознанием. Знать язык, уметь им пользоваться для воплощения и передачи мыслей, чувств, вдохновения - задача нелегкая. Но вполне выполнимая. И мы надеемся, что вы это докажете сегодня.

Желаем Вам счастливого путешествия! Для начала просим подойти капитанов для определения очередности выступлений команд.

 «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД».

7-А: Грядущее близко, дерзай, 7-а!

Вы, точно, способны на многое.

Вы взяли у Лексики столько ума,

Клянитесь всегда любить ее!

7-Б: Пусть людям состариться всем суждено

С научной точки зрения,

Но этот седьмой под литерой «Б»-

Бессмертное поколение.

7-В: Клянись, 7В, ни на момент

Не знать в учебе усталости!

Склоняйте, спрягайте и помните все

До самой глубокой старости.

КОНКУРС 1: «СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА».

Ведущие раздают материал по классам.

Ведущий: Сейчас вы получите карточки с предложениями и листы бумаги, сделайте синтаксический разбор предложений, нанесите на листы обозначение его членов и постройтесь в нужном порядке с листами в руках. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее это сделает.

1). Оставшись одна, Варя тенью бродила по притихшему птичнику.

2). Вдруг дед, грозно смотревший на меня, вышел на середину комнаты.

3). Облака, протянувшиеся к западу, едва пропускали лучи солнца.

Жюри оглашает оценки.

КОНКУРС 2; «ЭСТАФЕТА СМЕКАЛИСТЫХ».

Ведущий: Для проведения этого конкурса команды выстраиваются в шеренгу. На вопросы игроки отвечают по очереди, поднимая карточки с нужными номерами. Каждый правильный ответ приносит команде одно очко.

Вопрос первый.

Какое слово не является однокоренным двум другим: горе;     горький;   горемыка.

Вопрос второй.

Какое слово не является синонимом двум другим:

интересный; интересующийся; занимательный.

Вопрос третий.

Какое их слов произнесено не верно: удобнее;  черпая; понявший.

Вопрос четвертый.

Какое из слов не изменяется по числам: леса; люди; класс.

Вопрос пятый.

Какое из слов не изменяется по падежам: читал; умный; что-то.

Вопрос шестой.

В каком слове нет окончания: фестиваль; удивился; подумав.

Ведущий: Вот и закончился очередной конкурс. Пока жюри подводит итоги, мы проверим знания болельщиков.

(Проводится игра с болельщиками).

Вопрос 1. Что можно приготовить, но нельзя съесть (уроки).

Вопрос 2. Чем больше вы из нее берете, тем больше она становится (Яма).

Вопрос 3. Какой самый короткий месяц в году? (Май).

Вопрос 4. Когда мальчика называют женским именем? (Когда долго спит - Соней).

Вопрос 5. Какие два местоимения, сложенные вместе, мешают движению транспорта? (Я-мы)

Ведущий: Жюри готово объявить результаты.

(Объявление результатов).

КОНКУРС 3. «РЕШЕНИЕ КРОССВОРДОВ».

Ведущий: А теперь следующий конкурс, который потребует от вас богатого словарного запаса. На решение кроссворда вам дается две минуты.

(Раздаются кроссворды)

  1. Знак препинания
  2. Состоит в русском языке из 33 знаков – букв.
  3. Центральная единица языка, служащая для именования и сообщения о предметах, признаках, процессах и отношениях.
  4. Главный член предложения.
  5. Служебная часть речи, не употребляется самостоятельно, всегда относится к какому-нибудь существительному.
  6. Главная часть слова.
  7. Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие при основном.
  8. Второстепенный член предложения.
  9. Знак препинания, обозначающий полную законченность повествовательного невосклицательного предложения.

1.

2.

4.

8.

3.

9.

6.

5.

7.

1.З

2.А

П

Я

Т

А

Я

4.П

Л

О

Ф

Д

А

8.Д

3.С

Л

О

В

О

О

Е

И

П

Ж

Т

9.Т

О

Ч

К

А

А

Л

Щ

6.К

Н

5.П

Р

Е

Д

Л

О

Г

Е

Е

Р

Н

7.Д

Е

Е

П

Р

И

Ч

А

С

Т

И

Е

Н

Е

Ь

(Объявление результатов).

КОНКУРС 4. «ИЗОБРАЗИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ».

Ведущий: Начинаем следующее состязание. На карточках, которые вытянут капитаны, написаны фразеологизмы. После одной минуты подготовки команда должна изобразить его так, чтобы болельщики угадали, о чем идет речь.

-Капитаны, подойдите для получения задания.

Как рыба в воде

Толочь воду в ступе

Совать свой нос в чужие дела

Развесить уши

Точить зубы

Прикусить язык

Строить глазки

Водить за нос

Чесать языки

Клевать носом

(Жюри оценивает конкурс).

КОНКУРС 5. «КОНКУРС КАПИТАНОВ».

- Сейчас я прошу капитанов команд выйти сюда. Каждый из вас будет отвечать на вопросы в течение одной минуты. Выиграет тот, кто назовёт больше правильных ответов за одну минуту. Первым будет отвечать капитан 7А класса.

1. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания? (пунктуация)

2. Слова, вошедшие в русский язык из других  языков.(заимствованные)

3.Кто, согласно известной пословице, “платит дважды?” (скупой).

4.Слова с противоположным значением.      (антонимы)

5.Кто написал сказку “Гадкий утёнок” (Г. Х.Андерсен)

6.Назовите одним словом - Храбрый человек       (храбрец).

7.Какая приставка в слове «прекрасный»? (пре-)

8.Как изменяются наречия? (Наречия не изменяются)

9.Сколько склонений в русском языке? (Три)

10.Раздел языкознания,   изучающий части речи. (морфология)

11.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение)

12.Предложение, в котором нет второстепенных членов. (нераспространённое)

13.Что изучает фонетика? (звуки)

14.Слова, употребляемые только жителями той или иной местности. (диалектизмы)

15.Что изучает морфемика? (части слова)

16.Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (Орфограмма)

17.Что изучает синтаксис? (словосочетание и предложения)

18.Новые слова, возникающие в языке. (Неологизмы)

19.Фамилия известного автора-составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»  (Даль В. И.)

20.Назовите одним словом - Ленивый человек       (лентяй).

21.Раздел науки о языке, изучающий части речи. (Морфология)

22.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как? (обстоятельство)

23. Кто написал сказку “Карлик Нос” (Вильгельм Гауф)

24.Из чего состоят гласные буквы? (Голос)

25.Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог)

26.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (дополнение)

27. Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (Причастие)

28.Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению? (Омонимы)

29.Как звали братьев-монахов, которые в IX веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)

30.Образуйте форму множественного числа от существительного ВЫСОТА (высоты)

31.Как в современном языке звучит древнерусское слово «град»? (Город)

32.Как еще называют главные члены предложения? (Грамматическая основа)

33. Каких звуков больше в русском языке? (Согласных)

34. В  слове СОЛНЦЕ количество букв и звуков совпадает (нет, букв больше)

35.Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (Предлог)

36.Как пишется частица НЕ с глаголами, употребляемыми без нее? (Раздельно)

37.Как пишутся со словами частицы «то», «либо», «нибудь»? (Через дефис)

38.Назовите одним словом - Болтливый человек    (болтун).

39.Кто написал сказку “Сказка о рыбаке и рыбке” (А. С. Пушкин).

40.Какой звук обозначает Ь? (Не обозначает звука)

41. Какой тип речи очень напоминает геометрическую теорему? (Рассуждение)

42. Сколько букв в русском алфавите? (33)

43. Образуйте форму множественного числа от существительного ДЛИНА (длины)

44.Какая приставка в слове ПРЕВОСХОДНЫЙ (ПРЕ-)

45.Слова, отличающиеся лишь оттенком лексического значения (синонимы)

(Жюри оценивает конкурс).

КОНКУРС 6. «ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ».

Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, -  ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую. А впереди вас ждёт и орфографическая дуэль тоже. Ваша задача – расставить ударения. От каждой команды я приглашаю по одному участнику.

Расставьте ударения  в словах

      Свекла                              Торты
     Досуг                                 Квартал  
     Балуясь                             Звонит  
     Щавель                             Каучук
     Красивее                          Начатый
     Вы правы                         Она начала
 

(Жюри оценивает конкурс).

КОНКУРС 7. «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ».

- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.                                      - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. От каждой команды я приглашаю по одному участнику. Вставьте пропущенные буквы.

1.Бул..он кур..ный
2. К..тлеты св..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпот груш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой

1. Бульон куриный

2. Котлеты свиные

3. Пельмени

4. Шампиньоны в масляном соусе

5. Компот грушевый

6. Кисель клюквенный

7. Пирожное бисквитное

8. Пирожки с печёнкой

(Жюри оценивает конкурс).

КОНКУРС 8. «УСТАРЕВШИЕ СЛОВА».

- Вызываются по одному участнику команд. Ваша задача подобрать синонимы к устаревшим словам.

  1.  Око – глаз
  2. Чело – лоб
  3. Чрево – живот
  4. Перст – палец
  5. Вежды – веки
  6. Уста – губы
  7. Длань – ладонь
  8. Десница – правая рука

КОНКУРС 9. «СОСТАВЬ СЛОВО».

Ведущий: И, наконец, последний конкурс. По команде игроки должны за две минуты составить как можно больше слов из слова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Подведение итогов конкурса.

Ведущий: Вот и закончилась игра. Подошло к концу наше путешествие по стране «Русский язык». Участвуя в конкурсах, вы решали задачи, отгадывали кроссворды, отвечали на вопросы. Ну а теперь, как говорится, конец - делу венец. Нам хочется верить, что в сегодняшнем конкурсе не будет проигравших. Ведь он показал, как интересно изучать русский язык, как много в нем тайн. Именно так - весело - надо изучать жизнь языка, его законы, отражающие эту жизнь. Неслучайно замена тельный детский писатель К.И. Чуковский назвал свою книгу «Живой как жизнь». Помните, что, изучая наш язык, вы имеете дело с живым организмом. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми и недостойными словами. Наш язык - это великое сокровище, созданное на протяжении многих веков истории народа.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса по русскому языку для 9 класса "Грамотей"

Предлагаемая программа курса  позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по этому предмету на повышенном и высоко...

Проект повторительно-обобщающего урока "Кто грамоте горазд - тому не пропасть"

Цель урока - закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 классов "Грамотеи"

Игра "Грамотеи" для обучающихся 6-х классов направлена на повышение интереса к изучению русского языка. Помогает обобщить пройденный материал....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» Уровень образования – основное общее 6 класс. Количество часов: 35

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, Программой развития УУД на ступени ООО. Программа ...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГРАМОТЕИ» (внеклассное мероприятие по русскому языку) 6-й класс

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГРАМОТЕИ»(внеклассное мероприятие по русскому языку) 6-й класс...