система работы по развитию речи на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

 

Чтение является необходимым компонентом обучения русскому языку в школе, на базе которого развивается и совершенствуется умение излагать собственные мысли. Формируя у учащихся навыки чтения, учитель подготавливает их к различным видам воспроизведения прочитанного, прежде всего к пересказам – краткому и подробному. Развитый навык чтения позволяет перейти к другим способам использования текста в процессе развития речи учащихся: письменному изложению услышанного или прочитанного, выражению собственных мыслей (написание сочинения, подготовка докладов, сообщений, составление конспектов, тезисов, написание рецензий, аннотаций).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка.

Притча о глухом, слепом и немом.

Пришли глухой, слепой и немой к Богу.

- Скажи, Господи, за что нам такое несчастье?

- Тебе, - сказал Бог глухому, - за то, что ты никого не слушал, кроме себя. Теперь ты никого не слышишь, и ничто тебе уже не мешает слушать собственные речи и мысли.

- Тебе, - обратился Всевышний к слепому, - за то, что ты никогда никого и нечего не хотел замечать кроме себя и своих нужд. Теперь ты избавлен от труда, зрить то, что не желал видеть.

- А тебе, - продолжил Господь, указывая на немого, - дана возможность помолчать, ибо переговорить и переслушать тебя было невозможно. Вы получили всё, - сказал Бог всем, - что хотели, почему же вы не радуетесь, а скорбите?

Но несчастные не ответили. Никто из них не предполагал, что счастье, о котором они так мечтали, обернётся горем.

Нужно помнить, что уши даны человеку, чтобы слышать и слушать, зрение – чтобы смотреть и видеть, а язык – чтобы общаться, понимать через речь другого и быть понятным.

Эта притча как нельзя лучше иллюстрирует необходимость работы над развитием речи учащихся.

«Чтобы открыть уста детей» - так формулировал основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист 20 века В.И. Чернышёв. Поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развить врожденный дар слова –это и есть «открыть уста детей».

Развитие речи – процесс овладения речью, её восприятия и выражения своих мыслей. Для работы над развитием речи на уроках необходимо создание ситуации потребности общения, выражения мысли, наличие значимого материала, составляющего содержание речи, владение теоретическими знаниями о языке постоянная корректировка речи.

Система работы по РР включает организацию речевых ситуаций, словесную работу, синтаксические упражнения, работу над текстами, выразительное чтение, исправление и совершенствование речи. Вся работа опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики.

Чтение является необходимым компонентом обучения русскому языку в школе, на базе которого развивается и совершенствуется умение излагать собственные мысли. Формируя у учащихся навыки чтения, учитель подготавливает их к различным видам воспроизведения прочитанного, прежде всего к пересказам – краткому и подробному. Развитый навык чтения позволяет перейти к другим способам использования текста в процессе развития речи учащихся: письменному изложению услышанного или прочитанного, выражению собственных мыслей (написание сочинения, подготовка докладов, сообщений, составление конспектов, тезисов, написание рецензий, аннотаций).

Фактически текст, на основе которого производится обучение чтению, выступает для учащихся в роли текста образца: анализируя и интерпретируя его, учащиеся усваивают нормы и возможности различных высказываний. Поэтому на уроках русского языка и литературы большое внимание уделяется работе над осознанным выразительным чтением. Практикуют чтение про себя, шёпотом и вслух, засекая время чтения, с последующим выявлением осознанности чтения. Учащиеся по прочтении текста получают задание восстановить текст по памяти (вписать пропущенные слова), сформулировать вопрос по прочитанному тексту, подобрать задание к тексту, составить текст на основе данной модели, дополнить текст фрагментами. Данные виды работы над текстом позволяют уже в 5 классе начать работу над комплексным анализом текста.

Ведётся учет и скорости чтения. Навык чтения отслеживают с 5 по 9 классы. Например: Абдулина Ксюша в 5 классе читала 56 слов в мин., Ахматгалиева Алина – 94 слова. В 6 классе 112, 141, в 7 – 130,142, в 8 – 148, 170, в 9 – 136, 174. Колпащиков Рома в 5 классе читал 73 слова в мин., в 6 – 78, 7 – 76, в 8 – 91, в 9 – 127.

Работа на РР предполагает расширение словарного запаса учащихся. На каждом уроке проводится словарная работа. Дети знакомятся с новыми словами, разными способами толкуют значение слова, учащиеся группы В работают с толковым словарем. Скудностью словарного запаса объясняется неспособность подобрать проверочные слова к словам с безударными проверяемыми гласными и проверяемыми согласными. В 6Ж практикую игру в лото «Секреты орфографии».

Существенную роль в механизме речи играет память. У большинства учащихся 5Е и 6Ж кратковременная память. Многие из них не способны логически выстроить свою речь, осознать ее, использовать теоретические сведения на практике. Все сводится к механическому, пустому заучиванию. В «Справочнике» зарисовываем, записываем схемы, опоры, которые называем шпаргалками. Это позволяет учащимся со слабой памятью вытроить устную речь.

На работу над устной связной речью обычно не хватает времени. Мы довольствуемся короткими односложными ответами. Детям не хватает общения в семье, в школе. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, а не по тому как дети умеют воспринимать услышанное, прочитанное, как умеют говорить и писать. Именно у пятиклассников надо совершенствовать устную ,научную и разговорную речь, обучать их словесной вежливости. Поэтому поощряю ребят, которые хорошо готовят устные уроки (ответы по учебнику, пересказы, устные сочинения). Стараюсь отметить каждое развернутое устное высказывание. В классах с небольшой наполняемостью каждый ученик имеет возможность хотя бы раз в неделю быть в роли выступающего перед классом. И к 9 классу у детей не будет разного рода комплексов. Они овладевают речью публицистической, творческие задания будут соответствовать предъявляемым требованиям.

Хорошо известно, что в устной речи ребенок овладевает сложными грамматическими формами без всякой теории. Включить эти формы в письменную речь гораздо труднее. Возникает необходимость контролировать логику изложения мыслей, своевременно замечать и устранять ошибки и недочеты, как в содержании, так и в языковом оформлении. В 5 и 6 классах по мере возможности проверяю черновые варианты сочинений и изложений, указываю все виды ошибок, включая и речевые, для самостоятельной последующей работы над черновиками. Практикую как компонент учебной деятельности учеников самоконтроль и взаимоконтроль в старших классах. Провожу совместную работу учащихся над созданием речевого высказывания на основе предварительно созданных учениками текстов. Эта работа очень результативна в классах компенсирующего обучения. Например, после изучения рассказа Распутина «Уроки французского»  и Искандера «Тридцатый подвиг Геракла» учащиеся пишут сочинение об учителе. Ученица начинает его так: «Лидии Михайловне было 25 лет. Жила она ядом со школой в учительском доме. В ее комнате было много книг…». Дети сами указывают ошибку: для читателя сочинения не понятно, кто такая Лидия Михайловна. Часто смысловые ошибки создают комический эффект. При этом написавший такое предложение не сразу понимает, почему все смеются (с разрешения класса отрывки из сочинений зачитываются вслух). «Надо делать все уроки сразу, не откладывая на потом, или надеяться на авось, потому что можно получить двойку». «Получу высшее образование, заведу жену, наделаю детей» - пишет девятиклассник.

При изучении орфографии учащиеся уровней Б и А создают тексты, включив в них как можно больше слов на изучаемую орфограмму. Уровня Б составляют отдельные предложения: Шел по шоссе жокей, жевал шоколад. Услышал шорох в кустах крыжовника, зашептал: «Не буду больше щеголять».

Работа над развитием речи тесна связана с творческими заданиями и заданиями поискового характера. В 5 классе учебник Кутузова предусматривает уроки «Проба пера». Дети сочиняют произведения разных жанров. Например, сказка Гудимы Анны «Свечки и спички»:

На полке в коморке у бабушки Клавы жил паучок-старичок. Он жил в домике-паутине. По соседству жили спички и свечки. Давно ими не пользовалась бабушка Клава. Между спичками и свечками часто возникали ссоры. Они спорили о том, кто из них нужнее бабушке. Однажды во время грозы пропало электричество, и бабушка Клава вспомнила о спичках и свечках. При помощи спичек она зажгла свечки, и в комнате стало светло и уютно.

По паутине сполз паучок-старичок и сказал:

- Вот видите, нашей хозяйке понадобились и вы, спички, и вы, свечки. Без спичек бы не зажглись свечки, а без свечек не было бы светло в доме.

Как уже ни раз говорилось, одно из условий для успешной работы над развитием устной и письменной речи – это создание доверительной обстановки, когда у учащихся возникает желание высказать свои мысли. Что очень важно на уроках литературы. На последнем уроке, посвященном изучению комедии «Горе от ума» ученик высказал мысль: «Не подслушивала бы Софья объяснения Молчалина с Лизой, все сложилось бы для героев более или менее благополучно». Какую бурную реакцию со стороны девочек вызвала эта реплика! Даже те, кто обычно не принимает участия в обсуждении ,поднятых на уроке проблем были вовлечены в общий спор, который в итоге вылился в рассуждение о счастье, о любви. Только ради таких, к сожалению редких моментов, стоит работать.

РР неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Оно может протекать стихийно, но такая речь может оказаться неправильной, бедной. Успешной она может быть только при условии единых требований ко всем ее формам на протяжении всего образовательного процесса.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках русского языка

Презентация к работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка...

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Работа по развитию речи на уроках русского языка (6 класс)

В учебниках русского языка заданий, направленных на подготовку детей к экзаменам, практически нет. Требования новые, а учебники старые.Самое сложное – это усвоение детьми речевых знаний. Уроков развит...