Работа над монологической речью на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Соломатова Зинаида Борисовна

Формирование монологической речи учащихся на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form_mon_rechi.doc862.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24» г. Перми

Работа над монологической речью на уроках русского языка  как средство развития коммуникативной компетентности учащихся

( проект)

                                                    Работу выполнила Соломатова З.Б..,

                                                         учитель русского языка и литературы

                                           

2014г.

Актуальность

Как показывает практика, ученики среднего звена недостаточно владеют монологической речью: их речь бедна, невыразительна. Потому в общей системе упражнений по развитию связной речи должна быть предусмотрена система работы по воспитанию навыков монологической речи. Тем не менее, развитие речи как определённая область теории методики начинает только складываться. Об этом свидетельствует недостаточная разработанность таких основополагающих категорий и понятий методики, как разделы работы по развитию речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития речи учащихся. Несмотря на это школа должна научить учащихся языку правильному, чистому, т.е. свободному от излишних заимствований из других языков, вульгаризмов, диалектизмов. Школа должна привить учащимся умение свободно, правильно и логически осмысленно (с необходимыми интонациями, паузами и ударениями) читать, а также связно, последовательно излагать свои мысли. Иными словами, сформулировать языковую культуру ученика. Роль педагога в том, чтобы сделать этот процесс организованным, целенаправленным, создать благоприятные условия для нормального его протекания.

В соответствии с  требованиями ФГОС и Концепцией реализации компетентностно-ориентированного образования актуальными в социально-экономической ситуации являются следующие компетентности:

- коммуникативная

 - информационная

- рефлексивная

- учебно-исследовательская,  проектная

- технологическая

- социальная

         Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная - это готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

       Умение общаться – это одно из важнейших  умений ученика школы. Для учителей русского языка и литературы данное направление в работе очень важно, так как успех в речевом развитии ребёнка определяет его завтрашний день, результат усвоения других школьных предметов, а в дальнейшем - вузовских дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни. В результате освоения содержания общего образования учащийся должен овладеть следующей коммуникативной деятельностью:

-адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста;

- осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров и проводить их анализ;

- владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение;

- уметь использовать выразительные средства языка;

- использовать различные источники информации.

     Формировать вышеуказанные умения учащихся поможет работа над монологической  речью на уроках русского языка.

                        Противоречия и постановка проблемы

          Анализ моей  работы показал, что учащиеся нашей школы 5-9 класс испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникации. Они получают задание,  но не могут понять, в чём суть. При выполнении коллективного задания не могут согласовать свою позицию и действия с действиями других, затрудняются высказывать свою точку зрения, потому что не знают, как построить предложение, не могут отстаивать точку зрения, строить хороший монолог. Детям  трудно свободно говорить (перед классом), делать сообщения. Диагностика устной речи учащихся 5 класса показала, что есть затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, беднота выразительных средств, нехватка словарного запаса, односложность при ответе и т.д. Учебники, программы отстают от сегодняшних требований к обучению, а в школу попадают дети с разным уровнем готовности, у каждого ребёнка свой умственный потенциал, свои возможности. Но государство предъявляет выпускникам единые требования.

         Выявилось противоречие между желаемым качеством и реальным результатом развития монологической речи учащихся.

          Я   считаю, что одной из основных проблем в этом противоречии является недостаточность эффективных методических приёмов и отсутствие системы в их использовании педагогом.

Определение цели проекта

Целью моего проекта является создание системы приёмов для развития монологической речи учащихся.

Для достижения цели ставлю  следующие задачи:

а) для учителя

  1. Изучить теоретические основы развития коммуникативной компетентности;
  2. Проанализировать собственный опыт по проблеме через систему диагностик;
  3. Овладеть новыми технологиями, приемами развития монолога,  оценить их эффективность;
  4. создать систему приёмов и внедрить в обучение.

б) для учащихся

     повысить качество образования учащихся.

Гипотеза  проекта

     Если будет создана система приёмов развития монологической речи, апробирована и внедрена в процесс обучения, то речевая компетентность выпускника будет приближена к требованиям  ФГОС и стандарта.

Основные идеи проекта

В основе моего проекта лежит концептуальный блок 

 педагогических идей: идеи личностно-ориентированного подхода в обучении, разноуровнего обучения и новая идея - компетентностно-ориентированного обучения, где меняются цели обучения, само содержание урока, методы, технологии, приемы. А также технологический блок: подбор и создание системы приемов развития монологической речи, что и является

новизной  проекта.

Ожидаемый результат

        Ожидаемым результатом педагогического проекта является – создание комплекса приемов развития монологической речи для учащихся 5 – 9 классов, который направлен  на развитие коммуникативной компетентности ученика. 

                                     

Участники проекта:

Учитель и учащиеся  6 « А» класса.

                                       Сроки проведения проекта: (рассчитан, направлен)

 2014 – 2018 уч. годы (5 – 9  классы)

                                             Этапы проекта

  1. Подготовительный этап:
  •  изучение нормативных документов;
  • изучение новых педагогических технологий (метода проектов, критического мышления, ГСО, технологии компетентностно - ориентированных заданий, портфель достижений ученика);
  • анализ собственного опыта по проблеме;
  • изучение программных требований к монологической речи, методической литературы.

                                     2.Практический этап:

  • подбор и апробация приемов;
  • создание картотеки приемов для  работы над монологом;
  • отслеживание эффективных приемов, через различные виды языковой деятельности (экзамены, олимпиады, конкурсы и т.д.).

3.Рефлексивный этап:

  • создание системы приемов развития монологической речи;

 написание статьи.

  • Провести оценку результативности проекта.
  • обобщение и распространение наработанного опыта (выступления на ШМО, РМО).

Реализация проекта

В начальных классах вся работа учителя направлена сначала на овладение чтением и лишь потом на развитие речи. Передо мной встала  задача : как правильно и грамотно научить говорить ребенка, формулировать свои мысли, выражать их  как в устной, так и в письменной форме.  Поэтому работу  над формированием монологической речи  я провожу поэтапно.

         Три основных направления моей работы:

5- 6 класс: Слушание,   мотивация и актуализация.

работа над умением строить монолог, умением строить ответ на вопрос, давать краткий, сжатый, подробный пересказ; работа над умением писать сочинения, изложения, отзывы, рефераты, аннотации, рецензии и т. д.

7 класс:  Практическое освоение материала через диалоги, работа с карточками- клише.

работа над умением вступать в диалог, выразительно читать, анализировать, оформлять, задавать вопросы: ученик-учитель, группа-группа, ученик-ученик.

8-9 класс:  Аргументация собственной позиции.

Умение участвовать в полилоге. Конференции, диспуты, дискуссии, ролевые игры, дебаты.

        Устный ответ является самым распространённым монологическим высказыванием. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

        На первом этапе работы предполагается    изучение  требований к монологической речи учащихся и выработка  критериев  оценки устных ответов

(см. приложение № 1).

        Для  изучения  личностных  особенностей  темперамента детей, чтобы  найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовалось психолого-педагогическое сопровождение. Также была создана психологическая  карта  класса (см. приложение № 2).

    На начальном этапе была проведена работа по  диагностированию умений использования  монологической речи. Использовалась  входная диагностика – сентябрь, итоговая – май. Диагностика умения слушать, диагностика письменной речи, диагностика умения говорить. (см. приложение № 3).

         Для эффективного  развития  монологической  речи учащихся   я использую следующие приёмы:

  1. Анализ текста.
  2. Составление плана.
  3. Составление композиционной схемы высказывания.
  4. Слуховой диктант.
  5. Лекция по плану.
  6. Анализ заранее подготовленных высказываний

(см. приложение № 4)

 

        Приём «Анализ текста» сопровождается работой с памятками, которые помогают учащимся знакомиться с лингвистическими понятиями: типы речи (повествование, описание, рассуждение)

        Урок в деятельностном  режиме - это урок, направленный на развитие коммуникативных способностей учащихся. На таких уроках можно чётко увидеть мотивационный принцип учения: живой интерес, желание работать. Особый интерес для учащихся представляют задания в деятельностном режиме. Такие задания можно предлагать на уроках или в качестве домашнего задания. Эффективность таких заданий трудно переоценить, так как ученик получает практические навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

        Учебно-исследовательская компетентность тесно связана с коммуникативной и информационной. На научно - исследовательской конференции , где предполагается  защита исследовательских работ и проектов, учащиеся должны будут  успешно защитить свои работы, проявить коммуникативные умения и навыки.

        Таким образом, развивая монологическую речь учащихся, я придерживаюсь  единых требований оценивания устных ответов, регулярно будет проводиться  диагностика отрабатываемых умений,  будут подобраны  приёмы, технологии развития коммуникативной компетентности учащихся,  уроки  будут проходить в деятельностном  режиме.

         Развивать учебно-коммуникативные умения надо не только на уроках русского языка, но и на других предметах учебного цикла. Цепочка учебно-коммуникативных умений позволит всем учителям участвовать в развитии УУД.        

        

                                 

Цепочка учебно-коммуникативных умений

5-6 класс

7 класс

  1. Различать научный, художественный и публицистический тексты.
  2. Создавать тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.
  3. Задавать вопросы разного вида.
  4. Вести диалог.
  5. Кратко формулировать свои мысли.
  6. Писать заявления.
  1. Составлять сложный план.
  2. Комментировать текст.
  3. Владеть приёмами риторики.
  4. Уметь вести дискуссию, диалог.
  5. Выслушивать и объективно оценивать другого.
  6. Писать аннотации.

8 класс

9 класс

  1. Составлять сложный и тезисный планы.
  2. Готовить доклады, рефераты.
  3. Выступать перед аудиторией.
  4. Рецензировать устный ответ, сообщение, доклад.
  1. Делать сообщения, доклады на разные темы с использованием различных источников.
  2. Участвовать в дискуссии.
  3. Составлять конспект текста, выступления.
  4. Выполнять реферативные работы.

Таким образом, использование разнообразных приёмов развития коммуникативной компетентности на уроках русского языка в 5-9  классах позволит  сделать образовательный процесс более индивидуализированным, поможет  развивать способности каждого ученика и создаст  условия для повышения качества современного образования.

Предполагаемый результат.

  • Учащийся должен уметь :
  • свободно воспроизводить содержание произведения  или лингвистического текста;
  • анализировать и интерпретироватьтекст, объяснять его связь с проблематикой произведения и теорией языка;
  • выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы текста
  • выделять авторскую и свою собственную позицию в тексте;
  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению или лингвистическому тексту;
  • писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров   морально-этической  и лингвистической направленности.
  • У учащихся будет сформирован навык:
  • рефлексии, т.е. самонаблюдения, самооценки.
  •  навык коммуникации и  общения , а также  умения адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.

                                          Приложение № 1

 Требования к монологической речи. Оценка устных ответов учащихся.

       При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности;      3) языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки а подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

    Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

                       

                                      Приложение № 2                      

                 Личностные особенности детей 5 класса

Интроверт, меланхолик – легко расстраивающийся, тревожный, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий.

Экстраверт, холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, импульсивный, оптимистичный, активный.

Экстраверт, сангвиник – общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринуждённый, жизнерадостный, склонный к лидерству.

Интроверт, флегматик – осмотрительный, рассудительный, благоразумный, доброжелательный, управляемый, контролируемый, внушающий доверие, надёжный, ровный, спокойный.

                   

   

                     Приложение № 3

                         Методика проведения диагностики

        Подбирается текст для слухового диктанта (в 5 классе 7 предложений). Каждое предложение проговаривается учителем только один раз. Учащиеся внимательно слушают и записывают.

При проведении  итоговой диагностики также подбираются 7 связных предложений. Проводится анализ, и результаты сравниваются.

                   Методика проведения

     Диагностикой письменной речи являются сочинения и изложения учащихся.

     Проводится анализ содержания работ. Выявляются речевые ошибки. Затем они классифицируются (нарушение композиционной стройности, логические ошибки, нарушение точности и выразительности речи).

     После работы по исправлению и предупреждению этих ошибок при помощи специальных методов и приёмов, проводится итоговая диагностика.

                                        Приложение № 4

           Основные приёмы, которые я использую в работе над темой:

  1. Анализ текста.

      а) анализ исходного текста проводится для того, чтобы ученики уяснили, о чём и как говорится в тексте, на основе которого им предстоит создать свой текст. Осмысление содержания и структуры текста – условие его успешного воспроизведения. Поэтому в процессе беседы по тексту важно ставить такие вопросы, которые помогли бы ученикам определить основную мысль автора, выделить главное, основное, установить последовательность развёртывания событий, их причинно-следственную связь, структуру текста, особенности его языкового оформления.

    Анализ содержания и структуры исходного текста, как правило, завершается составлением его плана.

    б) анализ текстов на этапе подготовки к сочинению «использование образца». Анализ образца позволяет познакомить учеников с особенностями предстоящего высказывания; организовать поиск и подвести учащихся к осознанию важных речеведческих понятий.

    Большое значение при подготовке устных высказываний имеют «звучащие» образцы устной речи (грампластинки, магнитофонные записи ученических высказываний, устные высказывания учителя и.т.д.). Их использование позволяет обратить внимание учащихся на звуковые средства выразительности устного слова, такие, как основной тон высказывания, темп, громкость и т.д.

    Анализ текстов негативного характера позволяет ввести в сознание учащихся некоторые сведения теорико-практического характера для овладения ими на практическом уровне.

    Редактирование своего и чужого текста. Анализ недочётов предполагает поиск правильного, лучшего варианта выражения мысли и завершается исправлением предложенного для анализа текста.

   в) анализ подготовленных учащимися высказываний, их обсуждение – беседа, в процессе которой подводятся некоторые итоги определённого этапа работы, В процессе обсуждения устных высказываний учащиеся усваивают требования, которые предъявляются к устным и письменным высказываниям, и привыкают самокритично относиться к своей речи. Кроме того, участвуя в беседе-обсуждении, школьники учатся слушать, делать наброски и выступать в условиях, близких к тем, которые существуют в жизни.

  1. Составление плана.

Особенность этого приёма состоит в том, что он одновременно является способом речевой деятельности. Этот приём можно использовать в среднем звене в тех случаях. Когда проводятся коллективные наблюдения и ученики вводятся в процесс собирания материала и его фиксации. По мере того как ученики овладеют умением планировать высказывание и собирать к нему материал, коллективное составление плана перестаёт использоваться как приём.

  1. Составление композиционной схемы высказывания.

Используется при ознакомлении с новым типом текста или новой композиционной формой речевого произведения. Композиционная схема может быть словесной и графической. Например, схема рассуждения: 1) тезис, 2) доказательство, 3) вывод. В процессе работы над конкретным высказыванием ученики сами превращают композиционную схему в план, что является предпосылкой, обеспечивающей самостоятельность высказывания.

  1. Приём «Слуховой диктант»

Цель приёма: формирование умения слушать.

 Подбирается текст диктанта. Сначала предложения берутся небольшие, потом усложняются (в 5 классе – 6 предложений, в 6 – 7, в 8-9 и т. д.). Каждое предложение проговаривается учителем только 1 раз. Учащиеся записывают предложения. Проводится анализ.

  1. Приём «Лекция по плану»

Цель приёма: активизация внимания учеников к содержательной стороне речи.

Учитель на доске заранее записывает план, таблицу, схему лекции. Перед учениками ставится задача слушать лекцию учителя, выбрать и записать материал, соответствующий каждому пункту плана в виде тезисов (8-11кл.) или в виде кратких предложений (5-6кл.). Можно попросить выписать даты, места жительства и т. д. Затем проводится анализ работ.

  1. Приём «Анализ заранее подготовленных высказываний»

Цель: научить слушать высказывание товарища, развивать внимание и культуру слушания.

Каждый ряд получает предварительно задание: одни следят за тем, как говорящий раскрывает тему высказывания, другие – за языковым оформлением излагаемого, третьи – за тем, как выступающий использует определённые средства выразительности речи. Замечания записываются по ходу изложения, т. е. делаются наброски, которые будут использоваться при обсуждении. Затем даётся время для подготовки анализа выступления. Учащиеся приводят в систему записанное, продумывают устную рецензию (у каждого ученика есть памятка для анализа устного выступления).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение ин­тереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

формирование умений и навыков  речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. ...

Диалоговые технологии на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся

Данная разработка представляет собой адаптированную систему упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного общего образования и средн...