Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
презентация к уроку по русскому языку на тему

Ягова  Оксана  Константиновна

формирование умений и навыков  речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_s_tekstom_na_urokakh_russkogo_yazyka.ppt355 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся (текстоцентрический подход)»

Слайд 2

Родной язык – его словарный состав и грамматический строй – мы узнаём не из словарей и грамматики, а из конкретных высказываний конкретных людей… М.М. Бахтин

Слайд 3

Актуальность темы Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Слайд 4

Основными целями изучения русского языка в школе являются : -обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; -овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Слайд 5

Падение речевой культуры учащихся ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕОБХОДИМОСТЬ «активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач»

Слайд 6

Формирование коммуникатив ной компетентности 1.Отсутствие в учебниках русского языка качественных текстов 2.Один час русского языка в старших классах 3.Нацеленность старшеклассников на «натаскивание» результатов обучения

Слайд 7

ПРОБЛЕМА Таким образом в моей педагогическойдеятельности возникла проблема : противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня несформированности коммуникативной компетентности и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Слайд 8

Цель: формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. Задачи: 1) внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся и формирования у них коммуникативной компетентности; 2) создать банк данных тематического текстового материала, разработать способы практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

Слайд 9

Реализация Через синтез классической методической традиции и современных новаций: рекомендации Т.М.Пахновой, методику поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. 1. Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. 2. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. 3. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. 4. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного.

Слайд 10

Текст, прежде всего, должен быть интересным в интеллектуальном и эмоциональном плане, должен способствовать духовному развитию. Поэтому использую на уроках языка для анализа тексты из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром», сказки-притчи О.М.Безымянной, чудесные сказки Т.Абрамцевой, фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.

Слайд 11

. Учебники по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта, А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой Методы и приемы: -диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением; -приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов; -выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений . Инновационные педагогические технологии : - технология развития критического мышления (создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту); -технология «Кейса».

Слайд 12

Прогнозируемый результат В результате реализации новой системы работы на уроках русского языка с текстом решатся многие профессиональные проблемы в плане формирования у учащихся коммуникативной компетенции (именно через введение в практику уроков текстов через самые различные методики и технологии). Во-первых, на основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на базе которых формируются навыки продуцирования собственных текстов. Во-вторых, текст становится основным источником интеллектуального, эстетического и культурного обогащения личности ребенка. Кроме того, принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя: в учебной деятельности важное значение приобретает ОБЩЕНИЕ ученика и педагога, речевая активность детей на каждом уроке.

Слайд 13

Перспективы решения проблемы: 1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся и формирования у них коммуникативной компетентности; 2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц; 3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение ин­тереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Статья для учителей русского языка "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...