Разряды имен прилагательных 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Белогурова Елена Филимоновна

Разработка урока с применением технологии развития критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку  в 6 классе

Тема: Разряды имен прилагательных

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,

Задачи:

  1. дать представление о разрядах имен прилагательных, о свойствах каждого разряда
  2. продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры

Структура урока:

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к усвоению.

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Контроль и самопроверка знаний.

8. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании.

 

Ход урока:

Действия учителя

Действия ученика

  1. оргмомент: проверка готовности к уроку (   наличие дневника, тетради, учебника, письменных принадлежностей)                                                              

В тетрадях записываем число, классная работа (слайд1)

Оставляем строчку для записи темы урока.

  1. (чтение со слайда2)

Имя,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Знать мы все должны:

Солнечное лето.

Праздничная ель.

Вкусные конфеты.

Машенькин портфель.(А. Косоговский)


*о каком имени идет речь?

Выпишите словосочетания  прилагательное +существительное

Ученики выписывают словосочетания:

Солнечное лето, праздничная ель, вкусные конфеты, машенькин портфель.

* вспомним все, что мы знаем об этой части речи *На столах у вас лежат карточки розового цвета. Если вы согласны с утверждением, то ставите в колонке плюс, если не согласны, то минус. Если вы сомневаетесь, то рядом  с ответом + или – поставьте знак вопроса.





















Проверка  

Ученики работают  с картой  готовых утверждений:

  1. Обозначает признак предмета
  2. Изменяется по числам и падежам.
  3. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством
  4. Имя прилагательное относится к одному из родов.
  5. Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
  6. Прилагательные обозначают  такой признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.  
  7.  Имя прилагательное изменяется по родам.
  8.  В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым.
  9. Имена прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.
  10. Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
  11.  Все прилагательные имеют краткую форму
  12. Падеж имени прилагательного зависит от формы имени существительного, с которым оно связано .
  13. Все прилагательные имеют степени сравнения.
  14.  Прилагательное обозначает такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени.
  15. Прилагательные  имеют две степени сравнения.

*Какие вопросы вызвали у вас наибольшие затруднения при ответе?

* А правда, что все прилагательные  имеют степени сравнения? Послушаем диалог двух приятелей  СЛАЙД


 

 Лобачев, Чеботарь, Климчук

 

Заранее подготовленные ученики читают текст  на слайде


Два приятеля хвастаются:

- Смотри, какая у меня ручка красивая!

- А моя красивее!

-А у меня яблоко знаешь какое вкусное!

- Да ну, у меня апельсин вкуснее!

-А я  зато сильней тебя!

- Нет, я сильнее!

Долго хвастались, перебирая разные свои преимущества, как вдруг запнулись.

-А я живу в кирпичном доме!

-Подумаешь, а мой дом ещё кир….

Хотел сказать «ещё кирпичнее», да одумался: так не говорят.

*Что же произошло? Почему замолчал один из приятелей?

*Какой вопрос возникает у вас?

Видимо, правы были те из вас, кто не согласился с данным утверждением.


 

Не все прилагательные имеют степени сравнения.

Почему некоторые прилагательные не имеют степеней сравнения? С чем это связано?

Давайте вернемся к нашим верным и неверным утверждениям. Найдите утверждения, связанные с лексическим  значением имени прилагательного.  (1,6,9,14).  Почему их несколько?




Существуют разные группы имен прилагательных.

*связано ли это только с лексическим значением или есть также и другие способы распределения на группы, мы постараемся сегодня узнать.  Вы сказали, что есть разные группы имен прилагательных. Верно, и называются они разрядами .

*предположите, как называется тема сегодняшнего урока?


*цель сегодняшнего урока?







Разряды имен прилагательных.

 (запишите тему урока)

Научиться распределять  имена прилагательные по разрядам

Я предлагаю заполнить таблицу ФИШБОУН (рыбий скелет).

На столах – готовые таблицы. Ребята записывают вопрос там, где голова.

По каким признакам прилагательные делятся на разряды?

Вернемся к нашим определениям имени прилагательного. Что общего есть в этих определениях?

  1. А в чем разница?


  1. Получаются две группы . только как же они называются?  Подберите синоним к слову признак и образуйте от него прилагательное
  2. Какое определение может характеризовать качественные прилагательные?

Заполняем схему


  1. Упоминание степеней сравнения
  2. Признак может быть в большей или меньшей степени или не может быть в большей или меньшей степени
  3. Признак – КАЧЕСТВО, прилагательные качественные.


  1. Номер 6 (Прилагательные обозначают  такой признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).  

Учащиеся заполняют первую графу

ПРИМЕРЫ (устно)

 СЛАЙД

ФИЗМИНУТКА            поиграем: будьте внимательны         Хлопок, два хлопка

В начале урока вы выписали словосочетания. Найдите среди них качественное. Задайте вопрос.

Вкусные конфеты

Вкуснее, вкуснейшие, самые вкусные

Остальные прилагательные не поддаются этому правилу.

Примените оставшиеся определения (9 и 14) к оставшимся словам. Что получилось?

  1. Задайте вопрос
  2. Отличие от качественных прилагательных
  3. Такие прилагательные называются притяжательными. Приведите примеры (устно)

Имена прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному – машенькин портфель.


Чей?

СЛАЙД

Заполняем таблицу дальше. Остались у нас еще два словосочетания. Они не образуют степени сравнения, не указывают на принадлежность. А на что они указывают?

А вспомните диалог?

Другими словами, такие прилагательные обозначают  отношение  к материалу, времени, месту (городской парк)

Время , событие.

Кирпичный дом – материал

СЛАЙД

Заполняем таблицу ПРИМЕРЫ (устно)

Таблица заполнена

Тренировочные упражнения:

Распределительный  диктант . выписать только прилагательные , распределяя их на три группы. Работаем в парах.

Листы желтого цвета





Проверка

Где ошиблись? Почему так, а не иначе?

Учащиеся выписывают по группам прилагательные

Распределите данные словосочетания. Объясните свой выбор.


     Белая блузка, душистая гвоздика, мамина ласка, фарфоровая посуда, добросовестный человек, соломенная крыша, воробьиный писк, драгоценные изделия, бесценная дружба, лисий хвост, юная гимнастка, декабрьская метель, папин пиджак, подземный переход, лечебная физкультура, великолепное зрелище, весенняя оттепель, вчерашняя газета, плавательный бассейн.

РЕФЛ Е КСИЯ




*На все ли вопросы , возникшие у вас в начале урока, мы ответили?

*Правильно ли вы ответили на данные утверждения?

* завершим работу с таблицей: заполним последнее утверждение

ПИСЬМЕННОЕ  ИНТЕРВЬЮ  Задай вопрос соседу: запишите вопрос в тетрадь

вариант групповой письменной работы в форме вопросов и ответов участников группы.

ДЗ дифференцированное

«5» - составить вопросный план ответа: Разряды имен прилагательных. Не менее 5 вопросов

«4» -   составить упражнение для работы на уроке по определению разрядов прилагательных. Упражнение должно состоять из 15 словосочетаний сущ+прилаг. Обязательно указать разряд!

«3» - упр. 290, учебник, параграф 50

*Теорию учить по таблице

В оставшееся время- буквенный диктант.

Выполнение в блице, работы сдают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...

Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные"...

Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Урок русского языка для 6 класса на тему «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные».

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»1, переработанным в соответствии с новым федераль...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные."

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные."...

Разряды имен прилагательных. Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 1-3 часть.

Этот конспект урока предназначен для 7 класса в национальной школе. В ней написан о туркменском народном фольклоре "Горкут ата" Сказание "Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи"...