Употребление имен прилагательных в речи.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ващенко Жанна Дмитриевна

Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Употребление имен прилагательных в речи.

Цель: 1. Определение  роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи.

Задачи урока:

1. Наблюдать за использованием имен прилагательных в создании эпитетов;

2. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учётом лексического значения  многозначного имени прилагательного;

3. Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного.

Методические приёмы:

  1. аналитическая беседа;
  2. составление таблицы «З – Х – У»
  3. работа с лингвистическим текстом
  4. выразительное чтение;

Оборудование: компьютер, проектор, лингвистический текст для каждого учащегося.

Ход урока.

Вызов. Лексико-стилистический анализ текста. (слайд №2)

«После дождя»

        В картине художника Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Тучи и оловянный цвет воды создали мягкое освещение. Блестят лужи. Свинцовые облака уходят за Волгу, как низкий дым. Баржи у берега почернели от сырости.

        Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. По К.Паустовскому.

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Какую картину вы представили? Переложите на холст. Укажите, какие средства языка использует писатель, чтобы подчеркнуть выразительность картины художника И.Левитана?
  3. Рассмотрите картину И.Левитана, как точно выразил словами К.Паустовский все краски картины. Такой вы представили пейзаж. (слайд №3)
  4. Лингвистический эксперимент. Попробуйте прочитать текст, пропуская все имена прилагательные. Что получилось?
  5. Подчеркните все прилагательные.
  6. Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте.

Определение темы и цели урока.

Осмысление.

Разделить страницу на три части  «знаем», «хотим узнать», «узнали»

Запишите в первую колонку все, что вы знаете о прилагательном.

(Отвечают ребята, все фиксируется на доске, затем группируем сведения)

Добавьте в каждую группу еще по одной идее. Спорные идеи заносим в колонку «хотим узнать»

Чтение  лингвистического текста с пометками (знаю, хочу узнать, узнал)

Приложение 1.

Заполняем третью колонку. (Ребята отвечают, все фиксируется на доске)

Делаем вывод: роль прилагательных в речи.

Работа с учебником.

Упражнение 238. (слайд №4) Выразительно прочитайте записанное вами стихотворение. Какая картина рисуется в вашем воображении? Назовите слова, которые помогают описать пейзаж, настроение. В прямом или переносном значении они употреблены?

Найдите предложение со сравнительным оборотом.

Выпишите 5- 6 словосочетаний с именами прилагательными в роли зависимого слова.

Воздух ж..вительный, воздух см..листый

Я узнаю.

Свет не сл..пит, уп..ительный, чистый,

Словно в раю.

У..кой тр..пинкой к гр..нитам прибрежным

Выш..л, ст..ю.

Нежу пр..стором, суровым и нежным,

Душу м..ю.

Сосны недвижны на остр..ве, словно

В дивном кр..ю.

Тихие волны л..печут любовно

Ска..ку св..ю.

Рассмотрите картину Шишкина «Сосновый бор» (слайд №5)

Рефлексия.

А сейчас попробуем создать свой текст, употребляя имена прилагательные.

Внимательно рассмотрите на вклейке в учебнике репродукцию картины Александра Максимовича Герасимова (1881 – 1963) «Дары осени»(1935).

Ι. Группа. Объясните название картины. Какое настроение она передаёт. Опишите натюрморт, используя как можно больше имён прилагательных. (задание для творческих ребят).

ΙΙ группа Ребята составляют словосочетания по картине, используя имена прилагательные (эпитеты)

ΙΙΙ группа. Работают по карточкам. (Приложение 2)

Итог урока: Составить сенквейн , вспомнив, что мы узнали на уроке, чем нас удивило имя прилагательное.

Домашняя работа:

А)  составить текст по картине А.Пластова «Сенокос». (слайд №6)

Б) Составить 5 – 6 предложений по картине А.Пластова «Сенокос», используя прилагательные.

Литература.

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 6 класс. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора М.М.Разумовской. Москва. Дрофа. 2009.
  2. Уроки русского языка в 6 классе. Поурочные планы по программе М.М.Разумовской. Составитель О.А.Финтисова. Волгоград. 2007.
  3. Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).

Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....

Употребление имен прилагательных в речи 6 класс

Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи». С какой целью мы употребляем имена прилагательные? В чем проявляются изобразительные возможности этой части речи? – во...

Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"

Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели:     1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи"  (5 класс)...