Мастер-класс "Сочинение анализ эпизода"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Ветчинникова  Любовь  Александровна

Представлена пошаговая работа над сочинением-анализом эпизода в литературном произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_pristavkin.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Сочинение – анализ эпизода

 Цель: проанализировать эпизод, показать его художественное достоинство,

определить его место в идейном замысле произведения, написать сочинение по эпизоду.

Мы знаем, что эпизод – основной элемент, из которого строится произведение:

эпическое, лирическое или драматическое. Событие, заключенное в конкретном

эпизоде, чаще всего содержит в себе какой-то определенный мотив: встречу героев,

их спор, ссору и т.д.

- Вспомните, какими могут быть эпизоды по основному мотиву?

Количество эпизодов в произведении зависит от жанра.

-Сколько эпизодов может иметь рассказ? Повесть?(Рассказ может строится на

1-2 эпизодах, повесть – на десятках).

Мы обращаемся к эпизоду в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая».

-Что вы знаете о писателе? (Пишет о детдомовцах сталинского времени).

-Какова тема повести «Ночевала …»? (О двух братьях-детдомовцах, об их поездке

на Кавказ).

-Только ли о поездке и жизни на Кавказе? (И о братоубийственной войне).

  Тема, которой касается А.Приставкин в повести, сложна и болезненна.

Она актуальна и в наши дни. Её в литературе обходили стороной. Зачем писать

об этом? Несправедливые указы на выселение целых народов отменены.Мы не видели, как выселяли чеченцев с насиженных мест, но видим результат. Повесть написа-

на реальной исторической основе. Отразила события, развернувшиеся на Кавказе в

1944 году.

Так как нам нужно будет  написать сочинение по эпизоду, то вспомним план

анализа эпизода.

                            План.

1.Что было до этого события (3-5 предложений).

2.Тема.

3.Сюжет.

4.Основная мысль эпизода.

5.Композиция.

6.Герои эпизода (характеристика).

7.Языковые средства эпизода.

-Этот анализ и будет основной частью этого сочинения.

-Теперь приступим к анализу эпизода встречи Кольки и Алхузура с чеченцем в

горах. Найдите его в книге.

-Что было до этого события. (Сделайте отметку в черновике).

Кузьменыши  жили в томилинском  детдоме. Постоянно  испытывая чувство голода,

они решились на подкоп под хлеборезку, но он оказался неудачным. Боясь наказания,

братья решаются ехать на Кавказ, куда отправляли  ребят из подмосковных  детдомов.

Жизнь на Кавказе не сложилась из-за войны с чеченцами. Погибает один из братьев –

Сашка.Колька из-за постигшего его горя заболел, а чеченский мальчик Алхузур

выхаживает его. Они становятся названымибратьями.

                        Чтение эпизода по ролям.

-Какова особенность этого эпизода по его основному мотиву? (Психологический,

поворотный в отношении героев).

-Тема эпизода. (О встрече с чеченцем, который хочет убить Кольку).

-Посмотрите, на доске у нас есть опорные слова, которые могут помочь вам в

составлении предложений по теме. Составим эти предложения.

«Тема эпизода важная, значительная. Или  «На мой взгляд, она одна из главных

в повести».

-Далее познакомим читателя нашего сочинения с сюжетом этого эпизода.

Проговорите про себя. Расскажите об этом в 3-5 предложениях. (Алхузур  и Колька

спасаются от бойцов и чеченцев, ночуя в горах.Их находит чеченец, скрывающийся

от бойцов. Хочет убить Кольку, но не делает этого).

-В какой форме ведется повествование? (Диалог). Это и будет композиционным

приемом построения эпизода.

-Составим предложения.

1.Основой повествования становится последовательное описание событий в форме диалога.

2.Композиция эпизода представлена в форме диалога.

3.Эпизод строится на диалоге.

-О каких чертах характера героев мы узнаем?

-С помощью каких языковых средств этого достигает автор? (Отмечайте в тексте).

Чеченец злой, непримиримый, воинственный, но умеющий быть добрым.

-Докажите текстом. Эпитеты: посмотрел холодно,жестко; сравнения: глаза, как дуло

ружья;глаголы с оценочным значением: кричал,пхнул, гремел.

Я знаю, что вам бывает сложно выразить свою мысль, поэтому даю готовые возмож-

ные фразы. (Отпечатано).

(По листочку)-Найдите предложение, в котором дается характеристика героя, и пред-

ложение, в котором  характеризуются языковые средства, говорится об их роли.

(Вам предлагается примерный текст).

Главным героем эпизода является чеченец. Он показан злым, воинственным; для

этого автор использует эпитеты: смотрел холодно,жёстко,стальной цвет глаз, которые сравниваются с дулом пистолета. Напряженность повествования достигается с

помощью отрывочных фраз, неполных предложений.

-Можем ли мы только осуждать чеченца? Почему? Что помогает понять это?

(Внешность мужчины).

-Как ведет себя Алхузур? (Проявляет мужество, любовь к названому брату).

-Какие глаголы  использует автор, чтобы передать его  состояние? (Толкнул руку,

кричал, выкрикнул,заплакал).

-Что можно сказать о Кольке? (Он боится (гл), но и равнодушен (прил) к смерти,

потому что видел её  и просто устал. Верит, что, умерев, встретится с Сашкой).

-Какая фраза, характеризующая состояние Кольки, особенно привлекла ваше внима-

ние  (Без страха).

-Почему для описания чеченца и его действий автор использует больше выразительных

средств, чем для Кольки и Алхузура? (Он новый герой, он главный в эпизоде).

-В чем особенность языка этого текста? (Герои говорят на ломаном русском языке

или на своем родном языке)

-С какой целью автор обращается к такому приему? (Для создания достоверности

описания, для колорита повествования, выразительности текста, для устрашения Кольки).

 Отметьте себе в черновике. Об этом вы тоже напишите в сочинении.

Повествование этого эпизода можно назвать напряженным.

-Какие по интонации, по цели высказывания предложения использует автор?

(Отрывочные фразы, вопросительные и восклицательные предложения).

-Давайте устно составим предложения.

-Обратимся теперь к Колькиным мыслям, которые возникли у него под дулом

ружья чеченца. О чем же думает Колька?

-Какой образ возникает в сознании Кольки? (Облака).

-С чем он ассоциируется?(С легким, приятным, с теплым уютом).

-Почему этот аллегорический образ использует А.Приставкин? (Он хочет сказать

о том, что дети одиноки, беззащитны. Кузьменыши ищут хорошей жизни без голода

и войн. Значит, Колька мечтает о том, чего ему не хватает).

-Облако сменяется золотыми тучками. О чем нам говорит эпитет « золотые»?(О мечте,

о желании счастья).

Этот образ стал названием всей повести.

-Где еще в литературе вы встречались с образами тучек? (У Лермонтова «Утес»).

                Чтение стихотворения.

-В чем перекликаются эти стихотворения? (Одиночество, грусть по утраченному).

-Какую главную мысль высказал писатель? (Дети гибнут без внимания и доброты

взрослых. Дети хотят быть счастливыми, и долг взрослых – помочь им ).

-Об этом вы напишите, когда будете определять идею эпизода. На доске слова об идее.

Построим предложение, которое стало бы переходным  к определению идеи эпизода

- О чем еще нужно написать? (Почему чеченец не убивает Кольку).(Он тоже знает нужду,

он только хочет, чтобы ушли с его земли. Для чеченца понятие родства и семьи

священны, уважаемы).

 Тема доброты и межличностных отношений получает развитие в этом эпизоде.

-Какую роль играет эпизод в идейном замысле автора? Запишите: «Эпизод кульми-

национный и романтический, раскрывающий основную идею повести.»

-Нами определено содержание основной части нашего сочинения. Можно ли с этого

начать нашу творческую работу? (Нет вступления).

-Чему должно быть посвящено вступление, если мы знаем, что любой эпизод раскры-

вает  основную мысль произведения? Значит,об основной мысли и о писателе.В качестве

домашнего задания вам было задано написать небольшое вступление. Теперь вам

понятно, для чего это было задано?

_Прочитаем вступление. Прокомментируем, дадим оценку.

- Связующим звеном между вступлением и основной частью сочинения может быть

предложение, в котором говорится о том, что было до события в эпизоде.

-Какое впечатление эпизод произвел на вас? (Эпизод заставляет задуматься о сложности

жизни.Только доброта и любовь помогут преодолеть эти сложности).

Это и будет заключением в вашем сочинении.

 (Эпизод имеет важное значение для раскрытия идеи произведения: плохих народов

не бывает, бывают плохие люди. Насилие рождает только насилие, и чтобы

остановить это трагическое движение, нужно…)

Приготовьте черновики, начинайте работу. Желаю вам успеха!

(Текст читать со слов: «Колька проснулся и не мог понять, что же происходит. До

слов: …туда, где горы и люди не слышали о войне, где брат убивает брата».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода

Материал для подготовки к ГИА по литературе...

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Анализ эпизода из романа «Обломов» «Отъезд Штольца из родительского дома»

Цели урока:1.Обучающая: на примере эпизода  II  части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирован...

Обучение анализу эпизода

Презентация знакомит учащихся с элементами анализа эпизода на примере материала  романа А. С.  Пушкина " Дубровский"....

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Анализ эпизода "Буран в степи" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Образец анализа эпизода литературного произведения. Знание и умение находить основные литературоведческие понятия....

Анализ эпизода драматического произведения

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание  основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте....