разработка урока по русскому языку в 11 классе. Тема "Обособление определений" (подготовка к ЕГЭ)
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Данная разработка может помочь учителю при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку по теме:"Обособление определений"  К разработке урока прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  1. обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»
  2. знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом
  3. формирование умений: 
    1)выделять интонационно обособленные члены; 
    2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 
    3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; 
    4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
  4. контроль и оценка ЗУН по данной теме
  5. расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

  1. активизация самостоятельной деятельности
  2. развитие познавательной активности
  3. развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли
  4. формирование потребности выражать собственное мнение

Воспитательные:

  1. воспитание коммуникативности
  2. привитие культуры общения
  3. воспитание интереса к предмету

Ход урока

Эпиграф «Много звезд – украшение неба,  много знаний – украшение ума!»

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Добрый день, ребята. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме. Запишите число, классная работа.

3. Синтаксический разбор предложения.

Скворец, высунувшийся из своего домика, прикрепленного к вершине дубка, около нехоженой тропинки, выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья.

(объяснение постановки знаков препинания, разбор по членам предложения, характеристика предложения)

Определение темы урока

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», сказал когда- то римский философ Сенека, поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете к какой пристани держите путь? (Готовимся к ЕГЭ)

-Вспомните в каких заданиях ЕГЭ есть обособленные члены предложения?

Цель нашего урока – научиться правильно выполнять задания А6,А21, В5)

IIIПовторение ранее изученного материала

1)Групповая работа (у доски и на местах). Обособленные и необособленные определения.

Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.

Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...

Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.

(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис)вершины гор, рисовались (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небосклоне. (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)

(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё)|, бабочкиприлетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.

В каких ещё случаях обособляются определения? Приведите примеры с необособленными определениями.

2. Составление предложений по схемам.

Прочитайте предложение:

Я знаю край, в котором всё  обильем дышит.

Какое это предложение?

Как можно изобразить его при помощи схемы?

Укажите вид придаточного сложноподчинённого предложения

[…сущ.], (который…).

На какие вопросы отвечают придаточные определительные? К какому слову относятся?

Причастный оборот и определительная придаточная часть сложноподчиненного предложения может образовать синонимические конструкции, отсюда – возможность их взаимозамены. В некоторых случаях использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание, где нужно, элементы книжного стиля, придает особую окраску. В ряде случаев использование причастных оборотов служит основным средством стилистической правки. Это, прежде всего, способствует устранению скопления союзных слов, которые возникают в неоднородных придаточных частях сложноподчиненного предложения. Именно на замене придаточного определительного причастным оборотом построено задание А6 ЕГЭ.

3Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)

Задание: заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который.

Тёмно-синие вершины гор, которые изрыты морщинами, покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.

Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.

IV. Сообщение нового материала

- Существуют определенные правила замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом.

  1. 2. Знакомство с теорией (Приложение 1)

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов,который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.(Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.)

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)

5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы(причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, которыйвызвал бы возражения.)

6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

V. Закрепление изученного материала

1) Групповая работа (у доски и на местах).

Задание: Объяснить графически орфограммы и пунктограммыВ каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?

1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

вдоль (производный предлог)

делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)

влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)

вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)

(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль).

2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

Расположились – пишется буква о перед согласной ж

возвышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной

засеяно – краткое причастие

рожью – разделительный мягкий знак перед ю

(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)

Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)

2. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности заменыпридаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся). Приложение 2

Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

  1. Эпоха реакции,  в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
  2. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.
  3. Я прожил жизнь, которая  интересными встречами.
  4. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
  5. Горький запах полыни, который  с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
  6. Хор птичьих голосов, который из лесу, поразил мой слух.
  7. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

3. Самостоятельная работа  приложение №1

В работе ЕГЭ кроме тестовых заданий еще есть задание написать сочинение – рассуждение по исходному тексту. Сегодняшний урок не будет исключением и сейчас мы с вами познакомимся с текстом по которому вы будете писать сочинение.

Послушайте внимательно (текст проецируется на доску)

Читаю вслух.

- текст называется «Рябинка»

- Очем этот текст?

- Какова главная мысль текста?

- Очем заставляет задуматься автор текста?

- Как вы считаете, вопрос об охране природы является главным или нет?

- Какой тип речи? В каком стиле написан текст?

-прежде чем вы приступите к написанию сочинения я предлагаю вашему вниманию несколько фотографий. (просмотр)

- Связан ли текст и фото между собой? В чем заключается эта связь?

- Многие писатели, поэты, композиторы, художники, посвящали свои работы природе. Восхищались ее красотой. Сейчас вы приступите к написанию сочинения, а я вам включу музыку Чайковского «Времена года» Весна

(учащиеся пишут под музыку)

Проверка

VI. Итог урока:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
  2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?
  3. Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?
  4. Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?
  5. Вы согласны с эпиграфом урока?

VII. Домашнее задание: § 52, упр. 368

Список литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 27-е изд. – М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2005. – 206 с.
  2. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; Науч.ред. Н.М.Шанский]. – 3-е изд., М. : Просвещение – ОАО «Московские учебники», 2006. – 204 с.
  3. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 352 с.
  4. ЕГЭ-2008. Русский язык без репетитора. Сдаём без проблем!/ И.Б.Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм Тёмно ( син ..) вершины гор изрытые м.. рщинами п..крытые сл.. ями снега рис..вались на бледном неб..склон... Пр.. влеч ..( н,нн ) ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.

Слайд 2

Я знаю край, в котором всё обильем дышит.

Слайд 3

Знакомство с теорией Можно заменить причастным оборотом 1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух). 2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду). 3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.) Нельзя заменить причастным оборотом 1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.) 2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит .) 3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.) 4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.) 5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола ). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.) 6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

Слайд 4

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему? 1. Река, (в) доль которой мы шли, (в) течени .. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право. 2. Деревья, возле которых мы распол .. жились , одиноко во.. вышались среди открытого поля, которое было засея ..о рож.. ю и гречихой.

Слайд 5

В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему? Эпоха реакции, в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят. Я прожил жизнь, которая интересными встречами. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! Горький запах полыни, который с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. Хор птичьих голосов, который из лесу, поразил мой слух. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

Слайд 6

Текст «Рябинка» Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. 3) Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. 4)Наступил август. 5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. 6) Деревце запылало, как костёр на юру. 7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья. 8) Шла мимо девочка. 9) Увидела рябинку, поахала. 10) – Возьму-ка я одну веточку. 11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится. 12) И она была по-своему права. 13) Ехал на машине усатый дядька. 14) – Ух ты… 15) Прямо картинка… 16) Шикарно! 17) Он остановил машину, вылез из-за руля. 18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. 19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки. 20) Что ж, он был тоже по-своему прав. 21) Под вечер шли туристы. 22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. 23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! 24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! 25) Мы народ организованный, должны подавать пример… 26) Шёл в сумерках влюблённый. 27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. 28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту! 29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. 30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. Всё равно последняя кисть, и она уже дереву не поможет… А Люсенька обрадуется. 33) На другой день приехал хозяйственник. 34) – Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку. 35) – Убрать. 36) Срубить. 37) А то весь вид портит. 38) И он был по-своему прав. 39) В этой истории все правы. 40) Виноватых нет. 41) Но и рябинки тоже нет. (По Н.Соколовой)

Слайд 7

Природа не прощает ошибок человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...