ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Гапеевцева Евгения Александровна

 

Уроки русского языка и  литературы в современной школе... Какими они должны быть? Устарели ли требова­ния, предъявляемые к построению урока, ме­тодике его проведения? Конечно же, нет. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Учитель должен идти в ногу с современностью, говорить с мо­лодым поколением на равных. Молодое поко­ление не мыслит себя без компьютера (и пра­вильно), А каждый учитель мечтает иметь его в своём кабинете, потому что совре­менный урок должен использовать мультимедийные возможности. Чтобы уроки русского языка и литературы  были интересны ученикам, учителю приходится осваивать новые мето­ды подачи материала.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Пра­ктически в каждой школе имеется компьютер­ный класс, ученики изучают такой предмет, как информатика. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках литера­туры (естественно, учитель сам должен вла­деть навыком общения с компьютером).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.rar58.56 КБ

Предварительный просмотр:

Гапеевцева Евгения Александровна МОУ «Икейская СОШ»

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

 Уроки русского языка и  литературы в современной школе... Какими они должны быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Учитель должен идти в ногу с современностью, говорить с молодым поколением на равных. Молодое поколение не мыслит себя без компьютера (и правильно), А каждый учитель мечтает иметь его в своём кабинете, потому что современный урок должен использовать мультимедийные возможности. Чтобы уроки русского языка и литературы  были интересны ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Практически в каждой школе имеется компьютерный класс, ученики изучают такой предмет, как информатика. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках литературы (естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером).

Возможно, кто-то возразит, что нельзя урок литературы сводить лишь к общению с компьютером. Но об этом и не идет речь. Живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока.

 Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т.д.).

Это тем более удобно для сельских школ, где не имеется своих драматических театров, музеев, регулярно организуемых художественных выставок. Таким образом, умелое и уместное использование компьютера на уроках литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели.

Безусловно, сегодня подавляющее количество учителей охотно применяют ИКТ на своих уроках, я же просто хочу поделиться своим небольшим опытом в этой области.

В нашей школе есть специальный кабинет, который оснащён компьютерной техникой, здесь имеется мультимедийный проектор, большой экран. Компьютеры в  нашем восьмом кабинете подключены к сети Internet. В школе становится  всё больше учителей, использующих ИКТ на своих уроках, поэтому попасть в восьмой кабинет не так-то легко, приходится заранее занимать очередь.

 Как показала анкета «Уровень владения ИКТ», я владею ИКТ на высоком уровне, что позволяет мне продуктивно использовать их на уроках и во внеклассной деятельности по предмету. Мною разработана программа эксперимента «Использование ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы». Цель эксперимента: придать новое качество преподаванию русского языка и литературы. Задачи: разработать систему уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, развивать коммуникативные умения детей. В рамках работы по программе эксперимента я использую ЦОР следующим образом:

 - ведение диагностики в электронном виде;

 - создание мультимедийных презентаций PowerPoint;

 - создание буклетов Publisher;

 - прослушивание  художественных произведений в формате МР3;

 - включение видеофрагментов кинофильмов и мультфильмов по мотивам фольклорных произведений и произведений художественной литературы в структуру урока.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы открывает новые возможности для того, чтобы урок стал ещё более интересным. Ведение диагностики в электронном виде позволяет мне эффективно отследить динамику учебных достижений каждого ребёнка. В условиях сельской школы, где всегда огромной проблемой является недостаток наглядности к урокам литературы, мне удалось восполнить этот недостаток с помощью ИКТ (мною совместно с учащимися создана база мультимедийных презентаций по жизни и творчеству русских писателей, включённых в школьную программу). Кроме этого, мною разработаны и другие ЦОР: буклеты,   диагностика в электронном виде, тесты и другие КИМы по большинству разделов программы русского языка. Охотно поделюсь с коллегами: разработанные мною ЦОР могут использовать в своей работе и другие учителя русского языка и литературы.

 Нельзя переоценить роль мультимедийных презентаций во время изучения монографических тем на уроках литературы в 10 классе. В журнале «Литература в школе» публикуется огромное количество чудесных фотографий и иллюстраций к художественным произведениям. Мультимедиа даёт возможность продуктивно использовать их на уроках литературы: одно дело передавать друг другу журнал и совсем другое – увидеть изображение на большом экране. Немного таких презентаций было найдено мною в сети Internet, основную базу создала  сама, затем подключила ребят. Оказалось, что они достаточно хорошо умеют это делать, особенно десятиклассники, окончившие элективный курс «Мастер презентаций». Ребята из 7 и 8 класса также с удовольствием выполняют такие задания. Можно предлагать учащимся создать презентацию или буклет в качестве зачётной или итоговой работы в конце четверти или после изучения раздела учебника.  Во время работы ученикам приходится совершенствовать навыки работы  с сетью Internet, большое количество информации даёт им ЦОР «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (версия 2007 года).  

 Видеофильмы на DVD-дисках давно и прочно вошли в практику моей работы.  О включении видеофрагментов в структуру урока хочу рассказать на примере  работы над былинами. Весьма популярен сегодня среди детей мультфильм «Алеша Попович и Тугарин-змей». Он озвучен профессиональными актёрами. Мультфильм создан лишь по мотивам былины, а не является её экранизацией. Цель этого мультфильма — пропагандирование (реклама) персонажей, образов этого литературного памятника. Талантливой команде создателей фильма пришлось немало потрудиться, чтобы дать адекватный ответ диснеевским персонажам, за что им большое спасибо.  Интересен в мультфильме образ лошади Алёши — это не шут, а персонаж; он реагирует на события, происходящие на экране, даёт им оценку. Ведь не всегда ребёнок знает, как реагировать на то или иное событие на экране, а данный приём рассчитан на воспитание определенных реакций у зрителя.

         Фильм-эпопея С. Ф. Бондарчука «Война и мир» - неотъемлемая составляющая моих уроков литературы в текущем учебном году. На любом этапе изучения темы и урока можно использовать просмотр видеофрагментов. Но очень важно, чтобы просмотр не заменил собою урок, не стал самоцелью (дети могут склонять вас к этому). Поэтому, приступая к изучению темы, обязательно продумываю систему привлечения того или иного видеофрагмента, решая для себя вопросы: "Что необходимо посмотреть? На каком этапе занятия? Каков объем видеоматериала? Какова цель его использования?». Если учитель не определил этого точно, то все превратится в очередной просмотр телевизора, которого в нашей жизни и так слишком много.

        Важное место на уроках литературы отвожу исполнению художественных произведений профессиональными чтецами. Ребята с интересом прослушивают тексты в исполнении Марата Рави и других артистов, их эмоциональность вызывает у школьников живую реакцию.

        Уроки русского языка становятся интересными и увлекательными, если на них используется компьютер.   Мои находки в этой области:

  1. Диск «Дидактический и раздаточный материал. Русский язык. 5-7 классы» позволяет экономно расходовать время при подготовке карточек для проведения контрольных, самостоятельных и проверочных работ.
  2. Интерактивный курс «Русский язык. 10 класс» содержит тесты, материалы для подготовки к ЕГЭ, конспекты уроков.
  3. Программно-методический комплекс «Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. 8 класс» позволяет диагностировать качество усвоения материала, устранять пробелы в знаниях.
  4. Программа «1С: Репетитор. Русский язык». Здесь систематизирован весь школьный курс русского языка при помощи интерактивных таблиц, языковых практикумов, озвученных анимационных моделей.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменяет учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами, Не стоит перегибать палку, воспринимая компьютер как панацею от всех бед. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да ведь это и не нужно. Как бы там ни было, а урок, например, литературы — это, прежде всего, знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т.д.

Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

Литература:

  1. Боброва Л. И. Современный урок и мультимедийные средства. //«Литература в школе», 2008, №3
  2. Бочкова Е. М. Использование видеоматериалов на уроках литературы. // «Литература в школе», 2006, №10
  3. Донцова О. В. Компьютерная поддержка уроков литературы. //«Литература в школе», 2005, №6

   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...