Урок в 6 классе "О-ё после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе "О-ё после шипящих"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_o-yo_posle_shipyashchih.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:


           Урок русского языка в 6 классе « О-ё после шипящих»

 1. Вступительное слово учителя.
                       Мы слышим сотни, сотни языков, Они  
                       звучат со всех концов планеты!  
                       Повсюду миллионы разных слов  
                       Несутся, словно аромат букетов!
                       Язык у всех народов свой, родной,
                        И каждому он дорог бесконечно.
                        Но есть язык, поистине святой,
                       И пусть на свете он пребудет вечно!
        Мы говорим на русском языке и имеем великую радость прикасаться к тайникам     его,   постигать   красоту   и   мудрость.   Ежедневно   на   уроках  русского    языка    мы   знакомимся     с  этимологией     слов,   с  правилами  правописания  и  произношения.  Вот  и  сегодня  мы  должны  раскрыть  одну  из  тайн родного языка.

 2. Формулировка темы и цели урока на основе анализа текста.
       - Выразительно прочитать текст.
       -Какая орфограмма представлена в словах с пропущенными буквами?
                                   «Страсти-мордасти»

   Ч..рной-ч..рной  ночью  под  ж..лтой-ж..лтой  луной  по  маленькой реч..нке в утлой лодч..нке плыл человек в ш..ртах, с парч..вым ридикюлем и  багаж..м. За ним тихо двигался ч..лн. В нём лежал холщ..вый меш..к и сидел мыш..нок.  Было  свеж..  Причалили.  Глухая  чащ..ба.  Тонкой  руч..нкой  ч..порный человек достал ш..мпол, провёл на земле две ч..рточки, беч..вкой  выложил круж..к и развёл костёр. Пламя горяч.. трещало.
       -Сформулируйте тему, цель урока.
З.Повторение теории.
       -Какие  разделы  русского  языка  стали  нашими  помощниками  при изучении данной темы?

4.Распределительный диктант.
        -Распределите      слова    из  фантастического   романа         «Страсти-мордасти»,   с   которым   мы   работали   в   начале   урока,   по   колонкам,  придерживаясь правила написания
       -Какие слова не вошли в таблицу? (Шортах, мешок, чащоба, чопорный, шомпол)
        -Как называются эти слова? (Слова-исключения)
       -Дайте толкование слов-исключений.
5.Работа с рифмовками.
-Настало время повторить рифмовки с помощью приема «Снежный ком» (1-  первое слово, 2-первое и второе слово и т.д.)
       1) Шорох, чокаться, трущоба,      2) Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,
       Жом, изжога и чащоба,              Тяжёлый, дешёвый, стажёр, ухажёр,
       Шов, крыжовник и обжора,           Печёнка, тушёнка и дирижёр.
       Шомпол, чопорный и шоры,  
      Шоколад, шоссе, шофер -Вот и   весь набор.
6. Конкурс на лучшее предложение с однородными членами.
       -  Составьте   предложение   с   однородными   членами,   используя рифмовки. (Ученикам, не составившим предложение, выписать из текста.)
       - Сделайте синтаксический разбор лучшего предложения.
7.Орфографическая дуэль.
       - Сейчас к доске приглашаются ученики (по одному от каждого ряда) и   записывают   словосочетания.   Главное   условие,   которое   вы   должны выполнить, - написать без ошибок, сделать графические обозначения. При допуске ошибки выходит следующий ученик. Побеждает тот ряд, в котором останется большая часть учащихся, не вызванных к доске.
         Встаёшь  с  первым  лучом,  плащ  с  капюшоном,  холщовый  мешок, окружённый  кустами  крыжовник,   шёлковый   плющ,  чёрненький   паучок, мышонок метнулся направо, камышовый шалаш, располагаешься на ночёвку, кипучий  родничок,  течёт  речонка,  шорох  и  шёпот  камышовых  зарослей,  кумачовый флажок, печёт пирожок.
       Проверка осуществляется учениками-консультантами.  
8.Тестирование
1.В этой строчке у существительных пропущена буква ё:
А) ш..рох, ш..пот, трущ..ба, печ..ный, горяч..;
Б) реш..тка, беч..вка, ж..рдочка, сбереженный, камыш..вый;
В) тяж..лый, расч..т, ч..рточка, чуж..го, врач..м.
2.В этой строчке в суффиксах пропущена буква о:
А) реч..нка, стереж..т, холщ..вый, мальч..нка, ш..лковый;
Б) р..скошный, плеч..м, ш..колад, ш..в, парч..вый;
В) береж..т, ключ..м, ноч..вка, тираж..м, чеч..тка.
З.В этой строчке в корне пропущена буква ё:
А) печ..ный, уч..ный, корч..вка, стаж..р;
Б) щ..голь, ш..в, наш..л, сгущ..нка, пч..лы;
В) ж..лтая, деш..вый, щ..лка, ключ..м, медвеж..нок.
4.В этой строчке во всех словах пропущена буква о:
А) камыш..вая, ш..ссе, др..жать, боч..нок, обж..ра;  
Б) грош..вая, галч..нок, прич..ска, суш..ные, дириж..р;  
В) кипяч..ный, руч..нка, багаж..м, кумач..вый.

5.В этой  строчке буква ё пропущена в причастиях:
А) возмущ..нный, пш..нная, ж..сткая, розовощекий, полуш..пот;  
Б) пересеч..нный, моч..нные в бочонке, истолч..нное;  
В) зажж..нный, суш..ный, печ..ный, моч..ный, круч..ный.
9.Информация о домашнем задании.
       1 )Написать продолжение рассказа «Страсти-мордасти» - 1 группа;  
       2)Составить словарный диктант (20 слов) - 2 группа.
10.Рефлексия
11.Итог урока
       Сегодня   на   уроке   мы   изучили   тему   «О   - ё   после   шипящих»,  перевернули  еще  одну  страницу  великой  книги  «Русский  язык».  Помните, что знание языка делает нас образованнее, культурнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "О и Е после шипящих в именах существительных"

Урок построен по деятельностному методу...

Презентация к уроку "Буквы о-ё после шипящих" 5 класс

Презентация к уроку русского языка в 5 классе...

Тема урока: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»

Урок русского языка для 5 класса разработан по ФГОС в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара Косиди Т.Г....

Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...

Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....

10 класс. Урок русского языка - Гласные после шипящих.

Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков, совершенствование навыков аналитических разборов....