Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Заболотняя Ирина Владимировна

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект урока русского языка

Тема:Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Задачи урока:познакомиться с правилом, регулирующим написание о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных; формировать умение выбирать о или е писать после шипящих и ц в окончаниях существительных; повторить пунктуацию в ССП и СПП, предложении с однородными членами; развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: компьютер, проектор, перфопапки.

                                                 Ход урока.

1.Оргмомент.

Приветствие учащихся, настрой на работу, сообщение целей урока.

2.Работа над каллиграфией.

Ребята, вспомните,какие звуки русского языка называются шипящими?

А теперь давайте вспомним, как пишутся буквы, обозначающие шипящие звуки и потренируемся в их правильном и красивом написании. Обратите особое внимание на соединение шипящих с другими буквами в словах.

Запись в тетрадях:

Жж

Жужжит

Щщ

Ще

Жук жужжит в чаще.

3. Изучение нового.

Слайд 1

Репортажем                                         чижм

маршем                                                шалашм

задачей                                                 парчй

товарищем                                           плащм

полотенцем                                          дворцм

Ребята, внимательно посмотрите на эти слова. (Прочитать слова вслух)

Какой части речи эти слова? Какие буквы в них выделены? После каких букв они следуют?

Как вы думаете, от чего зависит написание букв о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных?

В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е.

Чтение правила ( слайд 2), затем несколько учеников повторяют правило.

4. Закрепление.

4.1. Записать под диктовку, объяснить написание, графически обозначить орфограмму:

Любоваться чижом, суп с перцем, говорил со сторожем, салат с огурцом, спрятаться за шалашом, пять пальцев, укрыться плащом, с опытным врачом, быть молодцом, за лиловой тучей, с тяжелой ношей, выклеван грачом.

4.2.Выполнить упражнение 556 по учебнику с 1 по 4 предложения самостоятельно:

1)Идем по узкой деревенской улиц… 2)Слышится пение скворц…в. 3)Ласточки вьют гнезда под нашей крыш…й. 4)За последней дач…й начинается лес.

Слайд 3

Запись домашнего задания: $101, выучить правило, упражнение 556 (5-8 предложения) слайд 4

4.3. Выборочный диктант с распределением.

Из диктуемых учителем предложений записать только слова с изучаемой орфограммой, распределяя их в два столбика:1) с О в окончании; 2) с Е в окончании.

Два ученика самостоятельно работают у доски на отворотах, класс тоже самостоятельно, затем проверяем.

Лошади бежали рысцой. Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей. Грузовик остановился у покрытой плющом дачи. Ласточка свила гнездо под крышей. Над рощей пронеслась туча. Ребята подобрали двух птенцов. Мы любовались громадами снежных дворцов. Ласточку называют вестницей весны.

Слайд 5

4.4. Работа в перфопапках:

1 вариант                                                        2 вариант

Колодц…в                                                       сторож..м

огурц…в                                                           чертеж…м

ключ…м                                                           братц…м

камыш…м                                                       молодц…м

встреч…й                                                         мудрец…в

овц…й                                                              плеч….м

плющ…м                                                        солнц…м

зайц…в                                                           борщ….м

бойц..в                                                            калач…м

свеч…й                                                            над крыш…й

4.5. Слайд 6

Составить предложения по данным схемам и с данными словами:

[- =],и [- =]. камыш..м

[- =],(что - =).  огурц…в или карандаш…м

[- = и = ]. чертеж…м или борщ..м.

5.Конец урока:

5.1. Анализ работы в перфопапках.

5.2. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

Приведите примеры слов с данной орфограммой.

5.3. Выставление оценок, прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...