Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Нургалиева Линеза Марвановна

 

     Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.

Исследования последних лет показали, что учащиеся легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. 

               На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми карточками для индивидуальной работы использовалась презентация.

     В презентацию включены схемы, таблицы, практические задания. Такая презентация может представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.

Комментарии к презентации

Третий слайд. План сочинения-рассуждения. Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым будут ее проверять.  

Четвёртый слайд. Отражаются вопросы, ведущие к выявлению проблемы исходного текста.

Пятый слайд появляется после того, как учащиеся называют все стили речи.

Шестой слайд. Особенности художественного стиля: цель, сфера применения, жанры, основные языковые средства.

 Седьмой слайд. Типы речи.

 Восьмой слайд. Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор. Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. На слайде представлены типы проблем.

 Важно помнить, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами. На десятом слайде даны   виды вступлений.

В одиннадцатом слайде даются варианты вступлений к сочинению-рассуждению.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.       Тринадцатый слайд показывает типовые конструкции для выражения авторской позиции.

Четырнадцатый слайд. Способы изложения собственной точки зрения.

Пятнадцатый слайд. Виды заключений.

Шестнадцатый слайд. Цитата Л. Н. Толстого о патриотизме.

Эта презентация проста и незатейлива. На её составление не затрачивается много времени.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕКСТ                               ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.

(2) Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок.

(3) Лейтенант решил воспользоваться этим. (4) Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы.

- (5) За счёт положенного времени разрешу, - сказал замполит строго. - (6) В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы!

(7) Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро "Сокол", вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8) Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось.

(9) Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10) Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11) Пора выходить.

(12) Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13) Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14) "Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить". (15) Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза - румяные, особенно девушки.. (16) Но вот снова твёрдый пол под ногами.

(17) Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова.

(18) Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19) Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20) Лейтенант объяснил, что это камуфляж.

(21) Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22) Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.

(23) А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24) Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25) Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же...

(26) По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27) Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28) Понравилась Федосееву станция "Маяковская" со стальными колоннами, приглянулись "Красные ворота" - красные и белые плиты под ногами.

(29) В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30) На станции "Арбатская"на служебной двери - табличка "Для рожениц". (31) На станции "Курская" работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32) Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!

(33) Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34) Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что защищать!

(По Е. Воробьёву*)

* Евгений Захарович Воробьёв (1910 - 1991) - прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны, является автором многих книг, посвящённых военному времени.



Предварительный просмотр:

  Примерное сочинение.                   ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Спасенная от фашистов Москва…Сколько радости испытали люди, одержавшие столь необходимую уже в начале войны победу! Радовались не только защитники столицы, но и труженики тыла, которые рыли противотанковые окопы, обкладывали мешками с песком памятники, поднимали в небо аэростаты воздушного заграждения. Обустраивали быт москвичей в метрополитене. Глядя на Москву глазами рядового Федосеева, я вместе с ним порадовалась за людей, дух которых не был сломлен. И в тылу москвичи защищали Родину, потому что и им «было что защищать». Именно над этими проблемами задумываешься, читая текст Е. Воробьева

    Автор словно любуется своим героем, который, впервые оказавшись в Москве, испытывает необыкновенную гордость, потому что «не всякому довелось защищать столицу такой страны». Е. Воробьев убежден, что «каждый солдат, где бы он ни воевал защищал столицу. Ему было что защищать!»

    С позицией Е. Воробьева я полностью согласна. Я тоже считаю, что в годы  Великой Отечественной войны солдаты ковали общую победу, где бы они ни защищали свое Отечество, будь то великие сражения под Сталинградом, Курском, Орлом, Белгородом или « бои местного значения» за высоту, дом, улицу. О таких боях я и вспомнила, когда читала о связисте Федосееве.

Главные героини повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» погибли, потому что вступили в неравный бой с фашистами. Думаю, что подвиг пяти девушек также значителен, как и подвиг роты кремлевских курсантов, героев повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой», погибших в ноябре 1941 года при защите рубежей Москвы.

 «Бой местного значения» в Карелии способствовал общей победе народа в этой войне, и я уверена, что слова Е.Воробьёва в полной мере можно отнести к погибшим девчонкам: «Им было что защищать!» И погибшим курсантам было что защищать. Правда, в отличие от связиста Федосеева, им не довелось гордиться своим подвигом.

     Автор правдиво и талантливо изображает все увиденное и пережитое людьми в эти страшные, суровые и героические годы.  Нам же, потомкам этих людей, надо гордиться подвигами дедов и прадедов, быть достойными им.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа № 1» Актанышского муниципального района РТ

Разработка урока

«Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля»

(Подготовка к ЕГЭ)

Автор: Нургалиева Линеза Марвановна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;

Стаж работы: 19 лет

2012 год

Цели урока:

- уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, последовательно излагать собственное мнение;

- подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
 
Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;  презентация к уроку.

Ход урока

I .    Постановка цели урока.

II.   Подготовка к сочинению-рассуждению.

- Ребята, давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше  сочинение?   Из каких частей оно должно состоять?
  СЛАЙД №3. (План сочинения).

  1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  3. Отражение позиции автора.
  4. Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами.
  5. Заключение.

- Прежде чем мы приступить к чтению текста, познакомимся с рекомендациями  «Как правильно понять исходный текст?»
      СЛАЙД №4.
Текст

1. О чем? (Ты увидишь тему.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)                

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)

4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь идею.)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

- Читаем текст. (Приложение 1).  Итак, начинаем работу над текстом. 

1. Вступление.  Вы прочитали отрывок из рассказа Воробьева «Увольнительная в город».

  - О чем же идет речь в тексте?   (О Москве (17-31), о чувствах человека, впервые увидевшего Москву (13-16), о том, что вызвало его восхищение (28, 32, 33), тревогу (24))

Мы определили тему данного текста.

- Еще что определяем? (Идею текста)

Определим идею.  С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Воробьеву важно показать Москву глазами человека, защищавшего ее от фашистов. Текст именно этим начинается ((1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.), заканчивается текст в той же тональности - гордостью фронтовика, защищающего столицу своей Родины. ((35) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что защищать!) )

- А теперь определим стиль этого текста? (Художественный)

 СЛАЙД №5. Стили речи.

- Как вы думаете, почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?

СЛАЙД №6. Особенности художественного стиля речи. (Текст художественного стиля строится на проблемной ситуации, проявляющейся в соотношении обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека; в поступках или убеждениях героя; в отношении самого автора к обстоятельствам или к герою; проблема может быть заключена в названии).

СЛАЙД №7. Типы речи.

- К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение)

- Как строится текст-рассуждение?

 СЛАЙД №8. Типы проблем.

Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определим проблему.

- Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования).

 - Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Наша задача сформулировать одну из них и анализировать ее.

- Сформулируйте проблему данного текста.  (Патриотизм телефониста, патриотизм «каждого солдата», которому «было что защищать!»

- К какому типу можно отнести эту проблему? (Нравственному, морально-этическому).

 СЛАЙД №9. Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная).

- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

СЛАЙД №10. Виды и формы вступления. Оформим вступление к сочинению.

1. Если вы знаете что-либо об авторе предложенного вам текста, начните сочинения с изложения материала о нем и своеобразии его художественного мира (3-4 предложений). Можно использовать назывные предложения, содержащее в зачине базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.

2. Можно начать вопросительными предложениями (проблема и есть вопрос, требующий решения). Подобное начало призвано зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем.

3. Можно начать риторическим вопросом – вопросительным по форме и утвердительным по смыслу предложением.

4. Можно начать рядом назывных (лаконично рисуют место, время действия, пейзаж, обстановку) и восклицательных предложений (передают чувства и настроение).

СЛАЙД №11.  Возможные варианты вступлений: 

«Евгений Захарович Воробьёв – известный прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны. Он является автором многих книг, посвящённых военному времени. В данном тексте автор рассказывает о патриотических чувствах рядового Федосеева, впервые оказавшегося в столице, которую сам же защищал. Именно патриотизм людей в годы войны и стал предметом размышления автора».

  «В чем проявился патриотизм людей в годы войны?» или «В чем состоял подвиг, совершенный народом в годы Великой Отечественной войны? Каковы чувства людей, освобождавших оккупированные фашистами города? Именно над этими вопросами размышляет Воробьев Е. (заставляет нас задуматься Е Воробьев)».

 «Кто из нас не слушал проникновенные рассказы наших ветеранов о войне, о чувствах, пережитых ими в эти страшные годы, о гордости и радости. Когда освобождали пядь за пядью родную землю, о горечи потерь? Именно о чувствах фронтовика, юного связиста Федосеева, повествует Е. Воробьев, заставляя нас задуматься над проблемой патриотизма».

СЛАЙД №12.  Помните, что первый абзац вашего сочинения должен заканчиваться выводом: «Именно над этой проблемой заставил меня (нас) задуматься автор (обязательно назвать фамилию и инициалы автора) текста». Или: «Именно об этом задумываешься, читая текст (размышления), автора и т. п.»

Рассмотрим композицию

- Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)

- Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

- Итак, как же прокомментировать этот текст?
Составьте комментарий (устно).

СЛАЙД №13. Комментарий к проблеме.

СЛАЙД №14. Позиция автора.

Определим позицию автора.

- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

- В какой строке звучит основная мысль автора?

- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

Если Е. Воробьев поднимает проблему патриотизма, которую мы формулируем в виде вопросов: «Каковы чувства людей, защитивших от фашистов город? А если город этот – Москва, сердце России?», - то его позиция – ответ на этот вопрос:

 «Автор убежден, что подвиг народа в годы Великой Отечественной войны состоял в непоколебимой вере в победу и в стремлении приблизить ее трудом в тылу и ратным трудом».

«Автор убежден, что в годы войны патриотизм людей проявился в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства».

Отражение собственной позиции .

Определим собственную позицию, подберем 2-3 аргумента.

- Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли).

- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

СЛАЙД №15.  Позиция  ученика. «С позицией Е. Воробьева я полностью согласна. Я тоже считаю, что в годы  Великой Отечественной войны солдаты ковали общую победу, где бы они ни защищали свое Отечество, будь то великие сражения под Сталинградом, Курском, Орлом, Белгородом или « бои местного значения» за высоту, дом, улицу. О таких боях я и вспомнила, когда читала о связисте Федосееве.

Аргумент 1. Главные героини повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» погибли, потому что вступили в неравный бой с фашистами. Думаю, что подвиг пяти девушек также значителен, как и подвиг роты кремлевских курсантов, героев повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой», погибших в ноябре 1941 года при защите рубежей Москвы.

Аргумент 2. «Бой местного значения» в Карелии способствовал общей победе народа в этой войне, и я уверена, что слова Е.Воробьёва в полной мере можно отнести к погибшим девчонкам: «Им было что защищать!» И погибшим курсантам было что защищать. Правда, в отличие от связиста Федосеева, им не довелось гордиться своим подвигом».

 Заключение.
- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?
СЛАЙД №16
. Заключение.
- Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию).

- Напишите заключение.

 III. Подведение итогов. Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой.

IV. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами А. Н.Толстого

СЛАЙД №17. «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...

Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....

Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»

Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный)  УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...

Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию  домашн...

Презентация "Сочинение - рассуждение по тексту художественного стиля"

Презентация разработана для подготовки учащихся к написанию сочинения по тексту художественного стиля (ЕГЭ часть С по русскому языку)....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Урок развития речи в 11 классе "Подготовка к сочинению ЕГЭ по тексту художественного стиля"

на данном уроке дается алгоритм написания эссе по русскому языку на примере художественного текста В.Крупина "Сбрось мешок". Указаны деятельность учителя и учеников, дается много разных форм работы....