конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых понятий, выполнение практических,  контроль умений и навыков,  итог урока, определение домашнего задания. Присутствует индивидуальная и групповая форма работы с учащимися. С целью повышения интереса к изучаемому материалу используются разнообразные виды заданий.  На уроке используется ТСО. На уроке используется проблемный и частично-поисковый метод. На уроке проходит интегрированное изучение  материала по теме «Алфавит», что способствует лучшему усвоению изучаемого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_alfavit_5_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  «Алфавит».

Класс: 5 класс

Учитель: Вахрушева Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы

 Цель урока:

знать:  определение «алфавит», алфавит.

уметь:  произносить буквы в алфавитном порядке.      

Тип урока: урок  - практикум.

Форма урока: интегрированный  урок русского языка и родной  литературы.

По характеру деятельности: проблемно - практический.

По содержанию материала: интегрированное изучение  материала.

Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых понятий, выполнение практических,  контроль умений и навыков,  итог урока, определение домашнего задания.

Оборудование:   таблички со словарными словами, карточки, проектор.

Оформление: портрет А. Тарханова, выставка книг А. Тарханова.  

Словарная работа:  алфавит, кириллица, глаголица, каллиграфия.

Ход урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Психологический настрой  учащихся

Определение темы урока организует деятельность учащихся





Совместно с учителем  проверяют готовность к уроку

Целеполагание

Психологический настрой

    учащихся

 Организует деятельность по определению целей и задач урока

Учащиеся  определяют цель урока






Проверка домашнего задания

 Переход к основной теме урока

  Соболенок

Залп оружейный пронзительно звонок.

Ты в дупле притаился дрожа.

Ты остался один, соболёнок,

 На печальных руках кедрача.

 

Задание:  Выучить стихотворение. Запишите  1 строфу текста,    расставьте ударение в словах;   подчеркнуть мягкие согласные; затранскрибировать  отрывок.  

физминутка

  Читают стихи. Работа с эталоном к заданию
















 

 Новый

материал

 

 Предлагает карточки с русским и древнерусским алфавитом

Вопросы: Что такое алфавит? Сколько букв в русском алфавите?

Как записаны буквы в русском алфавите?  (прописная и строчная)

Чем отличается русский алфавит от древнерусского?

Существуют ли различия в русском алфавите и хантыйском? Какие?

Создание «Информационного листа»

Вопросы: кем была создана азбука?

А когда её создали Кирилл и Мефодий?

Какие название имела древняя азбука?

Работают по карточкам

Алфавит – набор букв, расположенных в строго определенном порядке. Слово алфавит произошло от первых букв греческого алфавита «альфа»   и  « бета ».

Знакомство с информационным листком

863 год-работа над азбукой

Кириллица

Глаголица – речь, слово

988-крещение Владимиром Руси

 Практическая работе

Закрепление материала

 Прочитайте стихотворение А. Тарханова, запишите слова первого предложения в алфавитном порядке:

В предгрозье

Запах хвои и серы кедровой,

С берегами веселыми лог.

И рождается мудрое слово,

И рождается детский восторг.

Этот миг незабвенный, как звуки

Убежавшего к солнцу ручья.

Я стою на коленях,

А руки

Ловят первые капли дождя.


Работают с  предложением


   


 

Практическая работа

Отработка умений и навыков

  Запишите текст стихотворения  А.Тарханова каллиграфически:

Метель в кедраче

Как заяц, бор кедровый бел.

И в дымке белой круча.

В Ханты – Мансийск летит метель –

Разгульна и певуча.



 

Индивидуальная работа по карточкам

каллиграфия




Проверяют по эталону. Самостоятельно оценивают работу

Подведение итогов

Умение делать выводы


- Ребята, наш урок подходит к концу. Какие задачи мы ставили перед собой? Что вы узнали? ( фронтальный опрос) Что научились делать? Все ли получилось так, как запланировали? Как вы думаете, что надо сделать, чтобы успешно работать по данной теме?

- Давайте сейчас попробуем оценить свою работу за урок и поставить себе оценку. Оценки за урок.


 Рефлексия и коррекция знаний

Домашнее задание

Проинструктировать выполнение домашнего задания

 Выучить русский алфавит

Записать каллиграфически текст:

Белая симфония моя –

Это голос снега и ручья.

Это звоны-громы Иртыша

В день,

Когда поет его душа.

Затранскрибируйте текст.

 Знакомство с карточкой домашнего задания



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....