Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Колесник Людмила Николаевна

 

Урок русского языка в 6 классе

 

Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).

Цели урока:

1)                       Обратить внимание на особенности употребления им. сущ. в художественной речи, показать роль существительного в речевом высказывании.

2)                       «Охватить» взглядом всю тему и выявить, что ученики хорошо знают об имени существительном.

3)                       Дать представление о семантических группах отвлеченных имен существительных, умение их распознать.

4)                       Через исследовательскую работу развивать творческую, речевую, мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).

Цели урока:

  1. Обратить внимание на особенности употребления им. сущ. в художественной речи, показать роль существительного в речевом высказывании.
  2. «Охватить» взглядом всю тему и выявить, что ученики хорошо знают об имени существительном.
  3. Дать представление о семантических группах отвлеченных имен существительных, умение их распознать.
  4. Через исследовательскую работу развивать творческую, речевую, мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.

I. «Открытие» темы.

  1. Сегодня мы начинаем изучать тему, но ее названия пока нет, вы должны открыть самостоятельно.  (чтение учителем стихотворение Фета).

II. Особенности художественного текста.

  1. Что вас удивило в этом стихотворение? Что показалось особенно интересным? (художественный прием – анафора – единоначалие, представленное повтором мест; этот в различных формах).
  2. Можем ли мы теперь открыть тему?  (запись темы на доске и в тетради).

III. Выступление учащихся (сообщение).

IV. Вернемся к стихотворению Фета. Сколько здесь предложений? Сколько существительных?  (предложение 1, существительных 36). Ни одного глагола. Удивительно! - С какой целью использовал Фет в стихотворение такое количество существительных? (показал изменчивость природы весной, одна картина сменяется другой, одно впечатление другим).

Все живет в этой поэтической миниатюре, все движется. Сколько красок, сколько звуков! Движение, действие выражается глаголами, а их здесь нет. Что же способствует оживлению картины? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исследовать текст.

V. Исследовательский практикум.

Начнем с выяснения непонятных слов (свод, зык, вереницы, долы, зори без затменья). Работа с толковым словарем Даля. (Двое учеников объясняют значение слов).

Задание классу: выпишите существительные из стихотворения по группам:

I вар. (конкретные сущ.)                                       II вар. (отвлеченные сущ.)

утро             долы                                                                                                  свет                   крик

день             мошки                                                                                               радость             говор

свод             пчелы                                                                                                мощь                зык

стаи             зори                                                                                                   сон                     свист

птицы          селенья                                                                                             жар                    затменье

воды             ночь                                                                                                  мгла                   вздох

ивы              постель            

березы         дробь

капли           трели

слезы           весна

пух              

лист

горы

Существительные какой группы оживляют картину? (именно отвлеченные существительные со значением действия оживляют картину).

Продолжим исследовательскую работу

Работа по группам (карточки).

К №1 Определить морфологические признаки качеств. к отвлеченным им. сущ.  (по одному слову каждая группа).

К №2  Понаблюдать как образуются существительные.

К №3  Поэт в стихотворение рисует природу, здесь есть и живые, и неживые предметы. На  какие вопросы они отвечают, как называются? поэт Афанасий Фет Это тоже существительное. Почему одно из них пишется со строчной буквы, а другое с прописной?

К №4 Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. Объясните знаки препинания (запятая при однородных членах, тире между подлежащим и сказуемым Эти капли – эти слезы этот пух – не лист уточняющие члены, скрытое сравнение, противопоставление).

VI. Итог урока

Составление опорного конспекта (один у доски, остальные в тетради).

  1. Существительное – отвечает на вопросы …
  2. Обозначает … (предмет, свойства, качества, состояние человека и природы).
  3. Имеет постоянные признаки …, непостоянные … .
  4. Изменяется по … (числам, падежам).
  5. В предложении является … .

VII. Вспомним, что мы знаем об имени существительном. Я хотела бы закончить урок словами А.М. Пешковского, известного лингвиста, который следующее сказал об значении имени существительного (карточка).

VIII. Д/З Сочинение «На неизвестной планете» Вы впервые вглядываетесь в мир. Что вы увидели? (вещи, существа) Подберите им названия.

Оценки.

  1. Мы должны четко знать, что такое существительное, какие признаки его характеризуют, особенности использования существительных в речи, его синтаксическая роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...


 

Комментарии

Цуканова Татьяна Павловна

Спасибо за помощь!