Русский язык в 5 классе. Урок-проект по теме «Обобщение изученного в разделе «Словообразование» (2 часа)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Терёхина Вера Николаевна

 

 

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»

Цель урока: 1) актуализация знаний и формирование интереса к изучению темы «Словообразование»; 2) развитие навыков проектной деятельности; навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества; 3) воспитание творческого подхода к осмыслению изучаемого материала.

Тип урока: занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Вид урока: нестандартный - с использованием технологии проектной деятельности (развитие критического мышления через чтение и письмо) и КСО (коллективные способы деятельности).

Название проекта: Карточки по теме «Словообразование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 5 классе. Урок-проект по теме

«Обобщение изученного в разделе «Словообразование» (2 часа)

Цель урока: 1) актуализация знаний и формирование интереса к изучению темы «Словообразование»; 2) развитие навыков проектной деятельности; навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества; 3) воспитание творческого подхода к осмыслению изучаемого материала.

Тип урока: занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Вид урока: нестандартный - с использованием технологии проектной деятельности (развитие критического мышления через чтение и письмо) и КСО (коллективные способы деятельности).

Название проекта: Карточки по теме «Словообразование»

Цель проекта: Изготовление «карточек для взаимообмена»  по теме «Словообразование»

Ход урока:

1. Орг. момент. Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем весь изученный материал раздела «Словообразование». Но сделаем это необычным способом. В тесном сотрудничестве мы создадим коллективный проект в виде «карточек для взаимообмена», которые позволят обобщить и уточнить все наши знания и умения по разделу. На втором уроке мы организуем эксперимент: устроим настоящий взаимообмен карточками и проверим их действие на деле. Это и будет презентацией проекта.

2. Организация проектной деятельности учащихся в соответствии с технологической картой.

Технологическая карта проекта по теме «Словообразование»

№п/п

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учащихся

Алгоритм деятельности

учителя

1-ый урок

1

Поисково-исследовательский этап

Знакомство с целями и задачами проекта.  Анализ теории учебника по предложенной теме и разработка карточек-заданий и карточек-ключей для взаимообмена.

Формулирование целей и задач. Руководство деятельностью учащихся

2

Технологический этап

Подборка примеров  к каждому теоретическому пункту таблицы из упражнений учебника.

Корректирует и контролирует выполнение

3

Практическая реализация проекта

Создание собственного (творческого) текста на заданную тему «Почему нужно знать … и уметь …»

Направляет и контролирует выполнение

4

Внесение необходимых изменений

Анализ текстов, внесение исправлений

Корректирует деятельность

5

Оформление проекта (домашнее задание)

Оформление карточек-опросов и карточек-ключей на чистовой вариант

Помогает оформлять карточки (желательно в печатном варианте)

2-ой урок

6

Презентация проекта

Представление проекта; само- и взаимооценка работ

Координирует деятельность учащихся по апробации карточек.

1) Распределение тем проекта

Класс разбивается на группы (в данном классе всего 8 человек, поэтому задания выполняются индивидуально). Каждому ученику (группе) в случайном порядке выдается одна из основных тем раздела.

Основные темы раздела «Словообразование»

1

Основные способы образования слов в русском языке

2

Словообразовательные пары, цепочки и гнезда

3

Правописание приставок

4

Правописание букв а-о в корнях с чередованием

5

Буквы о-ё после шипящих в корнях слов

6

Словообразование имен прилагательных, имен существительных, глаголов

7

Словообразовательный разбор

8

Морфемный разбор

2) Изготовление «карточек для взаимообмена»

Каждый ученик изготавливает «карточку для взаимоопроса» по своей теме. Карточка должна состоять из двух частей: карточка-задание и карточка-ключ. Карточка-ключ содержит в себе сводную таблицу теории по теме и примеры. Карточка-задание состоит из той же таблицы, но в некоторых ячейках, колонках пропущены ключевые термины, формулировки правил и т.п. А колонка с примерами вообще пустая: в нее необходимо вписать слова из списка, который прилагается ниже.

3) Обоснование проекта (постановка проблемного вопроса и ответ на него).

Создание собственного (творческого) текста на заданную тему «Почему нужно знать … и уметь …». Например, при работе с темой «Основные способы образования слов в русском языке» заголовок сочинения будет звучать так: «Почему нужно знать способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово?

4) Корректировка содержания творческих текстов.

Учитель в индивидуальном порядке корректирует формулировки проблемных вопросов и ответов на них, учащиеся переписывают тексты в тетрадь.

5) Оформление карточек.

Карточки желательно напечатать на компьютере (можно выполнить совместно во внеучебное время в компьютерном классе в качестве домашнего задания)

3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Второй час урока обобщения по теме «Словообразование» представляет собой презентацию проекта. Презентация «карточек для взаимообмена» проводится с помощью технологии КСО (коллективного способа обучения).

1). Орг. момент.

Учитель: Сейчас мы проведем эксперимент: проверим, как действуют плоды нашего проекта -  «карточки для взаимообмена», работая в сменных парах. Вспомним наши основные правила, необходимые для этой работы.

(На доске написано:

- Говорим вполголоса!

- Общаемся культурно!

- Пересаживаемся тихо!)

2). Обобщение и систематизация изученного по теме «Словообразование». Взаимообмен карточками.

Работа учащихся в парах сменного состава. Учащиеся выполняют работу на карточках. Учитель наблюдает за работой в парах.

(Для работы учащимися заготовлено 8 карточек – по количеству учащихся в классе/ см. Приложение 1/. Для экономии времени учитель может подготовить рабочие листы, на которых расположены все 8 карточек, тогда учащиеся вписывают свои ответы и оценки прямо в рабочие листы /см. Приложение 2/).

Алгоритм работы.

1. Сперва каждый учащийся получает карточку, которую изготавливал сам (Приложение 1), внимательно читает задание и выполняет его на рабочем листе. После этого ученик получает от учителя карточку–ключ (Приложение 1) и проверяет по ней, правильно ли он выполнил задание. Если находит ошибки, то делает работу над ошибками.

2. Затем учащиеся, сидящие в парах, обмениваются карточками и выполняют карточку соседа (карточка-ключ в это время лежит на краю парты «лицом» вниз). Затем проверяют друг у друга задание, обращаясь при необходимости к карточке-ключу. Если есть ошибки, то исправляют их. Если ошибок нет, то партнеры выставляют отметку за первое задание, пользуясь критериями оценки (Приложение 2), подписывают второе задание: «Проверял Иванов», благодарят друг друга и ищут новую пару.

3. В новой паре работа начинается с пункта  №2. (Карточка, полученная учеником в начале урока, остается у него до конца)

(Если учащиеся не могут сразу найти свободную пару, то они выполняют работу «Свободная минутка?»)

Свободная минутка?

(на доске)

Запишите слова приёмом поморфемного письма, вставляя пропущенные буквы.

Ст_левар, водопр_вод, пог_сить, пог_стить, схв_тить, скр_вить, перед_вать, сд_вить, подск_зать.

4. Рефлексия. Обсуждение результатов апробации карточек.

- Удалось ли вам выполнить задания карточек?

- Какие карточки оказались самые интересные, самые трудные, самые легкие (см. индикаторы настроения    на карточках)?

- Что нужно доработать в карточках, чтобы по ним могли заниматься другие пятиклассники?

5. Подведение итогов работы над проектом. Чтение творческих текстов.

- Как проект помог вам обобщить изученное в разделе «Словообразование»?

- Какие проблемные вопросы вы задали себе и как на них ответили? (Ученики по желанию читают свои творческие сочинения, написанные на 1-ом уроке).

В конце урока учащиеся сдают рабочие листы и карточки на проверку.

6. Домашнее задание:

§37-44. Подготовиться к контрольной работе по разделу «Словообразование»

Литература

1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004

2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В трёх частях. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2004. – 175 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточки для взаимообмена

Карточки-ключи

Карточка №1.

Основные способы образования слов

Примеры

1.


2.


3.



Список слов для примеров:

прадед, волейболист, ложечка, глубоководный, теплоход, перестроить, одноклеточный, боксер, сделать.

   

Карточка-ключ №1.

Основные способы образования слов

Примеры

1. Приставочный

Растаять, прадед перестроить, полюбить, сделать

2. Суффиксальный

Волейболист, ложечка, боксер,

3. Сложение

Глубоководный, теплоход, одноклеточный,

Карточка №2.

Словообразовательная пара – это …...


Словообразовательная цепочка – это  …


Словообразовательное гнездо – это …



1. Запишите словообразовательную пару к словам: выключатель  .., построить  ….

2. Составьте словообразовательную цепочку к слову: учительница  …..

   

Карточка-ключ №2.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых образовано от другого.

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

Словообразовательное гнездо – это все однокоренные слова.

1. Выключатель  выключать,

построить  строить

2. Учительница  учитель  учить.

Карточка №3.

Группы приставок

Примеры

1.


2.


3.


Список слов для примеров (вставьте пропущенные буквы):

На_ломиться, пр_шить и_пытание з_бежать, ра_бираться, пр_лестный, пр_школьный,

Бе_шумный, пр_ехать.

   

Карточка-ключ №3.

Группы приставок

Примеры

1. Неизменяемые на письме приставки

Проехать, забежать, надломиться

2. Приставки на з/с

Бесшумный, разбираться, испытание

3. Приставки пре- и при-

Пришкольный, прелестный, пришить

Карточка №4.

Корни с чередованием

букв а-о

Примеры

1.


2.


3.


Список слов для примеров:

Прол_жить, к_сательная, возр_ст, водор_сль, прик_саться, сл_гаемое, выр_щенный, к_снуться, р_сток, предл_гать.

   

Карточка-ключ №4.

Корни с чередованием

букв а-о

Примеры

1. -лаг- // -лож-

Проложить, предлагать, слагаемое.

2. –кас- // -кос-

Прикасаться, касательная, коснуться.

3. –раст-//-ращ-//-рос-

Росток (искл.), возраст, выращенный, водоросль.

Карточка №5.

Буквы о-ё после шипящих в корне

-ё-

-о-



Список слов для примеров (вставьте пропущенные буквы): 

Реш_тка, ч_рный, крыж_вник, ш_рох, ш_лк, ш_пот, капюш_н, ш_рты, ч_каться, деш_вый.  

  

Карточка-ключ №5.

Буквы о-ё после шипящих в корне

-ё-

-о-

Решётка, чёрный, шёлк, шёпот, дешёвый.  

Крыжовник, шорох, капюшон, шорты, чокаться.

Карточка №6.

Словообразование частей речи:

Примеры

Имя существительное:


Имя прилагательное:


Глагол:


Образуйте слова для примеров:

1. Как называются спортсмены, занимающиеся хоккеем, боксом, самбо?

2. Образуйте прилагательные от слов: шоколад, дети, план.

3. Образуйте глаголы от слов: обед, мороз, красный.

  

Карточка-ключ №6.

Словообразование частей речи:

Примеры

Имя существительное:

Хоккеист, боксер, самбист

Имя прилагательное:

Шоколадный, детский, плановый

Глагол:

Обедать, морозить, краснеть.

Карточка №7.

Цель морфемного разбора:

примеры



Список слов для примеров (запишите слова поморфемно): 

Сладковатенький, планировка, воссоединить, лимончик, репчатый.

  

Карточка-ключ №7.

Цель морфемного разбора:

примеры

Выделить значимые части (морфемы), из которых состоит слово.

Слад-к-оват-еньк-ий, план-иров-к-а, вос-со-един-и-ть, лимон-чик-, реп-чат-ый

Карточка №8.

Словообразо-вательный разбор

Пример

1. Лексическое значение


2.Словообразующая часть


3. От чего образована основа?


4. Способ образования слова


Запишите в пример словообразовательный разбор слова двигатель.

  

Карточка-ключ №8.

Словообразо-вательный разбор

Пример

1. Лексическое значение

Двигатель – это то, что двигает, приводит в движение

2.Словообразующая часть

двигать двигатель

3. От чего образована основа?

двигать

4. Способ образования слова

суффиксальный

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рабочий лист по теме «Словообразование»

…………………………….. (ФИ ученика)


Карточка №1.

Основные способы образования слов

Примеры

1.





2.





3.






Список слов для примеров:

прадед, волейболист, ложечка, глубоководный, теплоход, перестроить, одноклеточный, боксер, сделать.

   


Карточка №2.

Словообразовательная пара – это …...




Словообразовательная цепочка – это  …




Словообразовательное гнездо – это …




1. Запишите словообразовательную пару к словам: выключатель  ……….,

построить  …………...

2. Составьте словообразовательную цепочку к слову: учительница  …………………

………………………………………………

   

Проверял …………… Оценка ……………

Проверял ……………. Оценка …………….


Карточка №3.

Группы приставок

Примеры

1.







2.







3.







Список слов для примеров (вставьте пропущенные буквы):

На_ломиться, пр_шить и_пытание з_бежать, ра_бираться, пр_лестный, пр_школьный,

Бе_шумный, пр_ехать.

   


Карточка №4.

Корни с чередованием

букв а-о

Примеры

1.





2.





3.





Список слов для примеров:

Прол_жить, к_сательная, возр_ст, водор_сль, прик_саться, сл_гаемое, выр_щенный, к_снуться, р_сток, предл_гать.

   

Проверял …………… Оценка ……………

Проверял …………… Оценка ……………

Карточка №5.

Буквы о-ё после шипящих в корне

-ё-

-о-














Список слов для примеров (вставьте пропущенные буквы): 

Реш_тка, ч_рный, крыж_вник, ш_рох, ш_лк, ш_пот, капюш_н, ш_рты, ч_каться, деш_вый.  

  

Карточка №6.

Словообразование частей речи:

Примеры

Имя существительное:




Имя прилагательное:




Глагол:




Образуйте слова для примеров:

1. Как называются спортсмены, занимающиеся хоккеем, боксом, самбо?

2. Образуйте прилагательные от слов: шоколад, дети, план.

3. Образуйте глаголы от слов: обед, мороз, красный.

  

Проверял …………… Оценка ……………

Проверял …………… Оценка ……………

Карточка №7.

Цель морфемного разбора:

примеры


















Список слов для примеров (запишите слова поморфемно): 

Сладковатенький, планировка, воссоединить, лимончик, репчатый.

  

Карточка №8.

Словообразо-вательный разбор

Пример

1. Лексическое значение




2.Словообразующая часть




3. От чего образована основа?




Способ образования слова


Запишите в пример словообразовательный разбор слова двигатель.

  

Проверял …………… Оценка ……………

Проверял …………… Оценка ……………

Критерии оценки карточки:

«5» - учащийся не допустил ни одной ошибки в записях.

«4» - учащийся допустил одну-две ошибки в записях.

«3» - 3-5 ошибок.

«2» - учащийся допустил более 5 ошибок.

   - на каждой карточке подчеркните один из символов в зависимости от вашего настроения (работать понравилось, «так себе», не понравилось).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..» Обобщение и систематизация изученного в разделе «Словообразование»

План-конспект урока русского языка в 6 классе: «Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..» Обобщение и систематизация изученного в разделе «Словообразование»...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»

Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...