Разработка урока по теме:"Лексика. Как пополняется словарный состав языка"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Красильникова Светлана Васильевна

Разработка урока содержит много заданий творческого характера, способствующих развитию мышления учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как пополняется словарный состав русского языка.

Слайд 2

ЦЕЛЬ Закрепление умения различать разные виды лексики, использовать их в своей речи Упражнение в различных видах разбора Воспитание бережного отношения к родному языку Обогащение словарного запаса

Слайд 3

Домашнее задание

Слайд 4

Наши работы

Слайд 5

Угадай фразеологизм !

Слайд 6

Синтаксическая минутка Белые цв..точки веч..ром расцв..тают а утром проп..дают.

Слайд 7

Определите, о чем идет речь. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написа- нию, но разные по лексическому значению, называются Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению называются омонимами фразеологизмы

Слайд 8

Слова, имеющие несколько лекси- ческих значений, называются Синонимы - это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся Слова одной и той же части речи, но с противоположным лексическим значением называются многозначными оттенком лексического значения антонимами

Слайд 9

Как называются такие слова? Гранат - южное дерево, а так же его круглый темно-красный плод кисло-сладкого вкуса. Гранат – драгоценный камень, преимущественно темно-красного цвета

Слайд 10

Поэтическая минутка Кто вы? Мы лисички, Дружные сестрички. Ну а вы-то кто же? Мы лисички тоже. Как, с одной-то лапкой? Нет, еще со шляпкой. О каком лексическом явлении идет речь в стихотворении?

Слайд 11

Укажите словосочетания с переносным значением Золотые руки, золотые серьги; Болтать языком, болтать ногами; Глубокое озеро, глубокое раздумье; Медвежья берлога, медвежья услуга; Тесная дружба, тесная обувь.

Слайд 12

Выпишите антонимы У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко Висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок- Высоко, Воробей сказал, Что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, Что очень Велико и тяжело, А котёнку всё равно: Кислое, зачем оно? Что вы? – Шепчет червячок, - Сладкий у него бочок.

Слайд 13

Устно подберите к глаголам разговорной речи синонимы литературного языка Болтать, глазеть, скинуть (пальто), сообразить, стибрить, тащиться Слова для справок: Говорить, догадаться, идти медленно, смотреть, снять, украсть

Слайд 14

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно. Замените его. Прочитайте фразеологизм в исправленном виде . в мешке. Как с вода. доля. услуга. песня. Стреляный . Подложить . Крокодил совы Тигриная Барсучья Утиная петух барана Кот гуся Львиная Медвежья Лебединая воробей свинью

Слайд 15

В стихотворении С.А.Есенина есть такие строки: «Пахнет рыхлыми дрочёнами , У порога в дёжке квас…» Как называются выделенные слова? Каково их лексическое значение?

Слайд 16

Работа с учебником стр.88-89 Назовите два основных способа пополнения словарного запаса языка Какие слова называют иноязычными? По каким признакам можно отличить заимствованные слова?

Слайд 17

Отличительные признаки заимствованных слов Начальные А,Э Исключения: ах, ахнуть, авось, это, этот Ф БЮ ВЮ НЮ КЮ СОЧЕТАНИЯ В КОРНЕ ДВЕ И БОЛЕЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ ПОЭТ, ДУЭЛЬ, ТЕАТР

Слайд 18

Найдите в тексте заимствованные слова А из Англии футбол Прямо в бутсах к нам пришел, Вслед за ним пришел хоккей, А до этого жокей, Теннис, яхта, бокс, рекорд, Чемпион, тайм-аут, спорт. ( Я.Козловский) Выпишите заимствованные слова в тетрадь

Слайд 19

Проверка самостоятельной работы Англии, футбол, в бутсах, хоккей, жокей, теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.

Слайд 20

Творческая работа (закончи предложение) 1 ряд Ум определяется не возрастом, а … 2 ряд Звание героя дают не за красоту, а за… 3 ряд Хорошего человека узнают не по лицу, а по …

Слайд 21

Много ещё надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова. В. И. Даль .

Слайд 22

Домашнее задание упражнение № 274


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме:"Лексика", 5 класс

Мастер-класс по теме: «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»Цель мастер-класса – продемонстрировать с...

Разработка урока по теме «Спорт» в 8 классе (французский язык - второй иностранный)

Урок вторичного закрепления знаний лексики по теме урока, активизации ее употребления в  новой ситуации.Тип урока: комплексный....

Методическая разработка уроков по теме «Животные» для 5 класса (английский язык, УМК "Английский в фокусе")

Данные уроки разработаны в рамках темы “World Animals“ («Животные со всего света»), изучаемой в 5 модуле УМК “Spotlight“ («Английский в фокусе») для 5 класса. Детям всегда интересно выходить за рамки ...

Конспект урока на тему "Как пополняется словарный состав языка"

Класс - 5Тип  урока – изучение  нового  материала.Цель  урока – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка.Разработка ...

Урок по русскому языку в 5 классе "Как пополняется словарный состав языка"

Урок по технологии критического мышления.Соответствует требованиям ФГОС....

Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная."

Проследить историю проникновения иноязычной лексики в русский язык...

Как пополняется словарный состав языка

Технологическая карта хода урока русского языка в 5 классе на тему:«Как пополняется словарный состав русского языка»...