Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная."
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Батеенкова Светлана Александровна

Проследить историю проникновения иноязычной лексики в русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

                      Лексика исконная и заимствованная.

Решаемые учебные проблемы:

1 Проследить историю проникновения иноязычной лексики в русский язык.

2 Формировать культуру работы с орфоэпическими, толковыми словарями для  повышения мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности.

3 Создать условия для формирования умения употреблять термины  при анализе языковых явлений.

Задачи для учеников:

Совершенствование навыков исследовательской деятельности и навыков работы с информацией.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознание этнической принадлежности, знание языка и культурного наследия своего и других народов.

Формирование целостного мировоззрения.

Формирование  коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в  процессе  образовательной, исследовательской, творческой деятельности.

Развитие основ экологической, эстетической культуры, восприятие культуры народов мира.

Предметные:

Уточнение значения слов, их происхождения и образования, функционирования в русском языке.

Формирование устной культуры речи.

Предотвращение речевых и грамматических ошибок.

Повышение орфографической грамотности.

Совместное повышение коммуникативной и культурной компетенций.

Развитие речевой выразительности, языкового чутья.

Метапредметные

-развитие умения  самостоятельно определять  цели своего обучения, ставить новые задачи познавательной деятельности

-формирование смыслового чтения с целью объяснения языковых явлений, процессов. Связей.

-развитие навыка логических рассуждений, умения делать умозаключения и выводы

-формирование умения осознанного использования речевых средств при выражении различных чувств

-планирование и регуляция своей деятельности при совместном выполнении какой-либо задачи для эффективного сотрудничества.

Учебный материал урока:

Словари, учебник, приложения

Формы работы:

Индивидуальная, групповая, в парах.

Виды деятельности:

Работа с эпиграфом, различными словарями. Ответы на вопросы учебника, формулирование собственных вопросов по теме , работа с лингвистической статьей. Сопоставление лексики в тематических группах, публичное выступление.

Тип урока:

 Комбинированный., поисково-исследовательский.

Оборудование: мобильный кабинет, словари , планшеты.

Межпредметные связи:

Литература, история.

                                            Ход урока:

Вхождение в тему урока.

                                                                                              Как человека можно распознать по его обществу,

                                                                                              в котором он вращается, так о нем можно судить

                                                                                               по его языку, которым он выражается.

                                                                                                                                           Д.Свифт.

Ученики читают рассказ Зощенко  «Обезьяний язык» ( ученики перед каждым уроком читают книгу, которую выбрали для домашнего чтения, на данном уроке у всех текст одинаковый)

-Легко ли было понять прочитанное , значение каких слов вам бы хотелось узнать, какой словарь нужен?

Задание:  подумать, в каком словаре можно узнать  значение  этих слов, выписать слова, определить их значение по словарю (мобильный кабинет).

Пленарное-публичное, происходящее при всех участниках организации.

Кворум-достаточное число участников для принятия решения

Перманентно-непрерывно, постоянно

Индустрия-промышленность.

Подсекция-подразделение, часть

Дискуссия по результатам практической работы:

-Что вызывает смех?

-Как бы вы прокомментировали первое и последнее предложения?(«Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Трудно, товарищи, говорить по-русски»)

У писателя Аркадия Бухова есть рассказ «Искусство портить бумагу», послушайте стихотворение оттуда

                                                                                       Романс.

Нависала  с неба балюстрада

Над крылами нежных клавесин,

Выходила тихая мансарда

Доедать последний апельсин.

-Попробуйте «перевести» стихотворение.

  После работы в группе со словарями « переводчиков» , « поэты» читают получившиеся  варианты.

(4  ученика получили задание найти в словаре значение слов, 1 все обобщает)

Нависало с неба невысокое ограждение

Над крылами музыкального инструмента,

Выходило тихое жилое помещение, расположенное под крышей,

Доедать последнее китайское яблоко.

Анализ проделанной работы и эпиграфа.

Актуализация  ранее полученных знаний.

Оба писателя пострадали во времена сталинских репрессий: Зощенко исключили из союза писателей, Бухова расстреляли. Чего же так испугался Сталин?

-Варианты ответов.

Оба эти писателя хотели, чтобы люди научились красиво говорить. Человек, который говорит правильно, чувствует себя внутренне свободным, им очень тяжело манипулировать, управлять.

Вот и мы с вами попробуем научиться говорить правильно. А  что  нужно было знать героям прочитанных произведений , какой совет вы бы им дали?

Сформулируйте тему урока.

                            -  Лексика заимствованная .

-А куда она заимствуется, в какую лексику? Попробуйте еще раз сформулировать тему.

                             -Лексика исконная и заимствованная.

 Беседа:

-Какая лексика составляет словарный запас языка?

-Из каких групп слов складывается исконная (существовавшая издавна, искони) лексика русского языка?

-Какие исконные русские слова являются одновременно и индоевропейскими, и общеславянскими, и восточнославянскими? Приведите примеры из схемы.

-Какие слова есть в восточнославянских языках, но отсутствуют в других славянских языках?

-Из каких языков русский язык заимствовал слова? Знаете ли вы заимствованные слова, которые появились в русском языке в последнее время?

Исконная лексика

Заимствованная

Слова только русские: лошадь, крестьянин, хороший, бросать.

Старославянизмы: врата, град, уста, священник, благодать

Слова, общие для все славянских языков : сорок, девяносто, семья, белка, собака, ковш, дешевый.

Из славянских языков: квартира, миндаль, бублик, каштан, борщ, детвора.

Слова, общие для всех славянских языков: голова, дом, белый, кидать

Из неславянских языков: атаман, сельдь, лагерь, актер, футбол, тайфун, тетрадь, школа,экзамен.

Слова, общие для индоевропейских языков: я, ты, мать, брат, сестра, жена, муж, огонь, небо, волк.

Стр. 103  Задание: прочитайте текст, какие ответы на вопросы к схеме вы уточнили после его прочтения?

Подготовьте свои вопросы к беседе о формировании словарного запаса русского языка.

Давайте снова вернемся к слову апельсин, проследите по словарю историю его заимствования.

(из голландского, где appelsien буквально означает «китайское яблоко», а голландским языком заимствовано из французского и представляет собой кальку франц. Pomme de Chine от фр. Pomme-яблоко,  de-из, Chine-Китай.

-Что можно добавить в ответы упр. 22 после анализа словарной статьи?

Через старославянский пришло много калек с греческого

 Игра «кто больше» (сложные слова)

1 вариант  благо-

2 вариант  добро-

3 вариант-досто-

Упр 23  

 -Определите самостоятельно, из каких языков заимствованы слова.

Проверьте себя по словарю иностранных слов или этимологическому.

Найдите в рубрике  «Лингвистическая кладовая»  информацию об этих словарях.

Работа в паре. Запишите слова , заимствованные из каждого языка, разделив их на тематические группы. Подчеркните орфограммы, укажите род. Сопоставьте названия и состав тематических групп.

Диктант «До первой ошибки»:составьте словарную диктовку из 10 слов-заимствований

1 вариант- скандинавские: абажур, сельдь, фаэтон, скафандр…

2 вариант-финно-угорские: камбала, пельмени, салака , навага…

3 вариант-тюркские: атаман, барабан, кирпич, ярлык, шашлык, баклажан…

4 вариант-арабские и персидские: арбуз, базар,  чемодан, кровать, лампада, лимон…

Работа в группе  

Латынь (язык Древнего Рима VI век до н.э.-Vн.э. )

                                      План:

1 научные, политические термины  ( инерция)

2 собственные личные имена (Марина)

3 «шуточные» оценочные слова ( по образцу) (свинтус)

4 переосмысленные позднее ( поганый-paganus-«деревня, село»)

 Немецкий (XVII-XVIII век)

                                       План:

1 военная лексика (солдат)

2 ремесла, техника (слесарь)

3 шахматы(гроссмейстер)

4 одежда, быт (галстук, тарелка, танец, гоголь-моголь, курорт.

5  XX  век: полицай, шлягер, мотороллер.

Голландский,  французский, английский, итальянский, испанский.

- Что можно рассказать о стране на основе заимствований из ее языка?

Упр.24.

-Сопоставьте употребление слова семья в примерах из древнерусских текстов и в современном русском языке, сделайте выводы о том, как менялось значение слова

-Уточните по толковому словарю, какие значения есть у слова в современном русском языке.

-Послушайте текст и сопоставьте свои выводы с точкой зрения известного ученого.

Домашнее задание:

-Напишите небольшое сочинение на тему «Что значит слово «семья» в  русском языке?». Используйте в сочинении слова из игры «Кто  больше»

Рефлексия:

Подведем итоги проделанной работы.

Сопоставим поставленные задачи с их выполнением, дадим оценку работы класса, отдельных учеников.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме:"Лексика", 5 класс

Мастер-класс по теме: «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»Цель мастер-класса – продемонстрировать с...

Разработка урока по теме:"Лексика. Как пополняется словарный состав языка"

Разработка урока содержит много заданий творческого характера, способствующих развитию мышления учащихся....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лексика" в 5 классе

   Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе.     На фоне отобранного дидактического материала у учащихся  воспитывается уважительное отно...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лексика" "Поговорим о здоровье"

Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме "Лексика" с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий....

Методическая разработка урока -повторения по теме «Лексика и фразеология», «Орфография»

Урок обобщающего повторения по теме « Лексика и орфография» .Тест....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС на тему: " Заимствованные слова".

Материал этой разработки можно использовать учителю  при подготовке к уроку русского языка по теме: "Заимствованные слова"; можно воспользоваться как планом к уроку, так и использовать ...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...