Урок русского языка "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок изучения нового материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема:  Слитное  и  раздельное  написание  не  с причастиями

Тип   урока:  изучение  новой  темы

Цели:  познакомить   учащихся  с  правилом   написания  не  с  причастиями;  повторить  правописание  не  с  прилагательными  и  глаголами,  морфологический  разбор   причастий,  пунктуацию  при  однородных  членах,  причастном  обороте,  в  сложном  предложении;  формировать  навык  написания  не  с  причастиями;  развивать   речь;  воспитывать  любовь  к  окружающему  миру.

Технология:  технология  дифференцированного  обучения

Оборудование:  карточки,    таблицы,  слайды, тесты.

ПЛАН   УРОКА

1. Организационный   момент.  Приветствие.

Слайд  3.

2. Проверка  домашней  работы.

         — Ребята,  вспомним,  какое  было  домашнее  задание.  ( В  стихотворении  С.Я.Маршака   найти  причастия, сделать  морфологический  разбор  причастий,   вставить   пропущенные  буквы;  повторить  написание  не  с  прилагательными,  глаголами.)

Слайд  4.

                Чернеет  лес,  теплом  разбуже..ый,

                Весе..ей   сыростью  объят.

                А  уж  на  ниточках  жемчужины

                От  ветра   каждого  др..жат.

                Пр..родой  бережно  спелёнутый,

                Завёрнутый   в  зелё..ый  лист,

                Р..стет  цветок  в  глуши  нетронутой,  

                Прохладен,  хрупок  и  душист.

                                                                        (С.Я.Маршак)

—  Прочитайте  вслух  стихотворение.

—  О  каком  цветке  говорится  в  стихотворении?  Докажите.  Слайд  4,  щелчок.

—  Объясните  орфограммы.

—  Прочитайте  причастия.

—  Проверяем  морфологический  разбор  причастий.  (Работа  в  парах.)  

Слайд  5,6.

 Разбуженный  —  прич., лес  (какой?)  разбуженный,  н.ф. —  разбуженный, страдат.,  прош. вр., сов.в., полн.ф., им. п.,  ед.ч., м.р., определение.

Объят — прич.,  н.ф. — объятый,  страдат., прош. вр., сов.в., кратк.ф., ед.ч., м.р., сказуемое.

 

—   Оцените  работу  своего   товарища.

3.  Слово  учителя.

Гиперссылка  от  слайда 6 на  слайд  19.   

 Ребята,  продолжим  наш  разговор  о  цветах. Сегодня  поговорим  о  необычайном,  неповторимом  цветке   —    о  хризантеме.  Хризантемы  —  цветы поздней  осени,  первых  заморозков.  

4. Работа  с  текстом  на  основе  разноуровневых  заданий.

—  А  теперь  мы  с  вами  познакомимся  с  историей  хризантемы. (Тексты  разного  цвета:  1-й  уровень  —  фиолетовые, 2-й  уровень  —  зеленые, 3-й уровень —  розовые.)

А.—  Чтение  текста  про  себя,  вслух.  

Слайд  7.

Гиперссылка   от  слайда  7  на  слайд  20.

—  Докажите,  что  перед  вами  текст.  Охарактеризуйте  его.

—  О  чем  говорится  в  тексте?

—  Как  можно  озаглавить?

— Как  автор  называет  этот  цветок?  (чудодейственный,   сокровище)

Гиперссылка  от  слайда  20  на  слайд 8.

—  Объясните   значение  слова  эликсир.

Гиперссылка  от  слайда  8 на  слайд  21.

Б.  Расставить  знаки  препинания.  

(3-й  уровень —  читают  предложения  со  знаками  препинания;

1-й,2-й  уровень — объясняют  постановку  знаков  препинания)

В.  Синтаксический  разбор  предложения

          Из  этого  растения   готовили  (не)обыкновенный  эликсир,  помогающий  избавиться  от  болезней.         

—   Объясните   написание  слова  необыкновенный.

— Давайте  вспомним  правило правописания  не  с  прилагательными.

—  Найдите  в  тексте  глагол  с   не.  Как  глаголы  пишутся  с  не?

—  Прочитайте  ещё  раз  задание  текста.  Какое  задание  осталось  невыполненным?

5. Сообщение   темы, цели, задач  урока.

Гиперссылка    от  слайда  21  на  слайд  9.

6.  Объяснение   новой  темы.

А.—  Проанализируем  примеры  слитного  и  раздельного  написания  не  с  причастиями.  При  каких   условиях  не  с  причастиями  пишется  раздельно?  А  слитно?

Слайд  10.

НЕ   С  ПРИЧАСТИЯМИ

                  РАЗДЕЛЬНО

                 СЛИТНО

1) цветок   не__сорван   (кр. прич.) 

1) неизгладимое  впечатление

2) не__купленный,  а 

выращенный  цветок

2) незасохшие  цветы

3)не__тронутая  осенними  заморозками   хризантема

4) ничуть  (нисколько,  далеко,

отнюдь, вовсе)  не__замерзший  цветок 

Б. Вывод.

                                        НЕ  с   причастиями

                РАЗДЕЛЬНО

                   СЛИТНО

1) С   краткими  причастиями

(цветок   не__сорван)

1) Без  НЕ   не  употребляется

(неизгладимое  впечатление)

2) Есть  противопоставление   с  союзом  а  ( не__купленный,  а  выращенный  цветок)

2) Не  имеют   зависимых  слов  и  противопоставления  с  союзом  а  ( незасохшие  цветы)

3)  Причастие  имеет  зависимые  слова (причастный  оборот)  

( не__тронутая   осенними  заморозками  хризантема)

4)  Имеет  при  себе  слова  с  ни  и  слова  далеко,  вовсе,  отнюдь,    до  сих  пор  (никем   не__выращенный  цветок)   

В. — Какие  условия  выбора  не  являются  общими  для  причастий,  прилагательных  и  глаголов?

Г. Чтение  п.24  (с.65).

Д. Объяснение  употребления  не   с  причастиями  (письменно).

—  Вернемся  к  тексту  и,  пользуясь  нашей  таблицей,    попробуем  объяснить  правописание  не  с  причастиями.

7. Закрепление  на  основе  разноуровневых  заданий.

Ссылка   на  цветок  22.

А.  Составление  словосочетаний    (карточки  желтого  цвета,  у  каждого  по  3  карточки).

—  Продолжим  подбирать  причастия  для  описания  хризантемы.  Каждый  из  вас  выбирает  уровень  сложности.

Б.  Проверка  работ. Оцените  свою  работу.  

В.  Составление  текста  (карточки  оранжевого  цвета).

—  А  теперь  попробуем  правильно  употребить  причастия  с  не    при  составлении  текста.  Но  в  то  же  время  познакомимся  с  еще  одной  версией  истории  хризантемы.

        По  другой    легенде,  родиной  этого   _______________   очарования   растения  является  Китай.  Китайцы,  ___________

в  своей  правоте,  назвали  в  честь  хризантемы  девятый  месяц  года.  По______________________  силы  преданию,  смельчак,  _________   сорвать   в  девятый  день  девятого  месяца  цветок  хризантемы,  обретает  бессмертие.

Для  справок:  (не)  побоявшийся,  (не)  потерявшего,  (не)  утратившему,  (не) сомневающиеся.

Ссылка  от   слайда  22   на  слайд  11,  12.

Г.  Проверка. Объяснение   правописания  не  с  причастиями.

— Оцените  свою  работу.

8. Тестирование  (карточки  белого  цвета,  у  каждого  ученика  по  3  карточки,  каждый  выбирает уровень  сложности).

Гиперссылка  на  слайд  23.

А. Уровень1.

  *Отметь  слитные  написания. 

1. (не)  видимые   звезды  

2. (не)  проходимое    болото

3. помещение  (не)  проветрено (кр.прич.)

4. далеко  (не)  знатный

5. (не)  глаженый  пиджак

6. никогда  (не)  унывающий  

7. (не)  писаный  закон

8. отнюдь (не)  убежденный

9. (не)   гашеная  известь  

10. конверт  (не)  заклеен (кр.прич.)

 Уровень  2.

** Отметьте  слитные  написания.

1. бочонок  (не) выкачен

2. (не)  умолкающий  пилот  

3. (не)  удержавшийся  на  ветках

4. (не)  проницаемая  стена  

5. (не)  знающая  тепла

6. (не)  изъяснимое  волнение

7. вовсе  (не)   воинствующий

8. (не)  виданные  размеры

9. (не)  мечтающий  о  богатстве

10. (не)  слыханный  грохот

Уровень  3.

*** Отметьте  слитные   написания

1. дорога  (не)  измерена

2. (не)  засеянное  поле

3. (не)   прекращающийся,  а  усиливающийся  дождь

4. (не)  проветренная  комната

5. комната  (не)  проветрена

6. (не)  сказано  ни  слова

7. (не)  застроенный  пустырь  

8. (не)  отправленная  телеграмма  

9. (не)  ощущающий  холода

10. (не)  сбывшиеся  мечты  

Слайды  13,  14,  15,  16,  17,  18.

Б. Проверка.  Оцените  свою  работу.

9.  А.Подведение  итогов  урока.

Б. Слово  учителя.

— Октябрь  в  Японии  по  старому  лунному календарю  — это  месяц  хризантем.  Каждый  год  в  стране  отмечается  праздник,  посвященный  божественному  цветку:  лодки,  дома  украшаются  гирляндами  из  хризантем,  исполняются  песни,  ритуальные  танцы,  поэты   читают  стихи.  Послушайте  стихотворение  Ли   Цинчжа.  

Слайд   24.

Читает  ученик.                

                Твоя  листва  —  из  яшмы  бахрома —

                Свисает  над   землей.

                За  слоем  слой,  

                Десятки  тысяч  лепестков  твоих,

                Как  золото  чеканное   горят...

                О,  хризантема,  осени  цветок,

                Твой  гордый  дух,  вид  необычный  твой

                О  совершенстве  доблестных  мужей

                Мне  говорят...

10. Домашнее   задание.

——  О  чем  же  они  говорят?

 Дома  попытайтесь  вспомнить  материал  сегодняшнего  урока  и  напишите  сочинение/изложение  "Необыкновенная  история  хризантемы".

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)...

Урок-модуль русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е".

Конспект урока русского языка в 7-м классе  "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е."...

Самоанализ урока по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». 7 класс

Самоанализ урока  по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», проведённого в 7  классе...

Презентация к уроку по теме" Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями".

Презентация содержит теоретические и практические метериалы к указанной теме....

Урок русского языка "Слитное и раздельное написание не с наречиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е"...

Урок русского языка. Слитное и раздельное написание не с глаголами. 5 класс.

Обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании частицы не с глаголами....