Урок - зачёт по теме "Знаки препинания" 5 класс
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Струкова Галина Васильевна

Повторение изученного пунктационного материала; сведений о "конечных" знаках препинания (в том числе и о многоточии), о запятой, тире, двоеточии, кавычках. Умение применять данные теоретические знания при выполнении практической части. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass.docx461.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок-зачет по теме <<Знаки препинания>>.

1.Подготовка к уроку.

Ученикам предлагается повторить изученный пунктуационный  материал. Для организации домашней работы вычерчивается таблица, где указывается  параграфы учебника. Учащимся названы параграфы того учебника, по которому  они учатся.

Дома ученики должны собрать сведения о знаках препинания,  т.е.  выяснить все случаи,  когда ставится точка, запятая, тире,  двоеточие, кавычки и т.д. Чтобы облегчить домашнюю подготовку, целесообразно вместе с классом проанализировать заранее заготовленную табличную запись.

пп

Знак препинания

Место постановки, роль в предложении

1

               ,

1)Между однородными членами-

Разделяет их .

2)После обращения; перед  ним; после и перед ним-

Выделяет обращение.

3)Между простыми предложениями в составе сложного-

Разделяет простые предложения.

4)После вводного слова; перед  ним; после и перед ним (учебник В.В. Бабайцевой  и Л.Д. Чесноковой)

2

               -

1)Между подлежащим и сказуемым.

2)После прямой речи перед словами автора-

Отделяет  их друг друга.

3)В начале строки перед репликой диалога-

Обозначает начало новой реплики.

3

              :

1)После обобщающего слова перед однородными членами-

Отделяет обобщающее слово от однородных членов.

2)После слов автора перед прямой речью -

Отделяет  их друг от друга.

4

              …

В середине или конце цитаты-

Обозначает пропуск в цитате.

5

          <<   >>

В начале и в конце прямой речи-

Выделяют чужую речь.

Затем еще раз уточняются требования к зачетному уроку.

1.Устно надо уметь рассказывать о каждом случае постановки знака препинания, приводить примеры и объяснять их. К  зачету  следует повторить все пунктуационные правила и подготовить полные ответы по таблицам : 1)о “конечных” знаках препинания ( в том числе и о многоточии как “конечном”  и “внутреннем”  знаке препинания, если этот материал изучался хотя бы в пропедевтическом плане); 2)о запятой; 3)о тире; 4)о двоеточии; 5)о кавычках

2.Письменно  уметь: записать, примеры к изученным пунктуационным правилам; расставить знаки препинания в предложенном тексте, объяснить их постановку графически(с  помощью пунктуационных схем)

Устные ответы  учащихся носят зачетный характер.

Типы заданий для письменной работы.

1)Запишите свои примеры на постановку запятой между однородными членами (двоеточия, тире и т.д.). Обозначьте пунктуацию графически.

2)Поставьте знаки препинания, объясните  их постановку пунктуационной  схемой.

Варианты карточек.

1. Утро заметно уже близилось. Все было серо (,) холодно и мокро (:) и земля (,) и небо (,) и тощая желтая трава(,) и бесформенные кучи камня(А. Куприн)

2.Весело и быстро по всем зеленым листьям (,) по всем железным крышам(,) по цветникам (,) по скамейкам (,) по ведрам и по лейкам стеклянный дождь стучит.(С.Маршак)

-Типы вопросов для зачетной беседы.

1)Как два знака могут стоять в конце восклицательного предложения?

2)Что означают кавычки?

3)Что может означать тире?

4)Какие три случая постановки тире тебе известны?

5)Какие разделительные и какие восклицательные знаки препинания вы знаете?

6)Что разделяет, а что выделяет  запятая?

7)Какой союз может быть сигналом  двух разных пунктограмм?

8)Какой знак препинания  вы поставите в конце предложения:   Разве можно обижать малышей? Какое это предложение по смыслу, по цели высказывания?

     Вывод.

                      Спасибо за работу!

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. Зачёт по теме "Глагол" в 6 классе

Урок-зачет по теме «Глагол» в 6 классе. Данный урок рассчитан на два часа, разнообразные формы организации работы учащихся (в группах, в парах, индивидуально) позволяют систематизировать и обобщ...

Урок - зачёт в 8 классе по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, и Н.В.Гоголя

Цели урока:  * Выявить знания по содержанию повести «Капитанская дочка», комедии «Ревизор», поэмы «Мцыри»;* показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеоб...

Система организации и проведения уроков-зачётов в старших классах

Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и навыков каждого учениа класса с зачётом по основным темам.Система зачетов позволяет осуществить контроль за освоением теоретич...

Природа России.Урок-зачёт.География 8 класс.

Данный урок был проведён  на Дне открытых дверей в ГБОУ  СОШ № 448 г.Москвы в марте 2012г. и получил самые высокие оценки от родителей,коллег и учеников 8 а класса. Этой разработкой могут во...

Урок - зачёт по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" 9 класс

обобщить  знания  и умения по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»;развития навы­ков использования средств ИКТ для выполнения индивидуаль­ных творческих работ средст­вами MS W...

Урок-зачёт по теме "Лексика" в 5 классе

Для организации зачёта по теме "Лексика" в 5 классе используется нестандартная форма урока-путешествия....

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...