Слитное и раздельное написание не с существительными
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

 

I.Организационный момент.

Продолжаем работать над изучением  имени существительного, вспомним, что уже известно об этой части речи.

 

II.Опрос по домашнему заданию

-Дать определение существительного

-Как отличить имя существительное от других частей  речи?

 

Синтаксический разбор предложения. Слайд №1

С..нтябрь  капризный мес..ц. Золотом и б..грянцемукрас..л он рощи и дубравы и п..лена туманов заст..лила дали.

 

III. Изучение нового материала.

На доске предложения. Слайд №2

И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин)

Вновь наступило ненастье.

Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица)

О край дождей и непогоды, кочующая тишина…(С.Есенин)

 

-Какая орфограмма объединяет эти предложения? Сформулируйте тему нашего урока (таблица- алгоритм).

 

Алгоритм написания не с существительным.Слайд №4

 

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А. Если  не употребляется, то пиши слитно.

Невежда(вежда)- не употребляется.

Б.Если употребляется, то

 

2.Проверь, есть ли противопоставление с союзом  а,

А.Если есть, пиши раздельно

Не правда, а ложь.

Б.Если слово является отрицанием, пиши раздельно

Ты мне не друг.

В.Если нет, то

 

3.Замени существительное синонимом:

А.Если можно заменить, пиши слитно,

Неправда — ложь

Б.Если нельзя заменить, пиши раздельно.

 

IV.Закрепление изученного.Слайд №5

Списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

 

     (Не)был в школе, (не)настье,  говорить

 (не)правду;  (не)внимание, а рассеянность,

(не)забудка, проверять (не)знания, почувствовать  (не)домогание, (не)навидеть  (не)вежливость.

 

V. Словарная работа.Слайд №6

 (На доске записаны слова НЕВЕЖА, НЕВЕЖДА)

Вопросы к классу:

-Как вы думаете, почему эти слова с НЕ пишутся слитно?

-А какого они рода?

-Кто знает значение этих слов?

Историческая справка

1.      Невежа-существительное мужского и женского рода (от древнерусского  языка ВЕЖА-знаток)

Первоначально тот, кто не знает правила приличия. Грубый, невежливый, невоспитанный человек.

А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа» (А.С.Пушкин)

 

2.      Невежда- ( от старослав. - ведать) малообразованный, малознающий человек.

Он в музыке полный невежда.

 

VI. Подведение итогов.

- Что нового мы узнали на уроке?

-В каких случаях мы будем писать слитно не с существительными?

-Когда будем писать раздельно?

 

VII. Самостоятельная работа.

Мы ценим и любим (не) праздность, а труд.

(Не) школа, а жизнь научит.

(Не)вежда и разумные доводы отведет.

Ученье в счастье украшает, а при (не)счастье утешает.

Ученье свет, а (не)ученье тьма.

(Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

 

VIII. Домашнее задание.Слайд №7

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация529.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксический разбор предложения. С.. нтябрь капризный мес.. ц . Золотом и б.. грянцем украс ..л он рощи и дубравы и п..лена туманов заст ..лила дали.

Слайд 2

Правописание не с именами существительными.

Слайд 3

И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. ( А.С.Пушкин ) Вновь наступило ненастье. Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица) О край дождей и непогоды, кочующая тишина … ( С.Есенин )

Слайд 4

«НЕ» с именами существительными Определите, употребляется ли существительное без «НЕ» ЕСЛИ не употребляется - СЛИТНО ЕСЛИ употребляется ЕСТЬ ЛИ противопоставление с «А» ЕСЛИ НЕТ, замени синонимом без «НЕ» Пиши раздельно Пиши слитно

Слайд 5

Списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. (Не)был в школе, (не) настье , говорить (не)правду; (не)внимание, а рассеянность, (не) забудка , проверять (не)знания, почувствовать (не) домогание , ( не ) навидеть ( не )вежливость.

Слайд 6

НЕВЕЖА, НЕВЕЖДА А народ-то над ним насмехался : « Поделом тебе, старый невежа» ( А.С.Пушкин ) Он в музыке полный невежда.

Слайд 7

Развиваем словарный запас! Замените иноязычные слова русскими. Аналогия , абстрактный, гипотеза, ресурсы, архитектор, кашне, кашпо. Слова для справок : ваза , шарф, сходство, отвлеченный, зодчий, средства, предположение.

Слайд 8

Домашнее задание: п.43, упр. 243


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными (Авторская разработка. Адаптивная система обучения).

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с существительными(Авторская разработка. Адаптивная система обучения).      Автор: Каштанова Наталья Александровна, учитель русск...

Слитное и раздельное написание не с существительными 6 класс.

Цель и задачи урока.Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать с...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Презентация на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными"

Презентация на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными" предназначена для уроков русского языка в 6 классе. Построена с учетом требований ФГОС...