Игра "Лингвистический футбол"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме

Учащиеся 12-13 лет продолжают испытывать потребность в игровой деятельности, поэтому  антураж спортивной игры с определенными правилами, снаряжением, атрибутами позволяет  компенсировать   недостаток игры в обучении и общении, при этом идет воспитание потребности в знании русского языка за рамками школьного предмета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_futbol.doc116 КБ
Файл lingvisticheskiy_futbol.pptx866.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 11 им.В.В.Рассохина

Пелипенко Ольга Викторовна

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ»

               

Форма проведения мероприятия: лингвистическая игра на основе спортивной игры футбол.


Участники : учащиеся 6-7 классов


Задачи внеклассного мероприятия:

  1. развивать умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
  2. развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
  3. воспитывать потребность и умение работать в команде, подчиняться заданным правилам игры,   формировать культуру отношений в процессе соревнования.


Подготовительная работа и оборудование:

  1. формирование команд из учащихся 6-7-х  классов;
  2. подготовка команд (помощь в подборе названия, девиза, эмблемы);
  3. подбор вопросов для игры, изготовление карточек с вопросами;
  4. изготовление плакатов для фанатов и болельщиков;
  5. спортивные атрибуты (форма, свисток, жёлтые и красные карточки для судейства);
  6. медали и почетные грамоты для победителей.


Актуальность выбранной формы для проведения внеклассного мероприятия:

учащиеся 12-13 лет продолжают испытывать потребность в игровой деятельности, поэтому  антураж спортивной игры с определенными правилами, снаряжением, атрибутами позволяет  компенсировать   недостаток игры в обучении и общении, при этом идет воспитание потребности в знании русского языка за рамками школьного предмета.

ПРАВИЛА ИГРЫ

 

В  матче принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из 11 игроков, включая вратаря. Распределение ролей в команде происходит заранее: 4 защитника, 5 полузащитников и 1 нападающий (возможны другие варианты: 4-3-3 (схема команды «Реал Мадрид»).  

 Количество запасных игроков, которые могут принимать участие в матче,   должно лежать в промежутке от трёх до семи. Во всех случаях, имена запасных игроков должны быть определены до начала матча. Игрок не может принимать участие в матче, если он не значится в списке запасных игроков, который должен быть передан судье до начала матча.

         В случае замены игрока, судья должен быть предупреждён о замене. Запасной игрок выходит только после того, как его покинет игрок, которого заменяют, предварительно получив сигнал от судьи. С этого момента заменённый игрок не принимает дальнейшего участия в матче.

Все запасные и заменённые игроки подчиняются юрисдикции судьи, независимо от того, принимают они участие в матче или нет.

Любой игрок может поменяться местами с вратарём. Судья должен быть предупреждён о такой замене.

Если запасной игрок вступает в игру без разрешения, игра останавливается, запасной игрок наказывается предупреждением с показом жёлтой карточки и получает указание покинуть поле.  

Матч контролируется судьёй, обладающим всеми   правами и обязанностями по обеспечению соблюдения Правил игры.

Решения судьи по фактам, связанным с игрой, являются окончательными.  

         Перед игрой после представления команд происходит жеребьевка, определяющая, кто начинает игру.

Игра начинается по свистку судьи.

Нападающий команды, получившей по жребию право начать игру, задаёт противнику вопрос, называя чётко его номер и громко прочитывая вопрос.

По свистку судьи защитники команды противника в течение минуты обсуждают вопрос и дают ответ. В это время полузащитники не имеют права обсуждать вопрос между собой.

Если ответ правильный, то  команда получает право задать вопрос соперникам.

Если ответ неправильный, то гол считается забитым в ворота, команда, забившая гол, получает право бить ещё раз.

В случае затруднения защитники обращаются к полузащитникам и просят у судьи еще одну минуту на обсуждение.

Если   защитники не смогут отразить удар, в игру вступает вратарь. Он должен сразу дать ответ, не обсуждая больше вопрос. В любом случае неправильный ответ – это гол в воротах.

Решение о правильности или неправильности ответа принимает судейская коллегия.

За нарушение правил команды наказываются штрафом. За первое нарушение судья   показывает жёлтую карточку, за второе – красную. За два нарушения игрок  удаляется с поля на всю игру без права замены. Нарушение – это общение защитников с болельщиками, запасными или вратарём; обсуждение после свистка; пользование допингом – шпаргалкой.

Игра идёт в два тайма по 20 минут, считается общее время. Перерыв 5 минут.( В случае ничейного счёта по решению судейской коллегии можно провести дополнительный тайм – 10 минут).

             

СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ

  1. Принимает решение об ответах и объявляет гол.
  2.  Ведёт учёт самого результативного вратаря.
  3. Ведёт обработку записок болельщиков.
  4. Ведёт учёт нарушений и сообщает судье о необходимости удаления игрока.
  5. Учитывает время каждого тайма и сообщает судье.

КОМАНДЫ

  1. При подготовке к игре придумывают название, девиз , эмблемы.

 БОЛЕЛЬЩИКИ

  1. Придумывают  «кричалки», речёвки для поддержки своих команд.
  2. Рисуют плакаты, отражающие их отношение к своей команде.
  3. Во время игры могут посылать в судейскую коллегию записки с замечаниями о ходе игры.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

1. Вспомните стихотворение С.Я.Маршака про даму, которая сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку. Расположите названия вещей в алфавитном порядке.

1. Диван, картина, картонка, корзина, саквояж, собачонка, чемодан.

2. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, употребляющееся как спортивный термин?

2. Ничья.                                  

3. Какое различие между словами одеть и надеть?


3. Одеть – о предметах одушевленных: кого-то; надеть – о предметах неодушевленных: что-то.

4. определите смысловые различия в парах: соседний - соседский, леденеть- леденить. Как называются такие слова?


4. Это паронимы. Соседний –расположенный по соседству,  соседский – принадлежащий соседям. Леденеть - самому, леденить - кого-то.

5. Подберите синонимический ряд к слову бегло.

5. Бегло – спешно, наскоро, торопливо, мимоходом, наспех.

6. Отгадайте шараду:

Начало – голос птицы,

Конец на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

 6.  Картина.

7. А) касаться, загорать, приложение, препираться, замираю, убирать, растение.

     Б) поливать, запевать, седой,  ряды, записал, вытяну, привидение.

    По какому принципу сгруппированы слова?

7. В первой группе слова, в корнях которых безударная гласная не проверяется, т.е. исторически чередуется. Во второй группе безударные гласные корня проверяются ударением.

8. Приведите примеры слов, не допускающих присоединения к себе суффиксов с уменьшительным значением.

8. Громада, колосс, титан.

9. Некоторые современные фразеологические обороты возникли в результате искажений ранее вполне понятных выражений. Продолжите: «Голод– не тётка…», «Собаку съел…»


9. «Голод – не тётка, пирога не поднесёт». «Собаку съел, а хвостом подавился».

10. Связаны ли между собой слова товарищ и товар?






10. Бродили по Руси торговцы, покупали, продавали. Одному в путь отправляться было опасно, вот и выбирали себе товарища, который помогал товар сбывать. Затем слово товарищ получило значение «друг, приятель» вообще, а не только в торговле.

11. Мясо свиньи – свинина, мясо барана – баранина, а мясо коровы – говядина. Почему говядина, а не  «коровина»?        

         


11. В глубокой древности для обозначения скота было слово говядо. У индоевропейцев был крупнорогатый скот. А это, прежде всего – коровы.

12. Почему говорят «проворонить»?




12. В образной народной речи вороной называли нерасторопного человека, разиню, зеваку. Проворонить – прозевать, пропустить.

13. У двух зрячих один брат слепой, но у слепого нет зрячих братьев. Как это может быть? Объясните, с каким языковым явлением связана трудность понимания «мнимого» противоречия.




13. Слово «зрячих» в первом случае используется в качестве существительного в форме Р.п. мн.ч., а эта форма одинакова для слов, которые в ед.ч. имеют различия: зрячий брат, зрячая сестра, зрячее существо. В первой части загадки «зрячих» относилось к сёстрам.

14. Возвратная форма глаголов предполагает действие, которое объект направляет сам на себя. Подберите такие глаголы, возвратность которых кажется парадоксальной.

14. Телёнок бодается, ёрш колется, собака кусается, кошка царапается, нитки рвутся.



15. Превратите существительные плач, удар, пример, жар в глаголы.



15. Надо добавить Ь: плачь, ударь, примерь, жарь ( глаголы в повелительном наклонении)

16. Петя читает какой-то рассказ. В комнату входит его брат, студент, будущий учитель русского языка.

    Он слышит только последнюю  фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».

 - Уверен, что среди восьми работавших не было ни одной женщины, - сказал брат.

 - Точно! – Петя удивлённо посмотрел на него. – Но как ты догадался?

 - А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…

 Какую?

16. В этой фразе упоминаются собирательные числительные. Их особенность в том, что они не употребляются  с существительными, обозначающими  лиц  женского пола.


                                                   

17. Отгадайте загадку:

Он пузатый, но не жирный,

В тюбетеечке всегда,

Молчаливый, очень смирный,

Не выходит никуда.

Но как только он напьётся,

Забирается на печь

И ворчит, шумит, плюётся –

Уж от ссор не уберечь.

Корень слова дан Китаем,

Ну, а суффикс русский, знаем.

17. Чайник.

18. Косить траву или сено? Равноправны ли эти выражения?




18. Да, косить сено можно. Сеном называют ещё и траву, которая предназначена для заготовки корма животным.

19. Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах.

 Чьё лицо или чьи лица увидел джинн?

19. Али, т.к. только наречие навзничь обозначает «опрокинувшись на спину, вверх лицом».

20. Алёна сказала: «Я всё время разговариваю ни о чём, это мне характерно». Женя её поправила: «Тебе это свойственно». Андрей поправил их обеих: «Надо сказать: мне это типично». Кто из ребят ошибся?

20. Алёна и Андрей, т.к. слова характерный и типичный в значении определяющий  мы употребляем по отношению к неживым предметам.

21. Жан, Мишель, Даниэль и Фредерик – французские дети, знакомые Бориса. Перед Новым годом Борис послал поздравительные открытки Жану, Мишель, Даниэлю и Фредерик. Скольким девочкам послал Борис поздравительные открытки?

21. Двум: Мишель и Фредерик.

22. Исправьте ошибки:

- возвращаться со школы;

-кто крайний;

-вперёд меня;

-оплатить за проезд;

-сколько много.

22.

–возвращаться из школы;

- кто последний;

- раньше меня, раньше, чем я;

- оплатить проезд;

- сколько? Как много?

23. Образуйте формы множественного числа:

- борт

- егерь

- веер

- тенор

- вексель

- желоб

- отпуск

- профессор

23.


- борта

- егери и егеря

- веера

- теноры

- векселя

- желоба

- отпуска

- профессора.

24. Назовите правильно жителей этих городов:

- Тула

- Орёл

- Омск

- Курск

- Ростов-на-Дону

- Архангельск

24.


- туляки

- орловцы

- омичи

- куряне        

- ростовчане

- архангелогородцы

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.-М.,1982.

2.Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц.-Ярославль: Академия развития, 2007.

3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.:Просвещение,1995.

4. Успенский Л.В. Слово о словах.-Л.,1962.

5. Шанский Н.М. Занимательный русский язык.-М.:Дрофа, 1996.

     СЛОВАРИ:

6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова.-М.:Рус.яз., 1987.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.-М.: Рус.яз.,1985.

8. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-М.:Азбуковник,1998.

9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова.-М.:Рус.яз.,1986.

10.Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов /Н.М.Шанский, Т.А.Боброва.-М.:Дрофа,2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ

Слайд 2

ПРАВИЛА ИГРЫ

Слайд 3

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СУДЕЙСКОЙ КОЛЛЕГИИ

Слайд 4

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СУДЬИ МАТЧА

Слайд 5

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ

Слайд 6

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВТОРОЙ КОМАНДЫ

Слайд 12

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ : images.yandex.r u gotowall.com/ show_wallp … wwww.2krota.com/ wallpap … www.nntt.org/ viewtopic .… inukr.net/sport/30845-z … Автор: ПЕЛИПЕНКО ОЛЬГА ВИКТОРОВНА у читель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 11 им.В.В.Рассохина г .Армавир 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СФП в годовом цикле занятиями мини-футболом (из опыта работы в секции «Мини-футбол»)

Представляю примерные комплексы по СФП в секции "Мини-футбол",делюсь положительным опытом и результатами в своей работе....

Тезисы по авторской разработке дополнительной комплексной программы по мини - футболу: "Самотлорские огни футбола"

Автор: Сабирзянов Раиф Эльфатович Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, Нижневартовская Специальная (коррекционная) Общеобразовательная Школа VIII – вида, учитель физической культуры.С 1990 год...

Спортивный конкурс знатоков футбола и мини-футбола

Методическая разработка для организации спортивного праздника-конкурса для семейных команд...

Методические рекомендации по разработке и апробации проекта по теме: «Капля гимназии № 12 в море чемпионата мира по футболу 2018 года» Праздник «Мы любим футбол»

        Так как, одной из самых  интересных форм работы с учащимися являются разнообразные соревнования и спортивные праздники,  мы с коллегами,  решили ...

План-конспект урока по физической культуре в 7 классе. Раздел: Мини-футбол Тема: Техника перемещений, остановок и ударов в футболе (комбинации из освоенных элементов техники передвижений и ударов по мячу)

Урок носит комплексный характер. Метод организации учащихся на уроке: индивидуальный, групповой и фронтальный. Урок актуален тем, что сейчас идёт внедрение мини-футбола в школу...

План – конспект тренировки по мини-футболу, проведённой в спортивно-оздоровительной группе Тема: Совершенствование ведений мяча в мини – футболе

План – конспект тренировки по мини-футболу, проведённой  в спортивно-оздоровительной группеТема:  Совершенствование ведений  мяча  в мини – футболе...

Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «Я ЛЮБЛЮ ФУТБОЛ» для детей в возрасте 7-9 лет

Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «Я люблю футбол» актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, ...